Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и
многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых
растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе,
жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов
в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.
Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы
органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные
явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших.
Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечно-
полостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение
кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и
животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.
Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцет-
ник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности
внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с
водным образом жизни. Размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и
жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего
строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.
Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе
и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и
особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения
и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Домашние птицы, приёмы выращивания птиц и ухода за ними.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения,
скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная
система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры
борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления
в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.
Приёмы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Примерный список лабораторных и практических работ по раз-
делу «Живые организмы» (на выбор учителя):
1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с
ними.
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода
томата).
3. Изучение органов цветкового растения.
4. Изучение строения позвоночного животного.
5. Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении.
6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
7. Изучение строения водорослей.
8. Изучение внешнего строения мхов (на примере местных видов).
9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных
растений.
11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
12. Определение признаков класса в строении растений.
13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств.
14. Изучение строения плесневых грибов.
15. Вегетативное размножение комнатных растений.
16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его
передвижением и реакциями на раздражения.
18. Изучение строения раковин моллюсков.
19. Изучение внешнего строения насекомого.
20. Изучение типов развития насекомых.
21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб.
22. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.
23. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млеко-
питающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1. Многообразие животных.
2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных.
3. Разнообразие членистоногих и их роль в природе родного края.
4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экс-
курсия в природу, зоопарк или музей).
Тематическое планирование 6 класс, 68 часов -2 часа в неделю
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | |
Введение | 3 | ||||
1 | Повторение материала за курс 5 класса «Клетка. Многообразие организмов». Инструктаж по ОТ | 1 | |||
2 | Осенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия | 1 | |||
3 | Входное тестирование | 1 | |||
Жизнедеятельность организмов 24 | |||||
4 | Обмен веществ — главный признак жизни | 1 | |||
5 | Обмен веществ в организме | 1 | |||
6 | Питание бактерий, грибов | 1 | |||
7 | Питание животных. Растительноядные животные | 1 | |||
8 | Плотоядные животные | 1 | |||
9 | Всеядные животные | 1 | |||
10 | Почвенное питание растений. | 1 | |||
11 | Удобрения | 1 | |||
12 | Фотосинтез | 1 | |||
13 | Космическая роль зеленых растений. | 1 | |||
14 | Дыхание растений | 1 | |||
15 | Дыхание животных | 1 | |||
16 | Передвижение веществ у растений | 1 | |||
17 | Передвижение веществ у растений Л.р. №1 Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении. Инструктаж по ОТ | 1 | |||
18 | Передвижение веществ у животных | 1 | |||
19 | Выделение у растений | 1 | |||
20 | Выделение у животных | 1 | |||
21 | Размножение организмов и его значение. Бесполое размножение | 1 | |||
22 | Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними Л.р.№ 2«Вегетативное размножение комнатных растений» Инструктаж по ОТ | 1 | |||
23 | Половое размножение | 1 | |||
24 | Рост и развитие — свойства живых организмов | 1 | |||
25 | Рост и развитие растений | 1 | |||
26 | Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов» Тестирование | 1 | |||
27 | Зимние явления в жизни растений и животных. Экскурсия | 1 | |||
Строение и многообразие покрытосеменных растений | 40 | ||||
28 | Строение семян двудольных растений Л. р. №3«Строение семян двудольных растений», | 1 | |||
29 | Строение семян однодольных растений Л. р. №4«Строение семян однодольных растений растений» | ||||
30 | Виды корней. Стержневая корневая система. | 1 | |||
31 | Виды корней. Мочковатая корневая система | 1 | |||
32 | Видоизменения корней. | 1 | |||
33 | Видоизменения корней и их значение | 1 | |||
34 | Побег и почки | 1 | |||
35 | Побег и почки Л. р. №5«Строение почек. Расположение почек на стебле» Инструктаж по ОТ | 1 | |||
36 | Рост и развитие побега | 1 | |||
37 | Строение стебля | 1 | |||
38 | Строение стебля Л. р. №6«Внутреннее строение ветки дерева» Инструктаж по ОТ | 1 | |||
39 | Разнообразие стеблей | 1 | |||
40 | Внешнее строение листа | 1 | |||
41 | Внешнее строение листа Л. р.№ 7«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | 1 | |||
42 | Клеточное строение листа | 1 | |||
43 | Клеточное строение листа Л. р.№ 8«Строение кожицы листа» | 1 | |||
44 | Видоизменения побегов. Корневище. | 1 | |||
45 | Видоизменения побегов. Луковица | 1 | |||
46 | Видоизменения побегов. Клубень | 1 | |||
47 | Видоизменения побегов Л.р.9 «Строение клубня», «Строение корневища», «Строение луковицы» | 1 | |||
48 | Строение и разнообразие цветков | 1 | |||
49 | Строение и разнообразие цветков Л. р. №10«Строение цветка» | 1 | |||
50 | Соцветия | 1 | |||
51 | Соцветия Л. р.№11 «Соцветия» | 1 | |||
52 | Плоды | 1 | |||
53 | Плоды Л.р№12 Классификация плодов | 1 | |||
54 | Размножение покрытосеменных растений | 1 | |||
55 | Размножение покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. | 1 | |||
56 | Классификация покрытосеменных | 1 | |||
57 | Класс двудольные | 1 | |||
58 | Класс двудольные Л.р. №13 Семейства двудольных | 1 | |||
59 | Класс однодольные | 1 | |||
60 | Класс однодольные Л.р. № 14Строение пшеницы | 1 | |||
61 | Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | 1 | |||
62 | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Тестирование | 1 | |||
63 | Подготовка к проекту «Многообразие живой природы. Охрана природы | 1 | |||
64 | Подготовка к проекту «Многообразие живой природы. Охрана природы | 1 | |||
65 | Обобщающий урок-проект по теме «Многообразие живой природы. Охрана природы | 1 | |||
66 | Весенние явления в жизни растений и животных Экскурсия | 1 | |||
67 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | |||
68 | Летние задания | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...