Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5-6_klassy.docx | 65.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 30.08.2022 | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР М.Е. Бурцева | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 31.08.2022 №202/01-10 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Предметная область: Естественные науки
Учебный предмет: Биология
Класс: 6А, 6Б
Учитель: Мизерная Е. С.
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- требованиями к результатам освоения ООП ООО (личностным, предметным, метапредметным);
- примерными программами по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017 г.- (Стандарты второго поколения).
Освоение учебного предмета возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Общие цели образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Основные задачи обучения (биологического образования):
• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- • овладение ключевыми компетентностями: учебно- познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Результаты освоения курса биологии — личностные, метапредметные и предметные
Личностные результаты освоения курса:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к; истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Умение осуществлять оценочную деятельность результатов работы — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать и оценивать качество и уровень усвоения знаний и умений выполнять учебные действия;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
В ходе изучения биологии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель ре-шения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструменталь-ных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникацион-ных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, со-здание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать ин-формационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
5 класс
Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 5 классе 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые образовательные результаты обучающихся при освоении курса «Биология. 5 класс»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание
(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работать в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов.
Обучаемый научится:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «среда обитания»;
- отличать живые организмы от неживых;
- характеризовать среды обитания организмов;
- применять методы биологической науки для познания живой природы.
- определять значение биологических знаний в современной жизни;
- оценивать роль биологической науки в жизни общества;
- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней;
- объяснять роль живых организмов в среде обитания.
Обучаемый получит возможность научиться:
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- овладевать основными приёмами работы с учебником;
- различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп;
- оформлять результаты своих наблюдений.
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (9 часов)
Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки.
Л/р № 1 «Устройство увеличительных приборов, правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы».
Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
Обучаемый научится:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- объяснять роль минеральных веществ и воды, входящие в состав клетки;
- различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;
- выделять существенные признаки строения клетки и процессов жизнедеятельности клетки;
Обучаемый получит возможность научиться:
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- ставить биологические эксперименты
- анализировать объекты под микроскопом;
-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
- сравнивать строение клеток разных организмов.
Многообразие организмов (20 часов)
Классификация организмов. Строение и многообразие бактерий. Строение и многообразие грибов. Характеристика царства Растения. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения. Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Многообразие живой природы.
Л/р № 3 «Строение зеленых водорослей»
Л/р № 4 «Строение мха» (на примере местных видов)
Л/р № 5 «Строение папоротника»
Л/р № 6 «Строение хвои и шишек хвойных»
Л/р № 7 «Изучение строения цветкового растения»
Л/р № 8 «Строение и многообразие шляпочных грибов»
Л/р № 9 «Изучение строения плесневых грибов»
Обучаемый научится:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
- выделять существенные признаки представителей разных царств природы;
- определять принадлежность биологических объектов к систематической группе;
- объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы;
- различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных разных типов и классов, наиболее
распространённых домашних животных, опасных для человека животных;
Обучаемый получит возможность научиться:
- сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- осваивать приёмы: работы с определителями; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, вирусами, животными, растениями;
- находить информацию о растениях, животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, оценивать и анализировать её;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя.
