Урок-игра по биологии в 6 классе по теме: "Отделы растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Представлен урок-игра по биологии 6класс. Тема : "Отделы растений". В игровой форме представлены задания для обобщения знаний учащихся по даной теме.
Использование игр в обучении биологии решает множество задач одновременно:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otdely_rasteniy.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по биологии в 6 классе по теме: «Отделы растений»
Учитель биологии: Тарасова Людмила Леонидовна.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках об основных отделах растений, особенностях их строения, экологии, развития, размножения, значения в природе и жизни человека.
Задачи:
- повысить интерес к изучаемому предмету;
- создать стимул к самостоятельному приобретению знаний по теме;
- развивать умение работать со схемами, таблицами, гербариями, наглядными природными материалами;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, красоте родного края.
Форма урока: урок-путешествие:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование:
- Таблицы: «Основные отделы растений» (лишайники, папоротники, водоросли, голосеменные, покрытосеменные).
- Мультипроектор, компьютер, экран для презентации.
- Гербарные материалы основных отделов растений.
- Дидактический материал (карточки-задания, тесты, загадки).
- Красная книга Смоленской области.
- Фотовыставка: «Зелёная планета – глазами детей» (опережающее домашнее задание).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Совместно с учениками учитель формулирует цели и задачи урока.
II.Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные отделы растений»
Класс делится на 2 команды. На каждую команду заводится оценочный лист, где выставляются полученные баллы. Все участники выигравшей команды получают «5». Из проигравшей команды самые активные участники также получат «5», а остальные игроки оценки, согласно набранным баллам. Итак, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте возьмём с собой смекалку, сообразительность, находчивость, запас наших знаний и хорошее настроение.
Станция: «Вспоминай-ка!» (проводится фронтальная беседа (ребята отвечают на вопросы)
Например:
- Какие четыре царства живой природы вы знаете?
- Какие отделы входят в царства Растения?
- Как называется наука о растениях?
- Какие растения относятся к низшим, а какие к высшим?
- Почему плауны, хвощи, и папоротники относят к высшим споровым растениям?
- Назовите одноклеточные водоросли, их признаки?
- Назовите многоклеточные водоросли, их признаки?
- Какие мхи вы знаете, назовите их признаки?
- Какие голосеменные вы знаете, назовите их?
10)Какие растения называются покрытосеменными? Почему их так называют?
Станция: «Выполняй-ка!» (задания-тесты разного типа, на выполнение 3 минуты).
Например:
Тест 1. Из споры папоротника вырастает…выбрать правильный ответ:
- Заросток;
- Спорангий;
- Взрослое растение;
- Зигота.
Тест 2. Вставьте пропущенные слова в текст: «Весной на молодых ветках сосны можно увидеть маленькие шишки 2-х видов. Одни из них зеленовато-жёлтые, собраны тесными группами у оснований молодых побегов, это … шишки. Другие красноватые, одиночные, это… Они находятся на…молодых веток.
Тест 3. Правильно ли данное суждение: Размножение одноклеточных водорослей происходит бесполым и половым путём.
- Да.
- Нет.
Станция: «Узнавай-ка!» (работа с гербарным материалом).
Например:
- Среди гербарного материала найти кукушкин лён, и определить к какому отделу он относится, по каким признакам вы его узнали?
- На ветках сосны показать мужские и женские шишки, как вы их узнали?
- На папоротнике (комнатное растение), найти и показать спорангии, объяснить, зачем они нужны растению?
Станция: «Отдыхай-ка!» Физкультминутка (гимнастика для глаз).
Станция: «Заполняй-ка!» (за 2 минуты заполнить таблицу: «Жизненные формы растений»).
Станция: «Решай-ка!» (за 3минуты решить задачу)
Например:
Экологическая задача: Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём это говорит? (о загрязнении этой территории).
Биологическая задача: Существует поверье, что в ночь на 7 июля, накануне праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит счастье. Возможно, ли найти этот цветок? (Нет. У папоротников цветок не образуется, они размножаются спорами)
Станция: «Охраняй-ка!» (по страницам Красной книги. Викторина).
Например:
- На территории какого заповедника мы живём? Какие старинные парки известны вам в Вяземском районе?
(Музей-заповедник «Хмелита». (В Хмелите, Телепневе, Успенском, Исакове (Лукине), Касне, Вырубове, Аделаидине, Богородицком, Туманове, Высоком, Липецах и др.)
2)Какие растения произрастают на территории музея – заповедника, занесены в Красную книгу Смоленской области? (Ветреница дубравная, ветреница лесная, ветреница лютиковая, колокольчик персиколистный, колокольчик широколистный, прострел раскрытый, кубышка желтая, кувшинка белоснежная, гусиный лук, зверобой изящный, чистяк весенний и др.)
- Плоды этого растения зреют под водой, и именно благодаря форме плодов растение получило такое название. Занесено в Красную книгу Смоленской области. (Кувшинка желтая).
- Ягоды, каких растений можно собирать весной из-под снега и произрастают ли они в нашей местности? (Да, это клюква, брусника)
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
- Растение с мелкими красивыми цветками, вначале розовато-красные, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы. Занесено в Красную книгу Смоленской области, первоцвет (Медуница)
- Зеленовато-жёлтые цветки, похожие на маленькие лилии, собранные на верхушке стебля в зонтичное соцветие. Этим растениям любят лакомиться гуси. Занесено в Красную книгу Смоленской области. (Гусиный лук)
Станция: «Отгадай-ка!» (загадки о лекарственных растениях).
Например:
1.Это прозвище недаром, у красивого цветка
Капля сочного нектара и душиста, и сладка.
От простуды излечится, вам поможет….(Медуница).
2. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар….
(Ромашка лекарственная)
3.На пустырях и по дорогам, с соцветием беленький сорняк
Но изучите его свойства, быть может, взгляните не так:
Кровотеченье остановит, в Китае он салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много, в плодах похожих на суму.
(Пастушья сумка).
III. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Рефлексия. Оценки за урок.
Что нового и полезного вы узнали на уроке?
- Были ли трудности, и какие?
- Что помогало в достижении цели?
- Что мешало?
- Сегодня вы работали много и хорошо.
- Молодцы!
- Всем спасибо за урок!
IV.Домашнее задание:
подготовить сообщения на тему: »Легенды о растениях» и предоставит материал в любом виде (презентация, фотоматериал, доклад, реферат, стихи и т. д.)
Список литературы для обучающихся
1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник /В.В.Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
2. Красная книга Смоленской области. Растения.
3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Интернет ресурсы
www .ns. portal
www.bio.1 september. ru
www.bio. nature.ru
www.km.ru/educftio
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"
Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...
Урок биологии в 6 классе по теме "Отдел моховидные"
Урок изучения нового материала. Цель урока: создать условия для усвоения основных знаний о мхах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности. Познакомиться с разнообразием данной группы...
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему"Отдел мохообразные"
Цели: познакомить с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов;сформировать у учеников знание о высших растениях, предпосылки возникновения жизни на суше;показать чер...
Разработка урока по биологии в 7 классе по теме: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение»
план-конспект урока...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ программа Пономаревой...
план урока по биологии в 7 классе по теме : отдел голосеменные к учебнику Сухоруковой Л.Н.
план-конспект урока по биологии в 7 классе по теме: " Отдел Голосеменные" (ФГОС)...
Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения».
Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения»....