Развивающее обучение на уроках биологии
статья по биологии на тему

Семёнова Анжела Николаевна

Данное пособие содержит описание методов и форм обучения, реализующих принцип развивающего обучения на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchee_obuchenie_na_urokakh_biologii.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н.Семёнова

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Пос. Зелёный -2014

Семёнова А.Н.

Развивающее обучение на уроках биологии.-

Зелёновский филиал МБОУ Платоновской сош, 2014.- 17 с.

Данное пособие содержит описание методов и форм обучения, реализующих принцип развивающего обучения на уроках биологии.

                                                                                     

Семёнова А.Н., 2014

Зелёновский филиал МБОУ Платоновской сош                                                      

                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

Всё начинается с любви……………………………………………4

Использование принципов развивающего

обучения на уроках биологии……………………………………...6

Применение активных методов и

форм обучения……………………………………………………   10

Вместо заключения…………………………………………………15

Всё начинается с любви

( Моя педагогическая философия )

                                                                                   Всё начинается с любви-

                                                                             И озаренье, и работа,

                                                                                         Глаза цветов, глаза ребёнка,

                                                                                   Всё начинается с любви.

                                                                                                       Р.Рождественский

       В одном фантастическом романе утверждается, что место человека в обществе Будущего, мера уважения к нему будет определяться формулой из трёх прописных «Т»: Труд, Творчество, Талант. Я думаю, что для нас педагогов, это задача не будущего, а настоящего. Ведь именно наши ученики- трудолюбивые, творческие люди, будут возрождать Россию, будут её гордостью и опорой. Поэтому из наших учеников мы должны воспитывать творцов, а не плотно набитые информацией чемоданы. Ведь знания – это не то, что ученик должен помнить всю жизнь, это информация к размышлению. Надо научить учащихся самостоятельно добывать знания, и тогда из того чемодана, который наполняется в школе, ученик сможет в нужный момент извлечь нужную ему информацию.

        Итак, цель определена. Каким же образом её осуществить? Воспользоваться советом древних римлян, которые утверждали, что корень учения горек? Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой, любовью?

Вернее будет прислушиваться к словам великого педагога Я.А.Коменского, который считал, что «учить детей нужно легко и радостно, чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без вопросов, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».[1,125]

Вспомним себя учениками, и память высветит тех учителей, у которых мы начинали учиться с большим настроением, желанием двигаться дальше. Это были интересные люди. У них была своя методика, свои подходы. Вот это своё и должно быть у каждого из нас. Учитель достигает большего, если увлечён делом, если подходит к нему творчески. И тогда он говорит о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки вверх тянутся, они хотят знать больше, а я хочу их научить!».

Согласитесь, самое прекрасное в нашей работе – это те добрые чувства, которые мы испытываем от общения с учениками, их родителями. Проблем в нашей жизни немало, но несмотря на них, родители, которые привели своих любимых малышей, желают вырастить их здоровыми, заботливыми, трудолюбивыми и талантливыми. Наша задача – помочь им в этом.

Мне очень близки слова В.Ф.Шаталова и его сторонников, которые говорили: «Мы уверены, что все дети талантливы… и все исключения  -  способны успешно овладеть школьной программой».[2,308]

Ведь дети похожи на цветы солнца. Как луч солнца раскрывает цветок на восходе, так и улыбка, любовь учителя раскрывает лепестки творчества ребёнка. Раз за разом, успех за успехом мы продвигаемся к центру, ученик понимает: я знаю, я умею, у меня получается. Как здесь не крикнуть победное «ура»! Надо лишь помочь ребёнку раскрыться, понять, чего ждут от нас дети, о чём они мечтают. А мечты их просты: они хотят играть, путешествовать, они верят в чудеса, они хотят смеяться, радоваться жизни, мечтают о любви, об уважении окружающих, они хотят общаться, самореализоваться в жизни. Так почему не сделать процесс обучения радостным, увлекательным, чтобы их лица сделались более добрыми, счастливыми.

Я уверена, что все дети талантливы. Новые программы на первый взгляд кажутся очень сложными, но они вполне доступны учащимся. Просто не срабатывает традиционная методика преподавания, ориентированная на среднего ученика: сильному задания явно облегчены, слабому - не по плечу. В своей методике я исхожу из того, что все дети без исключения!- способны успешно овладеть школьной программой.

