Занятия на развитие функциональной грамотности
методическая разработка по биологии
Материал для применения на уроках заданий на функциональную грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_razitie_funktsionalnoy_grammotnosti.docx | 70.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Бекарева Татьяна Геннадьевна
Задания на развитие функциональной грамотности.
Задание | Аналог задания (разработка слушателя) | Формируемые умения обучающихся |
I. научно объяснять явления | ||
1. Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое время бутоны роз раскрылись. Вопрос: Почему? 2. Верхний отдел тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. В неё впадают протоки печени и поджелудочной железы. Вырабатываемый поджелудочной железой поджелудочный сок (панкреатический сок), имеющий слабощелочную реакцию, играет важную роль в пищеварении. Кроме пищеварительной функции, поджелудочная железа выполняет и внутрисекреторную функцию. Пищеварение в тонкой кишке состоит из трех этапов. Вопрос 1: Каким образом ферменты поджелудочного сока действуют на белки, жиры и углеводы? Вопрос 2: К каким последствиям может привести нарушение функций поджелудочной железы? 3. Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества, необходимые организму. Подсчитано, что в организме человека в среднем содержится 15- 20% белков, 0,6% углеводов, 19% жиров, 5,8% минеральных солей и 60-65% воды. Эти вещества в процессе жизнедеятельности человека должны постоянно пополняться. Вопрос: Каково соотношение белков, жиров и углеводов в пище для нормального функционирования организма? | 1). Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (̊С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)). Какие два из приведенных ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
2). Корни растут в течение всей своей жизни, размеры и форма корневой системы зависит и от природных условий и деятельности человека. Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве, отличается от корневой системы сосны, растущей на болоте. У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, корни будут глубоко проникать в почву в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не будут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? . Существует легенда: 3). В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нем распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища. 1.Как вы считаете, права ли легенда? 2.Зачем растение цветет? | Это способствует развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность. Биологическая грамотность - способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. |
II. интерпретировать научную информацию | ||
1. Для поимки своей добычи хищным птицам приходится изрядно потрудиться. Однажды было подсчитано, что примерно из 3 тысяч атак, предпринятых разными хищными птицами, закончились удачно только 200 атак. Пернатые хищники поймали добычу (мелких птиц) и смогли подкрепиться. Некоторые хищные птицы могут вообще не есть в течение пяти недель из-за отсутствия пищи. Вопрос: Чем могут отличаться от других те животные, которых удаётся поймать хищным птицам? 2. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». ««А мы», - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу под воду». ««Нет ничего лучше и полезнее меня», - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!». А плод говорит: «А я…, а я…». Словом, тоже стал утверждать свое превосходство. Вопрос: А как вы думаете: кто из них для растений самый главный? Ответ обязательно обоснуйте. 3. Будьте судьей в споре: 1 ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных». 2 ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоемах заметно снижается. 19 видов этих животных занесены в «Красную книгу». 3 ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление в пищу многими животными и человеком». 4 ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоем». Вопрос: Кто прав в споре? Ответ обоснуйте. | 1). Представьте себе, что вы стоите у озера. В воде никаких растений не видно. Но вода озера зеленоватая. Недаром называют это озеро Зелёным. Возьмёшь воду пригоршней, а она совсем прозрачная. Только глубокой воде придают зелёный цвет миллиарды растений- невидимок. Они такие маленькие, что их можно рассмотреть только в микроскоп. О каких растениях – невидимках идёт речь? 2). Работа с отрывком из книги «В подводном мире» Ю.В. Астафьева: «И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей! На вертикальной стене находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные осторожно начали сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе, и не могли решить какая же из них самая живописная. У одних особей были почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенны красивые сочетания цветов. Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца. Среди множества животных не встречалось и двух одинаковой окраской. 2. О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в этом отрывке? 3. Какой образ жизни ведут эти животные? 4. Как вы считаете, в чем проявляются чудеса и загадки? 3) С какими птицами сравнивают человека, когда говорят:
| |
III.проводить учебное исследование | ||
1. У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода. Вопрос: Откуда попадает углерод в растение? Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света. 2. Мы привыкли, что вода испаряется с поверхности водоёмов. Но оказывается, что испарять воду могут и растения. Увидеть это можно в следующем опыте. Возьмём три прозрачных пробирки и нальём в них одинаковое количество воды. В одну из этих пробирок поставим ветку с листьями. В две пробирки нальём растительного масла по одной ложке на поверхность воды. На пробирку с растением наденем прозрачный полиэтиленовый пакет и плотно закрепим его на пробирке. Поставим пробирки на неделю на подоконник. Через неделю можно увидеть, что уровень воды в пробирке, где находилась ветка с листьями, значительно понизился, тогда как в другой пробирке с маслом на поверхности уровень воды практически не изменился. В первой пробирке вода также испарялась, но с поверхности, так как там не было масла. Вопрос: 1. Зачем мы налили на поверхность воды в две пробирки растительное масло? Вопрос: 2. Вы знаете, что любой опыт состоит из экспериментальной и контрольной группы. В какой пробирке представлен контрольный уровень жидкости? Что демонстрирует уровень воды в первой пробирке? Объясните, почему вы так решили. | 1). Большая берцовая кость человека в вертикальном положении может выдержать груз до 1500 кг, иногда до 1800кг. Объясните, почему кость столь прочна и тверда? 2) Работа с текстом: С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она разделяется на два слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость – плазма и нижний – осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) – эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но редко подвержены болезни. У гемофиликов, даже незначительные раны, могут привести к смертельным кровопотерям. Задание 1. Царевич Алексей, сын русского царя Николая II, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича. А. Унаследовал ген гемофилии от отца. 3)Проведем опыт. Возьмем две бутылки из светлого стекла. В одну из них положим 30 сухих непроросших семян пшеницы, овса, гороха или других растений, а в другую такое же число семян тех же растений, но не сухих, а проросших. Обе бутылки плотно закроем пробками и поставим в темное теплое место. На следующий день проверим, изменился ли воздух в бутылках с семенами. Сначала откроем бутылку с сухими семенами и опустим в нее тонкую зажженную свечку, прикрепленную к проволоке. Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизмененным: семена, не начавшие прорастать, дышат очень слабо, и поэтому запас кислорода, находящегося в бутылке, сохранился почти полностью. Затем откроем бутылку с проросшими семенами и опустим свечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород, находящийся в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа, в котором горение происходить не может. Ответить на вопрос: что нам показал данный опыт? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на развитие функциональной грамотности (креативного мышления) на уроке информатики "Векторная графика"
Данное задание имеет творческий характер. Ученикам предстоит проявить креативные навыки при составлении законченного изображения в векторном виде. При выполнении задания ученики получат навыки построе...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
методическая разработка: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ Тема занятия «Автовокзал» ( возраст детей 11-12 лет)
Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деят...
Развитие функциональной грамотности у обучающихся на занятиях современными уличными танцами
Функциональная грамотность- это умение действовать в не стандартных жизненных ситуациях.Когда ребенок закрывает дверь предметного кабинета и входит в жизнь. А.А. ЛеонтьевСлова Виноградовой Н.Ф.: &laqu...
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...