Элективный курс "Решение трудных задач по биологии" 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс)
Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 класса углубленного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рабочая программа
элективного курса по биологии
«Решение трудных задач по биологии»
(11 класс)
Уровень: СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предметная область: ЕСТЕСТЕННЫЕ НАУКИ
Предмет: БИОЛОГИЯ
Классы: 10
Программа разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 413 (с изменениями и дополнениям);
- ООП ООО МБУ «Школа № 75»;
- положением о рабочей программе.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами выпускников основной колы, формируемыми при изучении элективного курса «Решение проблемных заданий: многообразие живых организмов» являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения элективного курса «Решение проблемных заданий: многообразие живых организмов» проявляются в:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
Знать/понимать:
- основные положения особенности строения растительного и животного мира, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы;
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
- строение и физиологию человека;
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии, пластический и энергетический обмен, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
- современную биологическую терминологию и символику;
Уметь:
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
- объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания.
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- Содержание учебного предмета, курса
Раздел №1. Экология
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Раздел №2. Молекулярная биология
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Раздел №3. Генетика: наследственность и изменчивость
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
- Тематическое планирование
№ п/п | Разделы (темы) | Количество часов |
Раздел № I. Экология | ||
1. | Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы | 1 |
2. | Приспособления организмов к действию экологических факторов. | 1 |
3. | Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. | 1 |
4. | Экосистемы и Агроценозы. | 1 |
5. | Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. | 1 |
Раздел II. Молекулярная биология | ||
6. | Молекулярные основы жизни. Молекулярный уровень организации. | 1 |
7. | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК | 1 |
8. | Наследственная информация и ее реализация в клетке. | 1 |
9. | Генетический код, его свойства. | 1 |
10. | Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. | 1 |
11. | Решение молекулярных задачи на биосинтез белка. | 1 |
12. | Решение молекулярных задачи на биосинтез белка. | 1 |
13. | Решение молекулярных задачи на биосинтез белка. | 1 |
14. | Клеточный цикл: интерфаза и деление. | 1 |
15. | Митоз, значение митоза, фазы митоза. | 1 |
16. | Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. | 1 |
17. | Решение задач на митоз и мейоз. | 1 |
18. | Решение задач на митоз и мейоз. | 1 |
19. | Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. | 1 |
20. | Жизненные циклы растений. | 1 |
21. | Решение задач на жизненные циклы. | 1 |
22. | Решение задач на жизненные циклы. | 1 |
23. | Решение задач на жизненные циклы. | 1 |
Раздел III. Генетика: наследственность и изменчивость | ||
24. | Генетические терминология и символика. Методы генетики. | 1 |
25. | Генеалогическое древо. Решение задач. | 1 |
26. | Законы генетики. Решение задач на дигибридное скрещивание. | 1 |
27. | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Решение задач. | 1 |
28. | Множественные аллели. Решение задач. | 1 |
29. | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Решение задач. | 1 |
30. | Сцепленное с полом наследование. Решение задач. | 1 |
31. | Генетическое картирование. | 1 |
32. | Решение генетических задач. | 1 |
33. | Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. | 1 |
34. | Повторение и закрепление. Решение заданий ЕГЭ. | 1 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.
Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...
Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.
Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-154815-1510852253.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс
Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-896005-1487407774.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач ЕГЭ» 11 класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на фо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-102057-1507405374.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по био...