Элементы развивающего обучения на уроках биологии и во внеурочное время
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мне очень нравится высказывание древнекитайского философа Конфуция: "Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно". Развитие учащихся, их личности в рамках традиционной системы образования выступает как желательный, но, в общем-то, побочный результат. Модернизация образования требует осуществления обучения, непосредственно ориентированного на развитие, где универсальные учебные навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство развития учащихся. В то же время отечественное образование все больше склоняется к тестовой оценке знаний учащихся – и итоговой, и текущей. Это формирует у учащихся так называемое тестовое мышление, когда заранее запрограммированное количество правильных ответов, упрощает поиск, сужая круг возможных вариантов. Поэтому, на мой взгляд, очень важно учить детей думать, размышлять, искать ответ, сопоставляя и анализируя различные факты и данные. Реализации такого подхода в обучении, как ни какая другая, способствует методика развивающего обучения. Не могу сказать, что я работаю по данной методике, правильнее было бы сказать, что в своей работе я применяю отдельные элементы этой методики. Но используемые регулярно, они дают хороший результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_razvivayushchego_obucheniya_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии и биологии МБОУ СОШ №6

Маслобоева Марина Леонидовна

Элементы развивающего обучения

на уроках биологии и во внеурочное время

Учение без размышления бесполезно,

а размышление без учения опасно

(Древнекитайский философ Конфуций)

        Развитие учащихся, их личности в рамках традиционной системы образования выступает как желательный, но, в общем-то, побочный результат. Модернизация образования требует осуществления обучения, непосредственно ориентированного на развитие, где универсальные учебные навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство развития учащихся. В то же время отечественное образование все больше склоняется к тестовой оценке знаний учащихся – и итоговой, и текущей. Это формирует у учащихся так называемое тестовое мышление, когда заранее запрограммированное количество правильных ответов, упрощает поиск, сужая круг возможных вариантов. Поэтому, на мой взгляд, очень важно учить детей думать, размышлять, искать ответ, сопоставляя и анализируя различные факты и данные. Реализации такого подхода в обучении, как ни какая другая, способствует методика развивающего обучения. Не могу сказать, что я работаю по данной методике, правильнее было бы сказать, что в своей работе я применяю отдельные элементы этой методики. Но используемые регулярно, они дают хороший результат.

        Урок развивающего обучения строится на системе устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися, базирующихся на принципах взаимной зависимости и ответственности, на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху, что соответствует моему стилю педагогического общения. Для меня очень важно, что сама методика развивающего обучения содержит в себе огромные воспитательные возможности.

Способы использования элементов развивающего обучения различаются и по форме, и по содержанию. Элементы развивающего обучения могут быть использованы на уроках биологии разных типов: уроках нового знания, уроках обобщения и систематизации знаний, уроках контроля знаний.

        Если это урок нового знания, то можно включать в ход изучения нового материала проблемные вопросы, ответы на которые приводят учащихся к пониманию сути данного материала. Например, при объяснении в 10-м классе учебного материала по теме «Способы видообразования», можно ставлю перед учащимися проблемную задачу такого содержания: «Какие факторы могли повлиять на процесс появления новых видов вьюрков при попадании с материка на Галапагосские острова?» В ходе поиске ответа учащиеся приходят к пониманию, что исходным фактором образования новых видов послужил отрыв от исходной популяции, а следующим фактором стало влияние новых условий среды. В результате учащиеся самостоятельно приходят к пониманию наличия двух основных способов видообразовании: географического и экологического.

        На уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Основы наследственности и изменчивости» предлагаю учащимся внимательно выслушать следующую информацию: «В Южной Бразилии есть небольшая деревня, 20% населения которой являются близнецами, причем большинство из них – светловолосые и голубоглазые. Насколько помнят старожилы, двойняшек здесь было много всегда. А кроме того вспоминают и обходительного немца, который часто наведывался в округу в 1960-70-е годы, представляясь ветеринаром и врачом, принимал роды у коров, лечил людей. Особое внимание он проявлял к беременным женщинам: снабжал их загадочными лекарствами, часто брал кровь на анализ. Впоследствии оказалось, что этим врачом был никто иной как Йозеф Менгеле, нацистский врач, Ангел Смерти из Освенцима, проводивший там жестокие эксперименты над людьми и имевший особый интерес к близнецам, сбежавший после войны в Южную Америку». Далее прошу учащихся назвать и обосновать возможные причины описанного явления. И если сначала учащиеся наиболее очевидной причиной называют воздействие медицинских препаратов, которые давал женщинам бывший нацистский врач, то постепенно, анализируя все факты, они приходят к пониманию, что в данном случае, вероятнее всего, имеет место «эффект основателя». И, действительно, данную общину основала в начале XX века небольшая группа переселенцев из Германии. Возможно, кто-то из них был склонен к многоплодию и это генетическая предрасположенность, в условиях обособленной жизни внутри общины и внутриродовых браков, распространилось на все следующие поколения. Кто-то из учащихся может предположить, что, помимо генетической, может иметь место экологическая причина: какая-то особенность местной воды, пищи и т.п. Я, со своей стороны, могу навести учащихся на еще одну возможную причину, спросив, может ли иметь значение положительное или отрицательное отношение окружающих к данному явлению?

