Конспект урока по биологии в 6 классе на тему"Отдел мохообразные"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Горовая Анна Валерьевна

Цели: познакомить с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов;

сформировать у учеников знание о высших растениях, предпосылки возникновения жизни на суше;

показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в свя­зи с изменением условий обитания;

дать представление о среде обитания и распространения мхов, о процессах жизнедеятельно­сти мхов, о роли мхов в природе и хозяйственной деятельности человека;

закрепить знания о высших и низших растениях, продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;

способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mkhi.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : Отдел мохообразные.

Цели: познакомить с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов;

сформировать у учеников знание о высших растениях, предпосылки возникновения жизни на суше;

показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания;

дать представление о среде обитания и распространения мхов, о процессах жизнедеятельности мхов, о роли мхов в природе и хозяйственной деятельности человека;

закрепить знания о высших и низших растениях, продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;

способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

Оборудование и материалы: таблицы: «Растения болот», «Зеленый мох кукушкин лен», «Сфагновые мхи и их строение», гербарные материалы сфагнума, кукушкина льна и других мхов. Проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска. Инвентарь для проведения лабораторных работ.

Ключевые слова и понятия: отдел мохообразные, печеночники, листостебельные (настоящие) мхи; слоевище, ризоиды, спорогон, споры, гаметы, яйцеклетки, сперматозоиды, зигота; риччия, маршанция, зеленый мох кукушкин лен; хлорофиллоносные клетки, водоносные клетки, гигроскопичность.

Ход урока

I Организационный момент.

Подготовка учеников к уроку.

II Актуализация знаний.

  • К каким организмам — высшим или низшим — относятся водоросли? (К низшим растительным организмам.

  • Какими признаками обладают высшие растения? (Тело высших растении разделено на органы, которые выполняют определенные функции.)

III Изучение нового материала

Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем мы с отдела мохообразные. 

Итак, растения отдела моховидные называют земноводными листостебельными растениями. Как вы думаете, почему? Потому что они являются одними  из первых растений вышедших на сушу, но почему водными? Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.

С переходом от водного к наземному существованию растения столкнулись с такими трудностями:

Обезвоживание. Как известно, для жизнедеятельности организмов нужная вода, а воздух — это среда, которая способствует высыханию. Поэтому наземным растениям нужно было произвести приспособления для добывания и запасания воды. Размножение. Нежные половые клетки должны быть защищенными, а мужские гаметы (сперматозоиды) могут встретиться с женскими гаметами лишь в воде.   Опора. В отличие от воды, воздух никак не поддерживает растение

Питание. Для фотосинтеза нужные свет  и углекислый газ, поэтому хотя бы часть растения должна находиться на поверхности земли. А минеральные соли и вода содержатся в почве. Поэтому, чтобы их получать, другая часть растения может быть в почве и расти в темноте.

Газообмен. Для фотосинтеза и дыхания нужно, чтобы газообмен осуществлялся в атмосфере, а не в водяной смеси, которая окружала растения ( и где растения могли дышать всей поверхностью).

Факторы окружающей среды. Вода, особенно когда ее так много, как, скажем, в озере или океане, обеспечивает большую стабильность условий окружающей среды. Наземная же среда чаще подлежит влиянию таких переменчивых факторов, как температура, освещение и тому подобное.

Отдел мохообразные, насчитывает около 27 000 видов растений. У мохообразных, как и у всех остальных высших растений, имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные (за исключением некоторых примитивных форм) имеют стебли и листья. Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды.

  • Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней. (Ризоиды — выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.)

Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных, даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

Все мохообразные низкорослы, их высота обычно не превышает 10—15 см. Практически они все многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

Мохообразные по своей организации очень близки к водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли, они не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома, похожего на таллом водорослей. Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие не может осуществляться. Размножаются мохообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных является зеленый мох кукушкин лен. 

(Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных мхов.)

Кукушкин лен часто встречается в заболоченных или просто влажных лесах. Этот мох покрывает почву сплошным ковром, вытесняя другие зеленые мхи. Он способен впитать воды в 4 раза больше собственной массы.

В высоту кукушкин лен достигает 10—15 см. Стебли этого мха неветвящиеся, имеют буровато-зеленую окраску, густо покрыты узкими зелеными листочками. Нижняя часть стебля темно- коричневая. Корней нет. К почве растение прикрепляется при помощи ризоидов.

  • Как вы думаете, о чем говорит зеленая окраска листьев этого растения? (О способности к фотосинтезу.)

Кукушкин лен, как и большинство других мхов, имеет сложное внутреннее строение. В теле его выделяют два типа тканей: покровную и проводящую.

  • Как вы думаете, в чем заключаются функции этих тканей? (Ответы учащихся.)

Кукушкин лен — двудомное растение.

(Учитель демонстрирует таблицы и гербарий мха.)

  • Вспомните, что значит «двудомное». (Это значит, что органы, синтезирующие мужские и женские половые клетки, расположены на разных растениях.)

У мужских растений верхушка стебелька имеет красно-желтую окраску. Здесь между листочков расположены особые удлиненные мешочки, состоящие из большого числа клеток. Это мужские половые органы, в которых образуются и созревают мужские половые клетки.

  • Вспомните, как называются половые клетки. (Половые клетки называются гаметами.)

Мужские гаметы мхов подвижны. Они называются сперматозоидами.

На верхушках женских растений образуются женские половые органы. Они не окрашены и практически незаметны. Здесь созревают женские гаметы.

  • Как они называются? (Женские гаметы называются яйцеклетками.)

После оплодотворения из зиготы образуется спорогон. Внешне он выглядит как коробочка на длинной ножке. Коробочки покрыты волосистыми  заостренными колпачком..В коробочках развиваются споры.