Что помогает мне воплотить эту идею? Во- первых, использование принципов и методов развивающего обучения в преподавании биологии. Я считаю очень важным соблюдение преемственности в обучении младшего и среднего звена. В нашей начальной школе дети занимаются по системе развивающего обучения, значит, когда они приходят к нам в среднее звено, необходимо продолжить преподавание, используя дидактические принципы, сформулированные Занковым: это обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.[2]

Как же на практике применить эти принципы? Остановлюсь на некоторых методических приёмах, используемых мною в преподавании биологии.

Использование принципов развивающего обучения

на уроках биологии

                                                   Если путь твой к познанию мира ведёт,-

                                                       Как бы ни был он долог и труден - вперёд!

                                                                                                             Фирдоуси

  1. Приём группировки.

Цель: систематизация знаний, освоение структуры изучаемого содержания.

1. Обучающимся предлагается ряд понятий.

Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Например, на уроке биологии в 7 классе при повторении темы «Класс Земноводные» учащимся предлагается из указанных понятий выделить группы по общим признакам:

суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.

Многие школьники назвали три группы:

Среда обитания            Органы дыхания             Животные    

суша        кожа                                 червяга , саламандра,  рыбозмей,

вода        лёгкие        лягушка, сирена, жаба,

        ящерица, черепаха, крокодил

          Другие выделили 4 группы:

Среда             Органы             Земноводные              Другие

обитания       дыхания                                               животные

суша        кожа        червяги        саламандра

вода        лёгкие        рыбозмей        тритон, сирена

 Некоторые учащиеся  разделили понятия на 6 групп:

Среда        Органы     Безногие           Хвостатые       Бесхвостые           Другие

обитания   дыхания    земноводные   земноводные   земноводные     животные

суша        кожа        червяга            саламандра        жаба        ящерица

вода        лёгкие        рыбозмей        тритон                лягушка        крокодил

                                                               сирена        черепаха

Совместно с учащимися делается вывод, что шестая группа животных не относится к земноводным, это представители класса Пресмыкающихся, который будет рассмотрен на сегодняшнем уроке.

Результативность:

- использование приёма группировки способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся;

- возникает удовлетворённость каждого школьника успешной деятельностью (все по-своему праву);

- происходит повышение качества обученности.

        2.Логические таблицы.

Цель: развитие логического мышления, интеллектуальных способностей.

        

1.Логические таблицы.

1.1. На уроках биологии  использую логические таблицы, которые учат мыслить логически, видеть не только само явление природы, но и его причину, последствия. Логические таблицы используются при изучении различных явлений, при нахождении черт сходства и отличия между объектами природы.

        

          Логическая таблица причинно-следственного характера:

Причина        

Факт

Следствие

Например, в 6 классах при изучении темы «Папоротникообразные» ребята выясняют причины образования каменного угля, показывают его значение в жизни человека. Некоторые школьники указывают одну общую причину образования угля.

     

Вымирание, спрессовывание

древовидных папоротников

Причина

Образование каменного угля

Факт
                                                           

топливо

смола

пласт-

массы

смазоч.

масла

парфю-

мерия

Следствие

        

      Другие ребята, используя дополнительную литературу, усложняют таблицу, указывают несколько причин образования каменного угля.

        

Заболоченность лесов в каменно-угольный период

Занос погибших деревьев илом, песком

Спрессованность деревьев без доступа кислорода

Причина

      Образование каменного угля

Факт
        

     Использование каменного угля

Следствие
        

топливо

смола

пластмассы

Смазоч.масла

парфюмерия


 

5. Примените (как можно использовать)

1. Опишите (как выглядит)

2. Сравните (на что похож)

3. Ассоциируйте

(на какую мысль наводит)

4. Анализируйте (как образовался)

6. Выскажите своё мнение (+, -)

1.2.Другой пример. Логическая таблица «Куб»

  Куб имеет 6 граней, учащиеся мысленно подбрасывают его и отвечают на вопросы таблицы.

        Например, в 8 классе при изучении темы «Нервная ткань» учащиеся характеризовали с помощью таблицы нейрон.

        1. Описывая нейрон, отмечали, что он имеет тело и отростки: дендриты и аксон.

        2. Сравнивали его с пауком, кляксой, морской звездой.

        3. У ребят возникла ассоциация, связанная с электрическим сигналом, передающимся по мембранам нервных клеток.

        4. Анализируя образование нейрона, учащиеся отмечали, что он является главной частью нервной ткани, возникшей в процессе длительной эволюции органического мира.

         5. Говоря о применении, ребята указывали большое значение нейронов, так как они получают сигналы из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их, что необходимо для управления работой органов; сделали вывод, что наша жизнь без нейронов, нервной ткани невозможна.

6. Ребята высказали мнение о значимости нейронов как составной части нервных тканей.

