Статья на тему "Приемы активизации памяти и внимания в контексте развивающего обучения на уроках биологии"
статья по биологии

Гонтар Ольга Сергеевна

В данной статье приводятся основные приемы, используемые для активизации памяти и внимания на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_i_vnimaniya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы активизации памяти и внимания в контексте развивающего обучения на уроках биологии

Подготовила

учитель биологии

МБОУ Первомайская школа № 1

Гонтар О.С.

    Путь поиска очень тернист. В свое время передо мной, как перед молодым учителем, встал ряд противоречивых вопросов, среди них настоятельная необходимость развития творческого потенциала ученика с одной стороны и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником с другой. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе.

У  Конфуция есть замечательные   слова: « Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Их смысловое  значение  универсально. В условиях перехода образовательных учреждений  на  ФГОС второго поколения, в которых основным   в обучения является системно – деятельностный подход, а показателем качества образования  становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника, слова великого философа можно прочесть так: «Если ребенок попросил рыбу  -  дай ему удочку», а значит, знания как величайший опыт человечества, должны передаваться  не в готовом виде, а через активную деятельность  учащегося.

Каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиваться только в его собственной деятельности, через которую он сможет самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться. Путь развития и совершенствования у каждого свой. Задача учителя – найти путь развития субъектности обучающихся.

Важным условием развития  субъектности обучающихся через свои уроки считаю принятие ребенка как личности, а также ситуацию успеха, ощущение учеником своего развития. Успех учебной, в том числе и познавательной предметной деятельности, в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Поэтому в условиях перехода на ФГОС ОО   особенностью  учебного занятия считаю формирование и развитие мотивации познания.

Сложность изучения курса биологии заключается в том, что она представляет совокупность взаимосвязанных терминов. Процесс обучения основывается на их запоминании. Лучше запомнится тот термин, который понятен ребенку. В связи с этим на уроках особое внимание уделяется осмыслению биологических терминов и работе с ними. Уяснение значения термина способствует существенному повышению качества знаний, а также активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает при подготовке к экзамену.

            Идея моего педагогического опыта – это идея тесной связи воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью путем развития внимания и памяти учащихся на всем этапе обучения. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с природой, ощущениями, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.

        Для организации образовательного процесса, развивающего потребность и умение учиться, важно первоначально определиться, что такое потребность учиться, а что значит умение учиться. Сформировать потребность учиться - значит обеспечить развитие у ребенка личностной ценности познавательной деятельности. Такому школьнику интересен сам процесс учения, познания. Он хочет понять способы этой деятельности. И для него умение находить истину – пожалуй, самый значимый результат.

Для достижения результатов я использую формулу развивающего обучения: развитие мышления + развитие памяти + развитие внимания + мотивация = интеллектуальная личность, или применительно к биологии – биологически образованная личность.

Работая в среднем и старшем звене, я пришла к выводу, что в 5-6 классах мотивация учения связана с интересом. Интерес – эмоционально – окрашенное проявление познавательных потребностей личности. Учитывая это, использую:

  • информацию, которая заинтересовала бы учеников, привела к размышлению: исторические сведения, задачи биологического содержания, современные научные данные, жизненные ситуации, связанные с живой природой;
  •  ввожу элементы проблемного обучения, излагая информацию «с удивлением», «с затруднением», «с просьбой о помощи»;
  •  предлагаю задания неожиданные, способные вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов (для запоминания определенной последовательности слов детям предлагается придумать сказку. Ребята придумают фантастические сказки, все они разные, неповторимые, одна не похожа на другую. Когда ребенок сочиняет, речь идет о творческой операции).
  • опыт общения ребят с объектами живой природы как стимул к  познанию нового, неизведанного.

Для обучающихся 7 – 9 классов основным ориентиром в обучении  становятся позитивно – оценочные мотивы, мотивы сотрудничества и общения. Ученики стремятся самоутвердиться. Понимая это, отхожу от учительского монолога, организую диалоговые формы обучения, дискуссии, анализ различных точек зрения. На основе познавательной самостоятельности учащиеся сами добывают знания, совершенствуют умения, развивают коммуникативные навыки. По моему мнению, в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития творческой активности учащихся.

Основным мотивом для учащихся старшей ступени обучения становится понимание социальной значимости предмета. Поэтому в построении учебных занятий усиливаю аналитическую сторону, максимально использую проблемный подход, развивающее обучение, при этом по мере интеллектуального развития уровень самостоятельности обучаемых возрастает. При подготовке к уроку планирую следующие задания:

  • вспомните («основа», фундамент знаний, которые обучающиеся должны помнить из средней школы). Еще Цицерон предлагал все излагать через словесную формулу «кто?-что?-где?-чем?-зачем?-как?-когда?».
  • обдумайте следующие факты («расширение» - дополнительные знания, которые получают обучающиеся);
  • подумайте  («углубление» - выделение проблем, вопросов, требующих анализа, обсуждения. «Могли бы Вы привести доказательства развития жизни на Земле, если бы жили 100 лет назад? Приведите схему Ваших рассуждений»).

На уроке увеличивается объем самостоятельной работы, происходит включение в  частично – поисковую деятельность.

