Рабочая программа элективного курса «Решение задач ЕГЭ» 11 класс
рабочая программа по математике (11 класс) по теме
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Форма единого государственного экзамена по математике имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна. Но не менее важна и внутренняя готовность учителя к форме итоговой аттестации, формату оценки результата обучения и, соответственно результатов его труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от «30» августа 2017г. Руководитель МО ( Воронцова Т.М.) | Согласована на заседании МС Протокол № 1 от «30» августа 2017г. Руководитель МС (Заседова О. С.) | Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30»августа2017г. | Утверждена. Приказ №115 от «30»августа2017г. Директор школы (Сорочинская Н. А.) |
Рабочая программа элективного курса
«Решение задач ЕГЭ»
11 А класс
на 2017-2018 учебный год
Разработана
Поречной Ириной Викторовной,
учителем математики высшей
квалификационной категории
г. Суджа 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Форма единого государственного экзамена по математике имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна. Но не менее важна и внутренняя готовность учителя к форме итоговой аттестации, формату оценки результата обучения и, соответственно результатов его труда.
Итоговая аттестация за курс средней (полной) школы в разные годы проходила в разных формах. Существенно отличались экзаменационные варианты для выпускников, изучавших математику в так называемых общеобразовательных классах, и для выпускников физико-математических и математических классов. Разный уровень подготовки имеет место и у учащихся одного класса, в частности, зависит и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация внимания.
Единый государственный экзамен совмещает два экзамена — выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения. Поэтому в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом курса алгебры и начал анализа 10-11-х классов, усвоение которого должно проверяться на выпускном школьном экзамене, а также материалом некоторых тем курса алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно даются на вступительных экзаменах в вузы.
Экзамен не должен стать для выпускника (абитуриента) испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, они хорошо известны каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
Подготовка должна носить системный характер.
В предлагаемом курсе разработана система заданий для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ. Количество учебных часов - 34. Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Каждая тема включает в себя: краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты в формате ЕГЭ.
Цели курса:
* обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
* познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
* дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
* расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
* помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
*развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
Структура курса представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы, практикумы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением либо итоговой контрольной работы, либо теста. Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
♣использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
♣выполнять вычисления и преобразования;
♣решать уравнения и неравенства;
♣выполнять действия с функциями;
♣выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
♣строить и исследовать математические модели.
♣точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
♣уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
♣ применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Тема 1. Преобразование тригонометрических выражений. (4 ч.) Соотношения между тригонометрическими функциями одного итого же аргумента. Формулы кратных аргументов. Обратные тригонометрические функции.
Тема 2. Решение тригонометрических уравнений. (4ч.) Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений. Отбор корней, принадлежащих промежутку. Способы решения тригонометрических уравнений (в формате ЕГЭ).
Тема 3. Преобразование рациональных и иррациональных выражений (5 ч.) Свойства степени с целым показателем. Разложение многочлена на множители. Сокращение дроби. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. Преобразование иррациональных выражений.
Тема 4. Решение рациональных уравнений и неравенств. (5 ч.) Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители. Дробно-рациональное уравнение. Решение рациональных неравенств. Метод интервалов.
Тема 5. Решение иррациональных уравнений и неравенств. (5 ч.) Иррациональные уравнения. Метод равносильности. Иррациональные неравенства. Алгоритм решения неравенств методом интервалов.
Тема 6. Преобразование показательных и логарифмических выражений. (5 ч.) Свойства степени с рациональным показателем. Логарифм. Свойства логарифмов. Преобразования логарифмических выражений.
Тема 7. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. (5 ч.) Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Показательные неравенства, примеры решений. Логарифмические уравнения. Метод равносильности. Логарифмические неравенства.
Тема 8. Решение задач по всему курсу. Итоговый контроль(1ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов 11классы | Форма контроля |
1 | Преобразование тригонометрических выражений | 4 | тест |
2 | Решение тригонометрических уравнений | 4 | тест |
3 | Преобразование рациональных и иррациональных выражений | 5 | тест |
4 | Решение рациональных уравнений и неравенств | 5 | тест |
5 | Решение иррациональных уравнений и неравенств | 5 | тест |
6 | Преобразование показательных и логарифмических выражений | 5 | тест |
7 | Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств | 5 | тест |
8 | Решение задач по всему курсу. Итоговый контроль | 1 | тест |
9 | Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Дата по плану | Фактическая дата проведения |
Соотношения между тригонометрическими функциями одного итого же аргумента. | |||
Преобразование тригонометрических выражений | |||
Преобразование тригонометрических выражений | |||
Обратные тригонометрические функции | |||
Решение тригонометрических уравнений | |||
Решение тригонометрических уравнений | |||
Отбор корней тригонометрических уравнений, принадлежащих промежутку | |||
Отбор корней тригонометрических уравнений, принадлежащих промежутку | |||
Свойства степени с целым показателем. | |||
Разложение многочлена на множители. | |||
Преобразование иррациональных выражений. | |||
Преобразование иррациональных выражений. | |||
Преобразование иррациональных выражений. | |||
Дробно-рациональные уравнения. | |||
Решение дробно-рациональных уравнений | |||
Решение рациональных неравенств. | |||
Решение рациональных неравенств. Метод интервалов. | |||
Решение неравенств. Метод интервалов | |||
Решение иррациональных уравнений. | |||
Решение иррациональных уравнений. | |||
Иррациональные неравенства | |||
Иррациональные неравенства | |||
Иррациональные неравенства. Метод интервалов. | |||
Свойства степени с рациональным показателем. | |||
Свойства степени с рациональным показателем. | |||
Преобразование показательных выражений. | |||
Преобразование логарифмических выражений. | |||
Преобразование показательных и логарифмических выражений. | |||
Методы решения показательных уравнений. | |||
Методы решения показательных неравенств. | |||
Логарифмические уравнения | |||
Логарифмические неравенства | |||
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. | |||
Решение задач по всему курсу. |
Возможные критерии оценок.
Критерии при выставлении оценок могут быть следующими.
Оценка «отлично». Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи.
Литература
1. А. Семёнов, Е. Юрченко.Система подготовки к ЕГЭ по математике. Лекция 1 – 8.// Математика. 1 сентября. - № 17-24, 2008.
2.Открытый банк ЕГЭ
3. Звавич, Л. И., Аверьянов, Д. И. О работе в 10 классе с углубленным изучением математики // Математика в школе. — № 5. -С. 22-34.
4. Кагалов, Э. Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6-11 классов. - М.: ЮНВЕС, 1998.-288 с.
5. КИМы по подготовке к ЕГЭ по математике (2016-2017г)
6. Кущенко, В. С. Сборник конкурсных задач по математике с решениями. -Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1965. - 592 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс
Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....
Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс
Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...
Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач по органической химии». Модуль 1.
Данный элективный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов- меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изуч...
Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач"
Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач" разработана для учащихся 10 класса.Расчетные химические задачи занимают важное место в изучении химии, так как они обеспечивают более глу...
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по био...
Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса
ПРОГРАММА элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована для учащихся 10 А класса хим-биопрофиля...
Рабочая программа элективного курса "Решение текстовых задач в старших класса"
При проверке демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов основного государственного экзамена по математике, нами замечено, что большинство учащихся допускают ошибки при решении текс...