Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинская основная школа»
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2022 г. | Утверждаю Приказ № 54-ОД от 31.08.2022 г. Директор МБОУ «Ленинская ОШ» _____________ Н.Л. Минченкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«Биология»
8 класс
Учитель: Кондратенкова Нина Петровна
2022– 2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
- формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанности и уважительного отношения друг к другу;
- формирование коммуникативной компетенции в общении друг с другом ;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
- планирование собственной учебной деятельности как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- участие в совместной деятельности (работа в малых группах);
-умение работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- составлять описание объектов;
- составлять простой и сложный планы текстов;
- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
- выявлять причинно-следственные связи;
- работать со всеми компонентами текста;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Предметные результаты обучения:
Обучающиеся научатся:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация. Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (4 ч)
Разделы науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация. Портреты великих ученых – анатомов и физиологов.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека
(6 ч)
Клеточное строение. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация. Схемы строения систем органов и систем органов.
Лабораторная работа №1. Изучение микроскопического строения тканей.
Лабораторная работа №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 5. Координация и регуляция (12 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация. Схемы строения эндокринных желез. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторная работа №3. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Лабораторная работа №4. Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Демонстрация. Скелет человека, отдельные кости. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа №5. Изучение внешнего строения костей.
Лабораторная работа №6. Измерение массы и роста своего организма.
Лабораторная работа №7. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь: ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация. Схемы и таблицы, иллюстрирующие состав крови и группы крови.
Лабораторная работа №8. Изучение микроскопического строения крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация. Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторная работа №9. Измерение кровяного давления.
Лабораторная работа №10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Раздел 9. Дыхание (3 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация. Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.
Лабораторная работа №12. Определение частоты дыхания.
Раздел 10. Пищеварение (4 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация. Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Лабораторная работа №13. Воздействие желудочного сока на белки, слюны – на крахмал.
Лабораторная работа №14. Определение норм рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация. Модель почек.
Раздел 13. Покровы тела (2 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)
Системы органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье (5 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторная работа №15. Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений.
Практическая работа №1. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов | Количество часов |
1 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира | 2 ч. |
2 | Раздел 2. Происхождение человека | 2 ч. |
3 | Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 4 ч. |
4 | Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 5 ч. |
5 | Раздел 5. Координация и регуляция | 12 ч |
6 | Раздел 6. Опора и движение | 8 ч |
7 | Раздел 7. Внутренняя среда организма | 3 ч |
8 | Раздел 8. Транспорт веществ | 5 ч |
9 | Раздел 9. Дыхание | 3 ч |
10 | Раздел 10. Пищеварение | 4 ч |
11 | Раздел 11. Обмен веществ и энергии | 3 ч |
12 | Раздел 12. Выделение | 2 ч |
13 | Раздел 13. Покровы тела | 2 ч |
14 | Раздел 14. Размножение и развитие | 3 ч |
15 | Раздел 15. Высшая нервная деятельность | 5 ч |
16 | Раздел 16. Человек и его здоровье | 5 ч |
Место учебного предмета в учебном плане
В 8 классе на изучение биологии отводится 2 часа в неделю (1 час из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений), всего 68 часов в год.
Календарно-тематическое планирование на 2020/2021 уч. год
№ урока | Название темы | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Инструктаж по ОТ. Место человека в системе органического мира | ||
2 | Сходство и различия человека и животных | ||
3 | Эволюция человека | ||
4 | Расы человека | ||
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | ||
6 | Великие анатомы и физиологи. | ||
7 | Вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека. | ||
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» | ||
9 | Клеточное строение организма | ||
10 | Ткани. | ||
11 | Ткани. Лабораторная работа № 1. Изучение микроскопического строения тканей. | ||
12 | Органы. Системы органов. | ||
13 | Органы. Системы органов. Лабораторная работа № 2. Распознавание на таблицах органов и систем органов. | ||
14 | Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | ||
15 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | ||
16 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | ||
17 | Спинной мозг, его строение и функции. | ||
18 | Головной мозг, его строение и функции. | ||
19 | Головной мозг, его строение и функции Лабораторная работа № 3. Изучение головного мозга человека Соматическая и вегетативная нервная система. | ||
20 | Органы чувств. Их роль в жизни человека. Анализаторы. | ||
21 | Зрительный анализатор. Строение и функции глаза | ||
22 | Нарушения зрения, их профилактика. Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 4. Изменение размера зрачка. | ||
23 | Анализаторы слуха и равновесия | ||
24 | Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы | ||
25 | Контрольная работа по теме «Координация и регуляция» | ||
26 | Скелет. Строение, состав и соединения костей. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения костей. | ||
27 | Скелет головы, туловища, конечностей | ||
28 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | ||
29 | Мышцы. . Лабораторная работа № 6. Измерение массы и роста своего организма. | ||
30 | Работа мышц. Лабораторная работа № 7. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. | ||
31 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | ||
32 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | ||
33 | Контрольная работа по теме «Опора и движение» | ||
34 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и функции. Лабораторная работа № 8. Изучение микроскопического строения крови | ||
35 | Инструктаж по ОТ. Иммунитет | ||
36 | Тканевая совместимость и переливание крови. | ||
37 | Транспорт веществ. Органы кровообращения. | ||
38 | Работа сердца. Лабораторная работа № 9. Измерение кровяного давления. | ||
39 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. | ||
40 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | ||
41 | Контрольная работа по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» | ||
42 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | ||
43 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. . Лабораторная работа № 11. Определение частоты дыхания. | ||
44 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | ||
45 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. | ||
46 | Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа № 12. Воздействие желудочного сока на белки, слюны – на крахмал. | ||
47 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | ||
48 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Лабораторная работа № 13. Определение норм рационального питания. | ||
49 | Пластический и энергетический обмен. | ||
50 | Витамины, их роль в организме. | ||
51 | Контрольный тест по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии». | ||
52 | Органы выделения. Строение и функции почек. | ||
53 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы | ||
54 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | ||
55 | Роль кожи в терморегуляции организма. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожении. | ||
56 | Система органов размножения. Оплодотворение и развитие зародыша. | ||
57 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | ||
58 | Развитие человека после рождения. Возрастные процессы. | ||
59 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения. | ||
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | ||
61 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | ||
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. | ||
63 | Типы нервной деятельности. | ||
64 | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. . Лабораторная работа № 14. Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений. | ||
65 | Вредные привычки. Заболевания человека. . | ||
66 | 7Практическая работа № 1. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды | ||
67 | Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека. | ||
68 | Защита проектов |
Лист корректировки
Рабочей программы по биологии для 7 класса
на 2022/2023 учебный год
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка календарно-тематического планирования:
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Пути ликвидации отставаний в программном материале (корректирующие мероприятия) | |
план | факт | |||||
Учитель: __________ Н,П. Кондратенкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258019-1369152044.jpg)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390612-1390661995.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-489663-1412152158.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336673-1383818704.jpg)
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-134847-1363189081.jpg)
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...