«Задания, развивающие ЕНГ на уроках биологии в 5 классе»
методическая разработка по биологии (5 класс)
Разработка материала по функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fun.gr_._blohina_l.a.docx | 187.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по методической теме
Блохина Л.А. учитель биологии
«Переславская православная гимназия», 2021г.
«Задания, развивающие ЕНГ на уроках биологии в 5 классе»
Параграф 26 «Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники».
Задание «Папоротники»
Аленка гостила летом у бабушки в деревне и узнала, что ее старший брат собирается на праздник «Ивана Купалы». Она решила расспросить об этом празднике бабушку. Это древний языческий праздник в ночь на 7 июля единственный раз в году цветет папоротник.
Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это оказалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, добыть его трудно. Бабушка сказала, что и она в молодости искала этот цветок, да так и не нашла.
Аленка заинтересовалась этой информацией и решила сама разузнать все об этом загадочном цветке. Чтобы узнать, есть ли у папоротника цветок, нужно изучить его строение и цикл развития.
Задание №1.
Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего строения папоротникообразных» ст.135.
Подпишите названия органов папоротника. Сделайте вывод.
Задание №2. Расположите в правильном порядке цикл развития папоротника начиная с образования спорангиев в которых развиваются споры.
1. Из Зародыша развивается многолетнее зеленое растение.
2.На нижней стороне листа образуются спорангии со спорами.
3.Споры высыпаются из спорангиев.
4.Заросток прикрепляется к почве ризоидами и ведет самостоятельный образ жизни.
5.На заростке формируются половые органы: женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды).
6.Из зиготы развивается зародыш, первое время питаясь за счет заростка.
7. Заросток отмирает со временем.
8.Из проросшей споры развивается заросток.
9. В водной среде сперматозоид сливается с яйцеклеткой – происходит оплодотворение.
Задание №3. Как бы вы объяснили бабушке почему ей не посчастливилось найти цветок папоротника?
Правильный ответ |
1-корневище, 2-придаточные корни, 3-лист-улитка (молодой лист), 4-листья (вайи), 5- спорангии. Вывод: папоротник имеет листья, короткие стебли, корневище с придаточными корнями, спорангии со спорами, цветов нет. |
Правильный ответ |
2,3,8,4,5,9,6,7,1. |
Правильный ответ |
Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен. |
Параграф 28 «Покрытосеменные (цветковые) растения»
Задание «Властелины царства растений»
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они, а
Покрытосеменные (цветковые) растения!
Задание 1.
Как вы думаете, почему покрытосеменные относятся к высшим растениям и почему их сравнивают с «властелинами» царства растений? (Ответ ст. 142-143 учебника).
Задание 2.
Распределите в таблице цифры верных утверждений.
Голосеменные растения | Покрытосеменные растения |
1. Семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
2. Опыление происходит с помощью ветра.
3. Имеют корень, стебель, листья, цветки.
4. Только древесные формы
5. Имеют корень, стебель, листья, нет цветов.
6. Образуют цветки и плоды.
7. Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
8. Листья – хвоя.
9. Рыльце пестика улавливает пыльцу.
Задание 3.
Папа Ольги подарил маме на 8 марта целый букет белых красивых лилий, их прекрасный аромат притягивал взгляд Ольги, она любовалась ими и решила изучить цветок используя рисунок в учебнике (ст.142). Выполните практическую работу на ст.146 для растения лилия, в дополнительных источниках найдите информацию о плодах и особенностях строения корней у лилий. Сформулируйте вывод.
Правильный ответ |
Наличие цветка и семени, покрытого семенной кожурой и скрытого внутри плода, который обеспечивает дополнительную защиту семян их сохранность и распространение. Кроме того, покрытосеменные растения обладают всеми вегетативными и генеративными органами, их ткани развиты и специализированы, благодаря этому они хорошо приспосабливаются к различным условиям существования. |
Правильный ответ |
Голосеменные растения: 1.2.4.5.8. Покрытосеменные растения: 3.6.7.9. |
Задание «Властелины царства растений» 3 из 3 |
Правильный ответ |
Плод коробочка с семенами. Лилии относятся к луковичным, от донца луковицы отходят придаточные корни. Вывод: Изучили покрытосеменное растение на примере лилии; рассмотрели внешний вид, строение цветка, плода, корней и выполнили рисунки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"
При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько кор...
Карточки задания разных уровней сложности по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»
Карточки задания разных уровней сложности по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»...
Задания школьного тура олимпиады по биологии 10 класс
Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, составлены на основе заданий ФИПИ по форме ЕГЭ...
Тестовые задания к урокам биологии 8 класс
Данные тестовые задания составлены в соответствии с программой по биологиии для средних образовательных школ, по УМК В.В.Пасечник. Тестовые задания включают в себя тесты по разделу б...
Развивающее обучение на уроках биологии
Данное пособие содержит описание методов и форм обучения, реализующих принцип развивающего обучения на уроках биологии....
Элементы развивающего обучения на уроках биологии и во внеурочное время
Мне очень нравится высказывание древнекитайского философа Конфуция: "Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно". Развитие учащихся, их личности в рамках тр...
Статья на тему "Приемы активизации памяти и внимания в контексте развивающего обучения на уроках биологии"
В данной статье приводятся основные приемы, используемые для активизации памяти и внимания на уроках биологии....