Мхи растут плотными скоплениями, а следовательно, мужские и женские растения оказываются близко друг от друга. Как мы уже говорили, мхам для процесса оплодотворения необходима вода.

  • О родстве с какими организмами это говорит? (Это доказывает их близость к водорослям.)

При наличии воды (обычно это случается после дождя) подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Формируется зигота, из которой на следующий год образуется спорогон.

После созревания спор колпачок с коробочки опадает, и в сухую погоду споры высыпаются и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, спора прорастает, образует тонкую зеленую нить из которой впоследствии вырастают новые побеги зеленого мха.

__________________________________________________________________________

Лабораторная работа. СТРОЕНИЕ МХА КУКУШКИН ЛЕН.

Цели: познакомить с особенностями строения зеленого мха кукушкина льна; выявить основные отличия высших споровых растений от низших; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: засушенные растения мха кукушкина льна с коробочками на листе бумаги, емкость с водой, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкина льна невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи лупы и зарисуйте его.

3. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение.

4. Зарисуйте внешний вид мха кукушкина льна (мужского и женского растений) и подпишите его основные части. Отдельно зарисуйте внешний вид коробочки со спорами.

5. Сделайте рисунок размножение  мха кукушкин лен.

__________________________________________________________________________

К листостебельным мхам относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум. (Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных торфяных мхов.)

Сфагнум — многолетнее растение высотой до 20 см, обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель сфагнума ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки, часть отходит в стороны, а некоторые (нижние) свисают вниз, прилегая к стеблю. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листочками.

Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов: живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и крупных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой. Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть.

  • Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам? {Пигмент хлорофилл.)
  • О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.)

То есть процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках. Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, эти клетки могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду.

Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы.

В отличие от кукушкина льна у сфагнума не имеется ризоидов. Побеги сфагнума нарастают верхушкой, а нижние их части постепенно отмирают.

  • Как вы думаете, что удерживает этот мох в вертикальном положении? (Растения сфагнума тесно прижаты друг к другу, и это не позволяет им упасть. За счет этого они сохраняют вертикальное положение.)

Сфагнум, как и кукушкин лен, размножается спорами, но в отличие от него он является однодомным растением.

  • Что это значит? (У него мужские и женские половые органы расположены на одном растении.)

На боковых веточках сфагнума развиваются мужские органы, а на верхушках — женские. Оплодотворение у сфагнума происходит так же, как и у кукушкина льна. После оплодотворения из зиготы образуется шаровидная коробочка с крышечкой, в которой созревают споры.

__________________________________________________________________________

Лабораторная работа. СТРОЕНИЕ  МХА СФАГНУМА

Цели: познакомить с особенностями строения торфяного мха сфагнума; выявить основные отличия зеленых и торфяных мхов; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные растения мха сфагнума с коробочками на листе бумаги, емкость с водой, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение мха сфагнума невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, ветки. Обратите внимание на отсутствие у него ризоидов и корней.

2. При помощи лупы рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт?

3. Найдите ветви, прижатые к стеблю, торчащие в стороны и образующие плотную головку. На верхушке стебля найдите коробочку со спорами.

4. Зарисуйте внешнее строение мха сфагнума и подпишите его основные части.

5. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев.

__________________________________________________________________________

IV  Подведение итогов урока.

Помимо того что мхи образуют торф, употребляемый в качестве топлива, удобрения, сырья для промышленности, они применяются и в натуральном виде. Сфагновые мхи издревле человек использовал при строительстве деревянных домов. Многие северные народы, зная высокую гигроскопичность сфагновых мхов, до сих пор применяют их в качестве подгузников для маленьких детей. В военные годы благодаря гигроскопичности и бактерицидным свойствам сфагнум использовали как перевязочный материал.

Кроме того, древние торфяные болота — настоящее сокровище для палеобиологов, палеоэкологов и археологов. В слоях торфа благодаря минимальному проникновению кислорода, а также бактерицидным свойствам (сфагнумы выделяют вещества, препятствующие развитию бактерий) хорошо сохраняются стволы деревьев, листва и пыльца растений, живших многие тысячи лет назад. Кроме того, при осушении болот нередко находят старинные изделия, в том числе и деревянные, а также мумифицированные тела погибших животных и людей. Эти находки могут многое рассказать ученым.

В Красную книгу России занесены 22 вида мхов.

V  Закрепление знаний и умений.

Самостоятельное заполнение таблицы «Сравнение кукушкина льна и сфагнума»

Признак сравнения

Зеленый мох кукушкин лен

Торфяной мох сфагнум

Наличие ризоидов

На нижней части стебля имеются ризоиды

Ризоиды отсутствуют

Расположение мужских и женских органов

Двудомное растение

Однодомное растение

Чем размножаются

Спорами

Спорами

Условие необходимое для размножения

Для размножения необходима вода

Для размножения необходима вода

Строение стебля

Стебель прямой, неветвящийся

Стебель ветвится

Строение спорогона

Коробочка на длинной ножке

Круглая коробочка на короткой ножке

Домашнее задание.

Прочитать параграф        , знать основные термины, ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание: найти информацию об интересных находках в торфяных болотах. Подготовить на эту тему доклад.

Стихотворение про мох сфагнум

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот                                          

На кочке мох без ножки                                      

Куда ни глянь, растёт.                        

Он снизу седоватый                                            

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"  МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"

Класс Птицы. Общая характеристика класса....

Конспект урока по биологии 10 класс на тему Введение"

Тип урока изучение новой темы с первичным закреплением с использованием имеющих знаний по данной темеЦель урока: сформировать представления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, рол...