Элективный курс "Решение трудных задач по биологии" 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс)

Мораш Ольга Ивановна

Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 класса углубленного уровня 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._el.kurs_11_kl_2020-21.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рабочая программа

элективного курса по биологии

«Решение трудных задач по биологии»

 (11 класс)

 

 


Уровень: СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметная область: ЕСТЕСТЕННЫЕ НАУКИ

Предмет: БИОЛОГИЯ  

Классы: 10

Программа разработана в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 413 (с изменениями и дополнениям); 
  • ООП ООО МБУ «Школа № 75»;
  • положением о рабочей программе.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами выпускников основной колы, формируемыми при изучении элективного курса «Решение проблемных заданий: многообразие живых организмов» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения элективного курса «Решение проблемных заданий: многообразие живых организмов» проявляются в:  

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 Предметные:

Знать/понимать:

  • основные положения особенности строения растительного и животного мира, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы;
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
  • строение и физиологию человека;
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии, пластический и энергетический обмен, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
  • современную биологическую терминологию и символику;

Уметь:  

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
  • объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания.
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том  ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Содержание учебного предмета, курса

Раздел №1. Экология

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

Раздел №2. Молекулярная биология

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Раздел №3. Генетика: наследственность и изменчивость

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

        

  1. Тематическое планирование

п/п

Разделы (темы)

Количество

часов

Раздел № I. Экология

1.

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы

1

2.

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

1

3.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть.

1

4.

Экосистемы и Агроценозы.

1

5.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера.

1

Раздел II. Молекулярная биология

6.

Молекулярные основы жизни. Молекулярный уровень организации.

1

7.

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

1

8.

Наследственная информация и ее реализация в клетке.

1

9.

Генетический код, его свойства.

1

10.

Биосинтез белка, реакции матричного синтеза.

1

11.

Решение молекулярных задачи на биосинтез белка.

1

12.

Решение молекулярных задачи на биосинтез белка.

1

13.

Решение молекулярных задачи на биосинтез белка.

1

14.

Клеточный цикл: интерфаза и деление.

1

15.

Митоз, значение митоза, фазы митоза.

1

16.

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза.

1

17.

Решение задач на митоз и мейоз.

1

18.

Решение задач на митоз и мейоз.

1

19.

Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

1

20.

Жизненные циклы растений.

1

21.

Решение задач на жизненные циклы.

1

22.

Решение задач на жизненные циклы.

1

23.

Решение задач на жизненные циклы.

1

Раздел III. Генетика: наследственность и изменчивость

24.

Генетические терминология и символика. Методы генетики.

1

25.

Генеалогическое древо. Решение задач.

1

26.

Законы генетики. Решение задач на дигибридное скрещивание.

1

27.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Решение задач.

1

28.

Множественные аллели. Решение задач.

1

29.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Решение задач.

1

30.

Сцепленное с полом наследование. Решение задач.

1

31.

Генетическое картирование.

1

32.

Решение генетических задач.

1

33.

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций.

1

34.

Повторение и закрепление. Решение заданий ЕГЭ.

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач ЕГЭ» 11 класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элек​тивный курс как компонент образования должен быть направ​лен на удовлетворение познавательных потребностей и инте​ресов старшеклассников, на фо...

Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов

Рабочая  программа элективного курса  "Решение  трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания  по био...