Рабочие материалы
материал по биологии

Овсянкина (Филиппова) Алина Александровна

Рабочие материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zhizn_ptits_zimoy_filippova.pdf258.74 КБ
Файл ponyatie_o_zhizni.docx329.95 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок «Понятие о жизни. Признаки живого. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единой целое»

Цель: сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.

Задачи:

1. сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;

2. раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;

3. показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой;

4. познакомить с методическим аппаратом учебника и правила работы с ним.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Оборудование:

1. Биология: 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник

2. компьютер;

3. экран;

4. презентация;

5. интерактивная физминутка

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Ребята свой сегодняшней урок я бы хотела начать с такой истории.

Мы пошли с друзьями в лес

Летом, за грибами,

Вызывало интерес,

Все, что мы встречали!

Гриб съедобный или нет?

Почему здесь осы?

Отвечала я на все

Друзей моих вопросы.

И спросили у меня:

«Ты откуда знаешь,

Что не спросим у тебя,

На все ты отвечаешь!»

И сказала не спеша,

Не таясь, я боле,

«Биологию, друзья,

преподаю я в школе!»

Познакомимся с учебником, с кабинетом биологии, ТБ.

Слово биология имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких слов «биос» - жизнь «логос» учение, наука. Слово биология ввел Ж.Б.Ламарк в 1802 году.

Биология – это наука о живой природе.

2. Ботаника изучает _____________________, зоология________________, микология____________________.

3. Биосфера -                                                                            

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Назовите изображённые на нём тела живой и неживой природы.

1111111111111111111111

Я Вам загадаю загадки о живых организмах или неживых предметах, а вы попытайтесь отгадать их и определить живой это организм или неживой предмет.

1.Словно вихрь летит спасаясь

От врага пугливый... (Заяц)

2. Стройных ножек в нём четыре,

Всех друзей на разносол

Пригласил на кухню…(Стол)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

4. Открыть свои тайны 

Любому готова.

Но ты от неё

Не услышишь и слова. (Книга)

5. И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (Черепаха)

А скажите о каких предметах сейчас мы говорили о живых или о не живых?

3.Изучение нового материала

Постановка цели урока

Сегодня мы поговорим о том, чем отличается живое и неживое и 
Учитель: Чем же живая природа отличается от неживой?

Учитель:  давайте отметим, что основные черты сходства тел живой и неживой природы заключаются в том, что все они построены из одних и тех же структурных компонентов – химических элементов. Тела живой природы на 98% состоят из углерода, кислорода, азота и водорода.

А теперь мы начертим таблицу, которая будет называться «Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы»

Критерии сравнения

Объекты

Живой природы

Неживой природы

Клеточное строение

Наличие энергии для существования

Обмен веществ (питание, дыхание, выделение)

Рост

Развитие         

Раздражимость

Передвижение

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Живые организмы дышат, питаются, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности.

Однако внешние проявления этих свойств по отдельности можно наблюдать и у тел неживой природы. Про сосульку, костер.

Итак, тело природы относят к живому, если ему присущи сразу все признаки (свойства) жизни.

Ввести понятие биосфера + границы.

Домашнее задание: записи в тетради. Ответить на вопрос: Почему мы можем утверждать, что живая и неживая природа представляет собой единое целое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие материалы

Коллекция работ и результатов, которая демонстрирует личные усилия, прогресс и достижения....

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

Рабочие материалы к урокам по курсу "Родное Прикамье"

Рабочие материалы к урокам по творчеству  пермских писателей В. Воробьёва, Г. Солодникова, М. Голубкова....

Рабочие материалы для 5 класса

Все что необходимо для преподавания курса информатики в 5 классе...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....