Учебно-тематический план в 5 классе
Разделы и темы курса | Коли- чество часов | Лабораторные работы | Экскурсии | Контрольные работы |
Раздел 1. Биология как наука | 5 | |||
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | 9 | Л/р № 1 «Устройство увеличительных приборов, правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы». Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | ||
Раздел 3. Многообразие организмов. | 20 | Л/р № 3 «Строение зеленых водорослей» Л/р № 4 «Строение мха» (на примере местных видов) Л/р № 5 «Строение папоротника» Л/р № 6 «Строение хвои и шишек хвойных» Л/р № 7 «Изучение строения цветкового растения» Л/р № 8 «Строение и многообразие шляпочных грибов» Л/р № 9 «Изучение строения плесневых грибов» | Промежуточная аттестация | |
Итого | 34 | 7 | 0 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по предмету биология
5 класс
Автор учебника: Пасечник В.В. (УМК по биологии «Линия жизни»)
№ | Содержание (название раздела, тема). | Количество часов. | Дата. | Лабораторные работы. | Домашнее задание. | |
План | Фактич. | |||||
Подраздел I. Биология как наука | 5 | |||||
1. | Биология – наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. | 1 | 1 неделя | Введение, § 1, р.т. № 2, 5, 6 стр. 4 | ||
2. | Методы изучения биологии. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете. | 1 | 2 неделя | § 2, 3, р.т. № 2, 3 стр. 6 | ||
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | 1 | 3 неделя | § 4, р.т. № 3, 4 стр. 11 | ||
4 – 5. | Среды обитания организмов. Почва, виды почв, охрана. Вода, ее значение для организмов. Мир водоемов, охрана. Воздух, его значение для организмов, охрана воздуха. | 2 | 4 – 5 неделя | Записи в тетради, § 5, р.т. № 2 стр. 13, стр. 16 – 18 | ||
Подраздел II. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | 9 | |||||
6. | Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. | 1 | 6 неделя | Л/р № 1 «Устройство увеличительных приборов, правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы». | § 6, р.т. № 1, 3, 4 стр. 21 | |
7. | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. | 1 | 7 неделя | § 7, р.т. № 1, 4, 5 стр. 23 | ||
8. | Строение клетки. Основные органоиды. Пластиды. | 1 | 8 неделя | § 8, р.т. № 1 - 3 стр. 26, записи в тетради | ||
9. | Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | 1 | 9 неделя | Л/р № 2. | § 8 повторить | |
10 – 11. | Жизнедеятельность клетки. Раздражимость. Движение цитоплазмы. Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов. | 2 | 10-11 неделя | § 9, р.т. № 2 – 6 стр. 31 | ||
12 – 13. | Ткани. | 2 | 12-13 неделя | Записи в тетради | ||
14. | Повторительно-обобщающий урок по подразделу I. | 1 | 14 неделя | Р.т. стр. 35 – 37 | ||
Подраздел III. Многообразие организмов. | 20 | |||||
15 - 16. | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий, разнообразие, распространение. Роль бактерий в природе и жизни человека. | 2 | 15-16 неделя | § 10, 11, р.т. № 1, 3, 5, 9 стр. 40; 1, 3, 4 стр. 42 | ||
17. | Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие. Места обитания растений. Водоросли. | 1 | 17 неделя | § 12, р.т. № 1-6 стр. 45; § 13, № 2, 4, 6-8 стр. 47 | ||
18. | Водоросли – одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль в природе, жизни человека. | 1 | 18 неделя | Л/р № 3 «Строение зеленых водорослей» | § 14, 15, р.т. № 1 стр. 49, 2 - 4 стр. 52 | |
19 - 20. | Высшие споровые растения. Мхи. | 2 | 19-20 неделя | Л/р № 4 «Строение мха» (на примере местных видов) | § 16, 17, р.т. № 1 – 6 стр. 52; № 1, 4, 5 стр. 54 | |
21. | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны. | 1 | 21 неделя | Л/р № 5 «Строение папоротника» | § 18, № 3, 4, 7, 9, 10 стр. 58 | |
22. | Семенные растения. Голосеменные, особенности строения, многообразие, роль в природе и жизни человека. | 1 | 22 неделя | Л/р № 6 «Строение хвои и шишек хвойных» | § 19, 20, р.т. № 1, 4, 6, 8 стр. 63; № 3,4, 7 стр. 66 | |
23 - 24. | Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие, роль в природе, жизни человека. | 2 | 23-24 неделя | Л/р № 7 «Изучение строения цветкового растения» | § 21, § 13 – 16 повт. Р.т. № 1, 4 - 6, 8 стр. 69 | |
25. | Обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира. Бактерии» | 1 | 25 неделя | |||
26. | Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные. | 1 | 26 неделя | § 22, р.т. № 1 - 4, 6 стр. 73 | ||
27. | Характеристика царства Грибы. Съедобные и ядовитые, оказание 1-й помощи при отравлении грибами. | 1 | 27 неделя | Л/р № 8 «Строение и многообразие шляпочных грибов» | § 23, р.т. № 2 - 4 стр. 76 | |
28. | Многообразие грибов. Их роль в природе и жизни человека. | 1 | 28 неделя | Л/р № 9 «Изучение строения плесневых грибов» | § 24, р.т. № 2, 3, 5, 7 - 9 стр. 78 | |
29. | Грибы – паразиты. | 1 | 29 неделя | § 25, р.т. № 2 – 4, 8 стр. 81 | ||
30. | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. | 1 | 30 неделя | § 26, р.т. № 2, 4 - 6, 8, 9 стр. 83 | ||
31. | Промежуточная аттестация | 1 | 31 неделя | |||
32. | Происхождение бактерий, грибов, растений, животных. | 1 | 32 неделя | § 27, р.т. № 1, 2, 4, 5 стр. 86 | ||
33. | Обобщающий урок по темам: «Характеристика царства Животные, Грибы. Лишайники» | 1 | 33 неделя | Р.т. стр. 87 - 91 | ||
34. | Заключительный урок по курсу «Биология 5 класс». Летние задания. | 1 | 34 неделя | |||
Итого: 34 часа |
Содержание программы
Биология. 6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (14 ч.)
