Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения».
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения».

Класс: 7  класс

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме Покрытосеменные.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Планируемые результаты:

Предметные.

Учащиеся должны знать: характеристику   Отдела Покрытосеменные  растения, признаки классов Однодольные и Двудольные,   характерные особенности   изученных семейств.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать представителей  цветковых растений; называть их характерные признаки.

Метапредметные.

Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Личностные.

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: игра «Ботанический турнир».

Оборудование: видеоролик «Вальс цветов»,  гербарии растений,  рисунки с изображением растений разных семейств, коробки, в которых  находятся рис, картофель, капуста,  жетоны, смайлики.

Ход урока

I.  Приветствие учащихся.  Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.

 Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш сегодняшний урок. Вы готовы?

Дети:  Да!

Учитель: Тогда начинаем!

II. Актуализация знаний

Видеоролик «Цветы». Под музыкальное оформление «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ учащихся.

Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру «Ботанический турнир». Класс разбит на три команды, каждая имеет своего капитана.

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

- хорошо себя вести;

- активно работать;

- уважительно относится к ответам своих одноклассников.

III. Повторение, обобщение и проверка знаний

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 8 баллов. 

Вопросы для первой команды:

  1. Какие растения называются Покрытосеменными? ( Растения, имеющие цветы и плоды.)
  2. На какие два класса делятся Покрытосеменные  растения? (Однодольные и Двудольные.)
  3. Стебель  Злаковых.  (Соломина.)
  4. Соцветие  ромашки.  (Корзинка)
  5. К какому семейству относится бамбук? (Злаковые.)
  6. В каком растении содержится никотин? (Табак)
  7. Корневая система тюльпана? (Мочковатая.)
  8. У представителей, какого семейства встречается симбиоз с клубеньковыми (азотфиксирующими)  бактериями? (Бобовых.)

Вопросы для второй команды:

  1. Другое название  Отдела Покрытосеменные. (Цветковые.)
  2. Плод репы. (Стручок.)
  3. Соцветие ландыша.  (Кисть.)
  4. К какому классу относится одуванчик? (К Двудольным.)
  5. Другое название дикой розы? (Шиповник.)
  6. Корневая система гороха? (Стержневая.)
  7. Плод томата. (Ягода.)
  8. Родина картофеля (Южная Америка.)

Вопросы для третьей команды:

  1. Какие  основные жизненные форы встречаются у Покрытосеменных растений? (Деревья, кустарники, травы.)
  2. Где у Покрытосеменных  образуется  плод с семенами? (В завязи пестика.)
  3. Жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое.)
  4. Плод гороха? (Боб.)
  5. Корневая система риса? (Мочковатая.)
  6. Перенос пыльцы с пыльника  на рыльце пестика. (Опыление.)
  7. Запасающая  часть семени у растений класса Однодольных?  (Эндосперм.)
  8. Что такое камбий? (Камбий – разновидность образовательной ткани растений, за счет которой стебель растет в толщину.)

Конкурс 2  «Размытое письмо».

        Каждая команда получает текст, в котором пропущены слова.  По ходу чтения учащиеся находят ответ и записывают  пропущенные в тексте слова.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...».
Слова для справок:

1 - сетчатое;

2 - мочковатая;

3 - Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;

4 - одна семядоля;

5 - Злаковые, Лилейные;

6 - две семядоли;

7 - параллельное или дуговое;

8 - стержневая.

Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

За каждое правильно вставленное слово дается жетон = 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 8 баллов. 

Конкурс 3  «Опознание».

Каждой команде нужно отгадать растение, находящееся в  коробочке и назвать семейство, к которому оно принадлежит. Дается всего четыре подсказки. Чем больше подсказок используется, тем меньше баллов (жетонов) присваивается команде.
Подсказки для 1-й команды:

  1. Это растение называют «кормильцем Востока».
  2. Очень влаголюбивое растение, посевы его сплошь затапливают водой.
  3. Это растение относят к зерновым культурам.
  4.  Из семян растения готовят  каши и плов.

      Ответ: Рис. Семейство Злаковые.

Подсказки для 2-й команды:

  1. Долгое время этот цветок рос в садах как декоративное  растение. Цветами, этого  растения украшала себя сама французская королева.
  2. Съедобная часть этого растения по незнанию употребляли вначале в сыром виде, а употребляя его плоды – ягоды, получали отравления.
  3. Сейчас это растение называют вторым хлебом.
  4. Посевы этого растения нещадно уничтожает колорадский жук.

Ответ: Картофель. Семейство Пасленовые.

Подсказки для 3-й команды:

  1. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что это растение  люди стали использовать со времён каменного и бронзового веков. 
  2. Римляне использовали это растение не только в пищу, но и как лекарство почти от всех болезней. Растение обладает противораковым и антибактериальным эффектами.

3.   На древнеримском языке название этого овоща звучит как капут, что означает голова.

4.   В настоящее время этот овощ является основой многих блюд русской кухни, используется как в свежем, так и в квашеном виде.

Конкурс  4  «Третий лишний».

        Каждая команда получает по 3 гербарных листов (или рисунков). В каждом из предложенных экземпляров есть одно лишнее растение, нужно его найти  и объяснить почему.

Ученики сравнивают растения и выделяют среди них «лишнее». За правильный ответ дается 1 жетон =1 балл.

