«Задания, развивающие ЕНГ на уроках биологии в 5 классе»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Блохина Любовь Александровна

Разработка материала по функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fun.gr_._blohina_l.a.docx187.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Отчет по методической теме

Блохина Л.А. учитель биологии

«Переславская православная гимназия», 2021г.

«Задания, развивающие ЕНГ на уроках биологии в 5 классе»

Параграф 26 «Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники».

Задание «Папоротники»

        Аленка гостила летом у бабушки в деревне и узнала, что ее старший брат собирается на праздник «Ивана Купалы». Она решила расспросить об этом празднике бабушку. Это древний языческий праздник в ночь на 7 июля единственный раз в году цветет папоротник.

Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это оказалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, добыть его трудно. Бабушка сказала, что и она в молодости искала этот цветок, да так и не нашла.

      Аленка заинтересовалась этой информацией и решила сама разузнать все об этом загадочном цветке. Чтобы узнать, есть ли у папоротника цветок, нужно изучить его строение и цикл развития.

      Задание №1.

 Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего строения папоротникообразных» ст.135.

 Подпишите названия органов папоротника. Сделайте вывод.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/2343_a.png

Задание №2. Расположите в правильном порядке цикл развития папоротника начиная с образования спорангиев в которых развиваются споры.

1. Из Зародыша развивается многолетнее зеленое растение.

2.На нижней стороне листа образуются спорангии со спорами.

3.Споры высыпаются из спорангиев.

4.Заросток прикрепляется к почве ризоидами и ведет самостоятельный образ жизни.

5.На заростке формируются половые органы: женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды).

6.Из зиготы развивается зародыш, первое время питаясь за счет заростка.

7. Заросток отмирает со временем.

8.Из проросшей споры развивается заросток.

9. В водной среде сперматозоид сливается с яйцеклеткой – происходит оплодотворение.

Задание №3. Как бы вы объяснили бабушке почему ей не посчастливилось найти цветок папоротника?

Правильный ответ

1-корневище, 2-придаточные корни, 3-лист-улитка (молодой лист), 4-листья (вайи), 5- спорангии. Вывод: папоротник имеет листья, короткие стебли, корневище с придаточными корнями, спорангии со спорами, цветов нет.

Правильный ответ

2,3,8,4,5,9,6,7,1.

Правильный ответ

Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Параграф 28 «Покрытосеменные (цветковые) растения»

Задание «Властелины царства растений»

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они, а

Покрытосеменные (цветковые) растения!

Задание 1.

Как вы думаете, почему покрытосеменные относятся к высшим растениям и почему их сравнивают с «властелинами» царства растений? (Ответ ст. 142-143 учебника).

Задание 2.

Распределите в таблице цифры верных утверждений.

Голосеменные растения

Покрытосеменные растения

1. Семя «лежит» открыто на чешуе шишки.

2. Опыление происходит с помощью ветра.

3. Имеют корень, стебель, листья, цветки.

4. Только древесные формы

5. Имеют корень, стебель, листья, нет цветов.

6. Образуют цветки и плоды.

7. Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

8. Листья – хвоя.

9. Рыльце пестика улавливает пыльцу.

Задание 3.

 

 Папа Ольги подарил маме на 8 марта целый букет белых красивых лилий, их прекрасный аромат притягивал взгляд Ольги, она любовалась ими и решила изучить цветок используя рисунок в учебнике (ст.142). Выполните практическую работу на ст.146 для растения лилия, в дополнительных источниках найдите информацию о плодах и особенностях строения корней у лилий. Сформулируйте вывод.

Правильный ответ

Наличие цветка и семени, покрытого семенной кожурой и скрытого внутри плода, который обеспечивает дополнительную защиту семян их сохранность и распространение. Кроме того, покрытосеменные растения обладают всеми вегетативными и генеративными органами, их ткани развиты и специализированы, благодаря этому они хорошо приспосабливаются к различным условиям существования.

Правильный ответ

Голосеменные растения: 1.2.4.5.8.                             Покрытосеменные растения: 3.6.7.9.

Задание «Властелины царства растений» 3 из 3

Правильный ответ

Плод коробочка с семенами. Лилии относятся к луковичным, от донца луковицы отходят придаточные корни. Вывод: Изучили покрытосеменное растение на примере лилии; рассмотрели внешний вид, строение цветка, плода, корней и выполнили рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"

При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное  значение  имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам,  сколько кор...

Карточки задания разных уровней сложности по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»

Карточки задания разных уровней сложности  по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»...

Задания школьного тура олимпиады по биологии 10 класс

Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, составлены на основе заданий ФИПИ по форме ЕГЭ...

Тестовые задания к урокам биологии 8 класс

Данные тестовые задания  составлены в соответствии с программой по биологиии для средних образовательных школ,  по УМК  В.В.Пасечник. Тестовые задания включают в себя тесты по разделу б...

Развивающее обучение на уроках биологии

Данное пособие содержит описание методов и форм обучения, реализующих принцип развивающего обучения на уроках биологии....

Элементы развивающего обучения на уроках биологии и во внеурочное время

Мне очень нравится высказывание древнекитайского философа Конфуция: "Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно". Развитие учащихся, их личности в рамках тр...

Статья на тему "Приемы активизации памяти и внимания в контексте развивающего обучения на уроках биологии"

В данной статье приводятся основные приемы, используемые для активизации памяти и внимания на уроках биологии....