Введение. Процессы жизнедеятельности организмов. |
Обмен веществ – главный признак жизни. |
Питание. Способы питания бактерий, грибов, животных. |
Питание растений. Удобрения. |
Фотосинтез. Значение фотосинтеза. |
Дыхание, его роль в жизни организмов. Дыхание растений и животных. |
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ у растений. |
Передвижение веществ в организме животного. |
Выделение продуктов обмена веществ у растений и животных. |
Размножение, как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Значение процесса размножения. |
Рост и развитие живых организмов. |
Раздражимость – свойство живых организмов. Биоритмы. |
Движение – свойство живых организмов. |
Лабораторная работа «Передвижение веществ по побегу растения». |
Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений». |
Раздел 2. Строение, многообразие покрытосеменных растений (19 часов)
Строение семян. |
Виды корней. Типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня. |
Видоизменение корней. |
Побег. Почка – зачаточный побег. Виды и строение почек. Рост и развитие побега. |
Стебель. Строение, значение, многообразие стеблей. |
Лист, его функции. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. |
Клеточное строение листа. |
Видоизменения побега. |
Цветок – видоизмененный укороченный побег. |
Соцветия. |
Плоды. Разнообразие плодов. |
Размножение цветковых. Оплодотворение, образование плодов и семян. |
Классификация покрытосеменных. Признаки классов Двудольных и Однодольных растений. |
Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Астровые. |
Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. |
Многообразие живой природы. Охрана природы. |
Лабораторная работа «Строение семян однодольных и двудольных растений» |
Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы». |
Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле» |
Лабораторная работа «Внутреннее строение ветки дерева» |
Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение» |
Лабораторная работа «Строение клубня, корневища, луковицы» |
Лабораторная работа «Строение цветка» |
Лабораторная работа «Соцветия» |
Лабораторная работа «Классификация плодов» |
Лабораторная работа «Семейства двудольных» |
Лабораторная работа «Строение злакового растения» |
Учебно-тематический план в 6 классе
Разделы и темы курса | Коли- чество часов | Лабораторные работы | Экскурсии | Контрольные работы |
Подраздел I. Жизнедеятельность организмов. | 14 | Л/р № 1 «Передвижение веществ по побегу растения». Л/р № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | Входной контроль | |
Подраздел II. Строение, многообразие покрытосеменных растений. | 19 | Л/р № 3 «Строение семян однодольных и двудольных растений» Л/р № 4 «Стержневая и мочковатая корневые системы». Л/р № 5 «Строение почек, расположение их на стебле» Л/р № 6 «Внутреннее строение ветки дерева» Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение» Л/р № 8 «Строение клубня, корневища, луковицы» Л/р № 9 «Строение цветка» Л/р № 10 «Соцветия» Л/р № 11 «Классификация плодов» Л/р № 12 «Семейства двудольных» Л/р № 13 «Строение злакового растения» | Промежуточная аттестация | |
Резервное время | 1 | |||
Итого | 34 | 13 | 0 | 2 |
Календарно-тематическое планирование по предмету биология
№ | Содержание (название раздела, тема). | Количество часов. | Дата. | Лабораторные работы. | Домашнее задание. | |
План | Фактич. | |||||
Подраздел I. Жизнедеятельность организмов. | 14 | |||||
1. | Введение. Процессы жизнедеятельности организмов. | 1 | Записи в тетради | |||