Задание 1-й команде: шиповник, роза, сосна. (Все представители Покрытосеменных, а сосна относится к Голосеменным растениям.)

Задание 2-й команде: одуванчик, ромашка,  тюльпан. (Все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные.  Другой вариант: Все – представители класса Двудольные, а тюльпан - Однодольные.)

Задание 3-й команде: мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше. (Все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные.)

Конкурс 5. «Ищи своего».

На парте лежат (вразброс) рисунки  покрытосеменных растений - капуста, редис, репа, яблоня, малина, груша, картофель, перец, томат, ячмень, рис, пшеница, лук, чеснок, тюльпан.

Каждой команде необходимо выбрать растения только одного семейства (определяет жребий).

Один из участников команды выходит и выбирает представителя своего семейства. 

За каждый правильный ответ 1 жетон = 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 3 балла. 

Ответы:

  1. Семейство Розоцветные: яблоня, малина, груша.
  2. Семейство  Пасленовые: картофель, перец, томат.
  3. Семейство  Лилейные: лук, чеснок, тюльпан.

Конкурс 6 «Кулинарный».

       Мамы, пытаясь накормить своего ребенка кашей, твердят о ее удивительной пользе.  Действительно, каши обладают множеством полезных свойств:

- быстро насыщают организм, так как характеризуются высоким содержанием клетчатки, витаминов, растительного белка и «медленных углеводов»;

- заряжают организм необходимой энергией;

- восстанавливают работу пищеварительной системы;

-  очищают организм от шлаков и токсинов;

- укрепляют иммунную систему;

- омолаживают организм, делая кожу упругой и эластичной;

- на 20% снижают риск возникновения канцерогенных образований.

       Всем известно, что  каши готовят из круп, а крупы -  из  зерновых культур. А вот  из  каких -  вам предстоит сейчас ответить. На блюдцах представлены  различные крупы. Необходимо определить вид  крупяных изделий  и  сельскохозяйственную культуру,  из которой они  изготовлены.

За каждый правильный ответ 1 жетон = 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5 баллов. 

Ответы:

  1. Рисовая крупа – рис.
  2. Манная крупа – пшеница.
  3. Геркулес – овес.
  4. Перловая крупа – ячмень.
  5. Пшенная крупа – просо.

- Ребята, что объединяет все эти растения? К  какому семейству они относятся? ( К семейству Злаковые.)

Конкурс  7  «Любознайка».   

Каждая команда  поочередно  отвечает на вопросы викторины. За каждый правильный ответ дается 1 фишка =1 балл.

Викторина.

  • Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
  • Какое растение любят кошки? (Валериана)
  • Какое растение говорит о том, где оно живет? (Подорожник)
  • Какое растение является символом горечи? (Полынь)
  • Какая ягода поможет больному горлу? (Малина)
  • Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой. (Рябина)
  • Какое дерево стало символом  России? (Береза)
  • Эта ягода поможет нормализовать зрение? (Черника)
  • Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)
  • На каком овоще спала принцесса? (Горох)
  • Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка)
  • Что без боли и печали доводит до слез ? (Лук)
  • Какой цветок называют водяной красавицей? (Белая кувшинка)
  • Cамая большая ягода на земле? (Арбуз)
  • Из плодов  какого дерева изготовляют курагу? (Абрикос)
  • Из плодов  какого дерева изготовляют шоколад? (Какао)
  • Что такое изюм? (Сушеный виноград)
  • Какой овощ называют корнем здоровья? (Редька)
  • Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей? (Лавр)
  • Ветка, какого растения украшает фуражку лесника? (Дуб)
  • Богиня растений, давшая название царству растений. (Флора)

IY.  Рефлексия.

- На столах у каждой команды лежат смайлики (радость, безразличие, недовольство), оцените  вашу сегодняшнюю работу на уроке.

Y.  Подведение итогов игры. Выставление оценок.

- Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Подводится итог работы в группах, озвучивается результаты игры.  Оценки выставляются в журнал.

YI.  Домашнее задание.

Заполнить сводную таблицу по изученным семействам по форме:

Название семейства

Жизненная форма

Формула цветка

Плод

Значение

Крестоцветные

Розоцветные

Пасленовые

Бобовые (Мотыльковые)

Сложноцветные

Злаковые

Лилейные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...

Конструкт обобщающего урока биологии по теме "Химический состав клетки"

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки" в старших классах с профильным обучением. Представлен урок в форме деловой игры под названием "Аукцион знаний"...

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...

Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"

Методическая разработка  урока биологии на тему «Воздушное питание растений».  Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...

План-конспект урока биологии на тему "Испарение воды растением. Листопад"

Направление – естественно-научное.Тема урока «Испарение воды растением. Листопад».Класс 6, общеобразовательный. В работе используется авторская программа В.В. Пасечника, рассчитанная на учащихся ...

Тест по биологии по теме: "Систематика покрытосеменных растений"

Данный тест предназначен для использования в процессе подготовки к ОГЭ по биологии и содержит вопросы из базы данных ФИПИ по указанной теме. Вопросы разного уровня сложности помогут учащимся и учителю...

Урок биологии в 5 классе "Покрытосеменные растения"

Урок по теме «Покрытосеменные» является завершающим   в разделе «Царство Растения». Покрытосеменные являются наиболее высокоорганизованным отделом растений и занимают...