Результативность:

- использование логических таблиц даёт возможность понять суть предмета, явления в целом, установить причинно-следственные связи и взаимосвязи в изучаемом материале;

- развивает мышление учащихся, умение сконцентрироваться при решении учебной задачи;

- развивает личностные качества обучающихся: целеустремлённость, организованность, самостоятельность.

3. Составление творческих опорных конспектов под руководством учителя и в самостоятельной деятельности обучающихся.

Цель: развивать личностное восприятие учащимися программного материала и умение по-своему представить его в обобщённом, сжатом виде.

Для выделения главного, систематизации учебного материала я предлагаю учащимся самостоятельно составить опорный конспект (ОК), вложить в него понимание содержания учебного материала и методы его изложения.

Творческие ОК составляются учащимися в различных вариантах по своему собственному усмотрению: в виде таблицы, таблицы-рисунка, рисунка, схемы.

Одним из условий организации работы с творческими ОК является анализ их содержания, который проводится с позиции

- полноты содержания отражаемого материала,

- рациональности его структуры,

- логичности изложения, оригинальности.

Результативность:

- развитие самостоятельной творческой мыслительной активности детей, аналитических умений школьников;

- обеспечение самовыражения, личностного подхода обучающихся к выделению, концентрации и предъявлению главного в изучаемом материале.

Составление творческих опорных  конспектов, использование приёма группировки, логических таблиц, активных методов обучения, работа в парах постоянного и сменного состава  помогают осуществить мне основные принципы и идеи развивающего обучения, ведь дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся, они сами сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.

      ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

                                                                                                  Не мыслям учить,

                                                                                                  А учить мыслить.

Обучение - целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять- осмыслить- запомнить- применить- проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание- запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Причиной низкого качества знаний учащихся является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остаётся времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов.

Напомню простую, но очень важную истину: все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество не врождённое и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учёбе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на разных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Следовательно, активными методами обучения следует называть, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.[3] При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практическую работу – думая.

Какие же конкретно методы обучения относятся к активным? В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные, наглядные и практические. Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциалами, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения создать на уроке проблемную ситуацию.

Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методов выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы методов: проблемно – поисковые и репродуктивные (объяснительно – иллюстративные).[4]

Остановлюсь подробнее на проблемно – поисковых словесных, наглядных и практических методах, приёмах используемых мною в преподавании биологии.

Методы,

приёмы

Краткая характеристика

Примеры использования

Метод дискуссии

Метод

проблемного

изложения

Метод

эвристической

(поисковой)

беседы

Метод

самостоятельной

работы с

дидактическими материалами

Метод

самостоятельной работы с

учебником

Метод самостоятель-

ного решения расчётных и логических задач

Приём группировки

Метод

опорных сигналов

Использование логических таблиц

 Поисковый демонстрацион-

ный метод

Поисковый демонстрацион-

ный работы с экранными пособиями

Поисковый лабораторный метод

Исследова-тельский

метод

Метод

проектов

Словесные методы

По вопросам учителя или

учащихся, требующих раз-

мышлений, учащиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.

Проблемные вопросы решает учитель при помощи учащихся, размышляя вслух и этим побуждая класс к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний.

Учащиеся решают проблем-

ные вопросы и добывают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключе-

ний, опираясь на свои знания.

Все учащиеся самостоятель-

но, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, выполняют письменно – графическую работу творческого характера, используя тексты, дидактические материалы в нескольких вариантах.

Все учащиеся самостоятель-

но, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях.

Все учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчётные или логические (требующие размышлений и умозаклю-

чений) задачи по аналогии или творческого характера.

Обучающимся предлагается ряд понятий.

Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам  по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Наглядные методы

Учитель демонстрирует плакат с опорными сигнала-

ми и объясняет их содержа-

ние; учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы.

Учащиеся решают проблем-

ный вопрос путём самостоя-

тельного составления логических таблиц различных типов.

Учащиеся решают проблем-

ный вопрос и добывают часть новых знаний путём наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей, таблиц и других пособий.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём просмотра и обсуждения кинодиафиль-

мов, дисков, телефильмов, демонстрируемых учителем с помощью ТСО, компьютера.

Практические методы

Учащиеся решают проблем-

ный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполне-

ния и обсуждения ученичес-

кого эксперимента, самонаб-

людения или работая с натуральным раздаточным материалом. До лаборатор-

ной работы учащимся известна лишь её цель, но не ожидаемые результаты.

Учащиеся добывают новые знания путём проведения ученического эксперимента без готовой инструкции.