2. | Обмен веществ – главный признак жизни. | 1 | § 28 | |||
3. | Питание. Способы питания бактерий, грибов, животных. | 1 | § 29 | |||
4. | Питание растений. Удобрения. | 1 | § 30 | |||
5. | Фотосинтез. Значение фотосинтеза. | 1 | § 31 | |||
6. | Дыхание, его роль в жизни организмов. Дыхание растений и животных. | 1 | § 32 | |||
7. | Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ у растений. Л/р № 1 «Передвижение веществ по побегу растения». | 1 | Л/р № 1 «Передвижение веществ по побегу растения». | § 33 | ||
8. | Передвижение веществ в организме животного. | 1 | § 34 | |||
9. | Выделение продуктов обмена веществ у растений и животных. | 1 | § 35 | |||
10. | Размножение, как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Значение процесса размножения. Л/р № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 | Л/р № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | § 36 | ||
11. | Рост и развитие живых организмов. | 1 | § 37 | |||
12. | Раздражимость – свойство живых организмов. Биоритмы. | 1 | Записи в тетради | |||
13. | Движение – свойство живых организмов. | 1 | записи в тетради | |||
14. | Повторительно-обобщающий урок по подразделу I. | 1 | ||||
Подраздел II. Строение, многообразие покрытосеменных растений. | 19 | |||||
15. | Строение семян. Л/р № 3 «Строение семян однодольных и двудольных растений» | 1 | Л/р № 3 «Строение семян однодольных и двудольных растений» | § 38 | ||
16. | Виды корней. Типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня. Л/р № 4 «Стержневая и мочковатая корневые системы». | 1 | Л/р № 4 «Стержневая и мочковатая корневые системы». | § 39 | ||
17. | Видоизменение корней. | 1 | § 40 | |||
18. | Побег. Почка – зачаточный побег. Виды и строение почек. Рост и развитие побега. Л/р № 5 «Строение почек, расположение их на стебле» | 1 | Л/р № 5 «Строение почек, расположение их на стебле» | § 41 | ||
19. | Стебель. Строение, значение, многообразие стеблей. Л/р № 6 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1 | Л/р № 6 «Внутреннее строение ветки дерева» | § 42 | ||
20. | Лист, его функции. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение» | 1 | Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение» | § 43 | ||
21. | Клеточное строение листа. | 1 | § 44 | |||
22. | Видоизменения побега. Л/р № 8 «Строение клубня, корневища, луковицы» | 1 | Л/р № 8 «Строение клубня, корневища, луковицы» | § 45 | ||
23. | Цветок – видоизмененный укороченный побег. Л/р № 9 «Строение цветка» | 1 | Л/р № 9 «Строение цветка» | § 46 | ||
24. | Соцветия. Л/р № 10 «Соцветия» | 1 | Л/р № 10 «Соцветия» | § 47 | ||
25. | Плоды. Разнообразие плодов. Л/р № 11 «Классификация плодов» | 1 | Л/р № 11 «Классификация плодов» | § 48 | ||
26. | Размножение цветковых. Оплодотворение, образование плодов и семян. | 1 | § 49 | |||
27. | ВПР. | 1 | ||||
28. | Классификация покрытосеменных. Признаки классов Двудольных и Однодольных растений. | 1 | § 50 | |||
29 - 30. | Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Астровые. Л/р № 12 «Семейства двудольных» | 2 | Л/р № 12 «Семейства двудольных» | § 51 | ||
31. | Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. Л/р № 13 «Строение злакового растения» | 1 | Л/р № 13 «Строение злакового растения» | § 52 | ||
32. | Многообразие живой природы. Охрана природы. | 1 | § 53 | |||
33. | Повторительно-обобщающий урок по подразделу II. | 1 | ||||
34. | Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания. | |||||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...