Планирование уроков биологии, с учетом выше   сказанного, позволяет  осуществлять плавный переход на   формирование у учащихся   предметных, метапредметных, личностных УУД, которые уже сейчас востребованы выпускниками старшей школы при  обучении в ВУЗах.

Так, работая  в классах, обучающихся по стандартам первого поколения, стараюсь планировать учебное занятие  с учетом новых требований.  Например, урок в 10 классе по теме «Вирусы» начинаю  с  исторической справки: «Древние китайские рукописи доносят до нас  описание   эпидемий натуральной оспы. У больных оспой начинался жар, головная боль, тело покрывалось оспинами. До 40% больных погибало. У переболевших на месте оспин оставались рубцы. Оспа  распространялась быстро и не щадила никого. Так в 1707 году в Исландии от оспы погибло две трети населения.  Во время эпидемии оспы из восьми родившихся детей погибало три. Со времен Древнего Египта сохранились барельефы, изображающие людей  искалеченных детским параличом – полиомиелитом. Это заболевание калечило людей вплоть до середины 20 века, пока не  начали применять массовую вакцинацию населения».

Эта информацию даю не для обсуждения, а для  интриги, косвенно связывая эволюционное развитие человечества, медицину, историю. Далее задаю вопросы о современном состоянии здоровья человека:

-Какие болезни, по вашему мнению, в настоящее время  самые опасные? ( Подвести к терминам  СПИД, «рак», гепатит) Почему вы так считаете?

-А почему в современном мире компьютерных и нанотехнологий, ядерной физики эти болезни плохо  поддаются лечению?  ( Воспроизведение и использование учебного материала 9 класса)

-Как  вы думаете, что   объединяет оспу,  полиомиелит, грипп, СПИД, гепатит? (анализ, синтез, вывод)

Такое начало урока  позволяет  мотивировать  познавательную сферу деятельности личности, формировать  предметные (пользоваться биологической терминологией, использовать ранее полученные знания по предмету), метапредметные (умение высказываться  и обосновывать свое мнение,  анализировать  информацию, прослеживать причинно – следственные связи), личностные (формирование ценностного отношения к здоровью) УУД.

Во время выяснения  способов проникновения вирусов в клетку использую метод «мозгового штурма». Основная цель – развитие креативного стиля мышления, а дидактическая ценность «мозгового штурма» заключается в том, что это активная форма развития субъектности обучающихся, тренировка умения кратко и четко выражать свои мысли, участники развивают коммуникативные компетенции, учатся слушать и слышать, это позволяет создать ситуацию успеха, обратив внимание на интересные идеи.

Конечно, учебное занятие в старших классах  не обходится без проектной и самостоятельной деятельности, в ходе которой докладчик и его оппоненты работают над одной темой во избежание присутствия на уроке «тихо сидящих» учеников. Работая с дополнительными источниками информации, ребята находят интересные и важные данные, формируя умение учиться самостоятельно.

 При подготовке  учебных занятий по  биологии с целью развития памяти, внимания и мотивации стараюсь придерживаться нескольких  простых  правил, которые сформировались  по мере накопления педагогического опыта:

1. Стимулировать  мотивацию учения за счет максимально  возможного  направления  учебного материала в сторону практической значимости  в жизни.

2. Использовать разнообразные  виды деятельности  на уроке, которые позволяют вникнуть в учебный материал всем учащимся и учесть индивидуальные возможности каждого.

3. Деятельность ребенка  не будет результативной, если  в ходе ее реализации  не решается главная задача урока.

4. Решение  значимой проблемы должно пошагово развивать логическое мышление и творческие способности.

5.Систематически возвращаться к ранее изученному учебному материалу  в рамках предмета и между предметами   не ступенчато, а спирально, что позволяет  ребенку получать целостную  научную  картину  изучаемого материала и возможность правильного использования полученных учебных результатов в повседневной жизни.

      Уроки с использованием различных приемов проходят интересно и быстро. Т.к. урок включает в себя различного рода упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и воображения. С большим удовольствием к заданиям приступают и с ними справляются все дети. В проектах, играх и упражнениях происходит изучение материала, развивается память, а также присущая каждому ребенку способность к воображению. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для развития воображения разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Американский ученый Р.Ф. Томсон считал: «Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться представлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить её по определенному руслу». Когда человек может превратить любую мысль в живой, яркий образ, тогда и появляется творческая, исследовательская работа мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

Статья на тему "Особенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи"

это статья исследовательская деятельгность на тему  тему особенности памяти и внимания у детей с онр дошкольного возраста...

Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.

В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х го...

Приёмы развивающего обучении на уроках географии. Кроссворды и ребусы как средство развития внимания и памяти обучающихся.

Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, указывающее некое слово, являющееся ответом. Отве...

Развивающее обучение на уроках биологии

Данное пособие содержит описание методов и форм обучения, реализующих принцип развивающего обучения на уроках биологии....

Элементы развивающего обучения на уроках биологии и во внеурочное время

Мне очень нравится высказывание древнекитайского философа Конфуция: "Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно". Развитие учащихся, их личности в рамках тр...