        Урок контроля знаний может включать в себя проверочные работы как устные, так и письменные. Обязательным условием является наличие разных уровней сложности и вопросов по конкретным жизненным объектам и ситуациям теоретической и практической направленности, требующих развернутого ответа.

        Нетрадиционные формы уроков такие, например, как урок-дискуссия, хорошо вписываются в модель развивающего обучения. На таких уроках учащиеся должны на основе знаний данной темы, данного предмета, а также общего кругозора, аргументировано представить свою точку зрения, ответить на возражения, критику. Могу привести недавний пример урока-дискуссии в 11-м классе по теме «Будущего.net», в которой мы обсуждали мнения ученых, журналистов, писателей, касающихся угроз будущему человечества. Так, Кевин Келли, редактор журналов «Large» «Wired», опровергает устоявшееся представление о перенаселении Земли и говорит об угрозе недонаселения. Кейт Джеффери, профессор Университетского колледжа Лондона, пишет, что прекрасная идея продления человеческой жизни

опасна – нас должна беспокоить утрата смерти. Сейтан Самнер, профессор Бристольского университета, предупреждает об угрозе дальнейшего развития так называемой синтетической биологии, которая позволит собирать любые биологические объекты, как конструктор.

        Во время обсуждения этих вопросов хорошо видны не только знания учащихся по биологии, но и умение применять их в конкретной ситуации, видна степень креативности мышления, а также способность приобретать новые знания. Так, например, говоря об опасности недонаселения, учащиеся должны иметь представления о современной демографической ситуации. Тогда они смогут, получив новые сведения, понять наметившиеся тенденции, а значит обоснованность тревоги журналиста, и или согласиться, или не согласиться с ним. Хорошо завершить такую дискуссию обсуждением высказывания известного американского психолога Роджера Шенка: «Я тревожусь из-за тупости….Выпускники наших старших классов очень хорошо проходят тесты….Но меня беспокоит, могут ли они мыслить. Меня беспокоит, что молодые люди больше не разговаривают….Не составляют беседу. Именно в беседах кристаллизуются убеждения». Это ли не является доказательством ценности уроков-дискуссий?!

        Лабораторные и практические работы, организованные нужным образом и по форме, и по содержанию, так же способствуют развитию навыков мыслительной, практической и коммуникативной деятельности. В качестве примера могу привести следующие работы для учащихся 10-11 классов: работа по описанию критериев любого вида растения или животного, взятого по выбору учащихся; работа по определению ароморфозов у различных классов позвоночных животных и идиоадаптаций у растений и животных. Подобные работы требуют от учащихся навыков взаимодействия с разнообразными источниками информации, выбора и использования нужного материала, его систематизации и умения делать правильные грамотные выводы.

        Внеурочная деятельность дает широкий простор для развивающего обучения, поскольку учитель сам выбирает программу работы школьного научного общества, кружка, факультатива, может использовать личностно-ориентированный подход, уделяя больше внимания одаренным учащимся, учащимся, интересующимся предметом. Формами такой работы является подготовка детей к конкурсам, олимпиадам, подготовка проектов. Так, например, работая над проектом по экологии, учащиеся существенно расширяют знания по различным разделам биологии, самостоятельно добывая необходимый материал, приобретают навыки первичной научной деятельности, учатся грамотно оформлять и представлять результаты работы.

        В рамки развивающего обучения хорошо вписываются игровые формы деятельности в виде используемых на уроках загадок, кроссвордов, ребусов, сказок, софизмов, парадоксов, «неслучайных ошибок», различных интеллектуальных игр. Все они учат детей мыслить свободно, широко, выходя за рамки темы урока и предмета, развивая наблюдательность и вдумчивость, логическое мышление.

        В заключении хочется отметить, что, говоря о развитии учащихся, нельзя забывать про их обучение. По моему мнению, и мнению многих моих коллег, нельзя развить то, чего нет. Развитие и обучение не должны противопоставляться друг другу, должно иметь место то самое развивающее обучение, о котором говорилось. Только это может являться гарантом успеха педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Презентация: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время"

Опытно-метадическая работа на тему: "Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время". Данную презентацию можно использовать при подготовки к аттестации....