Учащиеся добывают новые знания и применяют их на практике путём разработки и осуществления самостояте-льного изготовления различ-ных моделей, пособий.

Вопросы на размышление: Почему вредно находиться в накуренной комнате?

Почему при появлении насморка меняется голос?

У альпинистов на высоте наступает «горная болезнь». Почему? и т.д.

Сердце – удивительный и надёжный мотор, насос, который работает в тече-

ние всей жизни (до 100 и более лет), без остановки и «ремонта». В чём причины неутомимости и работос-

пособности сердца, его мышц?

Придумайте и кратко опишите эксперимент, который доказал бы зави-

симость утомления мышц пальца руки от ритма работы и от величины нагрузки (при сгибании и разгибании пальца руки). Свои соображения обсудите в группах.

Из перечня (1-10) выберите ответы на вопросы (I-XIV) и зашифруйте их. Ответы обсудите в группах или с соседом по парте.

Выполнение тестовых заданий различных типов.

Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно и изобразите в виде схемы, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Прави-

льность проверьте по учебнику.

Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека, определите сколько лет из 80 у него:

1)отдыхали мышцы желудочков сердца;

2)отдыхали мышцы предсердий;

3)были закрыты створчатые клапаны.

Из указанных понятий выделить группы по общим признакам:

суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.

Опорные конспекты, составленные учителем и творческие ОК, составлен-

ные учащимися.

Логические таблицы: «Причинно-следственного характера», «Куб», «Синтезатор сравнения и противопоставления».

Покажите результаты своих опытов по выработ-

ке и торможению условных рефлексов у аквариумных рыб или других животных и объясните методику свих опытов.

Просмотрите видеоинфор-

мацию и ответьте на вопрос: какова взаимосвязь строения и функций сердца?

Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны? Для проверки предположений выполните лабораторную работу «Действие слюны на крах-мал, обсудите результаты и сделайте выводы.

Выяснить влияние фитонцидов комнатных растений на микрофлору воздуха в классных комнатах.

Предложить способы утилизации пластиковой тары и изготовить пособия по их рациональному использованию в быту, технике.

                                ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

                                                                     Учитель не тот, кто учит, а тот,

                                                                      кто не может не учить.

                                                                                                     Л.Н.Толстой

Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком согрей руки. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души.

Есть в школе уроки ботаники, русского языка, математики. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он в гневе и в покое, в радости и печали. Он непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением. Ведь поистине неоценимо воспитательное воздействие конкретных дел, личного примера.

                         Пускай во всём, что совершаешь ты,

                         Проступит след душевной чистоты:

                         Ведь сила не во внешности твоей,

                         А только в человечности твоей.

Эти слова человека, чья жизнь была зовущим вперёд факелом великого мужества, патриота и гражданина - Муссы Джалиля - замечательный девиз для каждого учителя и воспитателя.

Да, сложен наш труд. Многого требует он от нас каждый день, каждый час. Но меня заботит другое: хочется постоянно чувствовать, что наша работа, знания, мастерство, наши боль и радость, мечты и надежды доходят до сердец наших учеников.

И вот учитель вкладывает в свой труд всю свою душу, любовь, которой некоторым детям, может быть, и недостаёт дома, а что же остаётся учителю?

Пусть ответом на этот вопрос послужат строки из стихотворения В Троцкого «Ученикам»:

                         Но когда расцветут ваши милые лица

                         И живым любопытством глаза озарит,

                         И в десятках голов моя мысль шевелится,

                         И в десятках сердец моё сердце стучит,

                         Счастлив я, я готов к напряжённости буден,

                         Чтоб мечтать и творить, и работать, любя…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. К.А.Иванов. Всё начинается с учителя. М. Просвещение 1999 г.

2. Г. К. Селевко.  Современные образовательные технологии. М. Просвещение

1995г.

3. Т. С. Сухова. Уроки биологии. Технологии развивающего обучения. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2001г.

4. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев, Радянска школа 1971 г.

Анжела Николаевна Семёнова- учитель биологии

Развивающее обучение на уроках биологии

Зелёновский филиал МБОУ Платоновской сош, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии:  "Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться" при под...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

Элементы развивающего обучения на уроках биологии и во внеурочное время

Мне очень нравится высказывание древнекитайского философа Конфуция: "Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно". Развитие учащихся, их личности в рамках тр...

Статья на тему "Приемы активизации памяти и внимания в контексте развивающего обучения на уроках биологии"

В данной статье приводятся основные приемы, используемые для активизации памяти и внимания на уроках биологии....