«Функциональная грамотность родителей – основа развития функциональной грамотности детей» - доклад.
презентация к уроку

Горенская Алина Геннадьевна

«Функциональная грамотность родителей – основа развития функциональной грамотности детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

Районный методический семинар

«Формирование функциональной грамотности у дошкольников

через взаимодействие с родителями»

Доклад:

«Функциональная грамотность родителей – основа развития функциональной грамотности детей»

Подготовила: Алина Геннадьевна Горенская,

учитель-логопед 1 кв. категории

МКОУ Квитокской СОШ №1

08.11.2024 г.

- Мы рады приветствовать гостей нашего семинара ««Формирование функциональной грамотности у дошкольников через взаимодействие с родителями»…

Слайд 1. Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образования – не воспользовался своей «Азбукой». Точно так же угрозу подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания.

Слайд 2. Приоритетной задачей современного образования  является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал.

Указ президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первом уровне образования и воспитания.

Слайд 3. Что же такое функциональная грамотность? Великий советский и российский лингвист, психолог, педагог и организатор науки - Алексей Алексеевич Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненный задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить, как рабочий инструмент, делает его сильнее.

В соответствии с ФГОС ДО работа педагога должна строится таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.

ФГОС ДО определяет, как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности», через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей через языковые и речевые возможности детей, через поддержку инициативы и самостоятельности, предоставление им возможности выбора на основе из интересов и потребностей.

Слайд 4. Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО основывается на следующих предпосылках:

- Формирование математической грамотности детей дошкольного возраста.

- Формирование речевой активности дошкольников.

- Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности.

- Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Слайд 5. Успех процесса формирования функциональной грамотности  ребенка будет при соблюдении следующих требований:

- интеграция предметов системы дошкольного образования;
- постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком;

- активное взаимодействие с родителями.

Слайд 6. Актуальность проблемы

Повышение родительской компетенции, развитие функциональной грамотности родителей в области воспитания -  крайне важная и актуальная тема.

Данная проблема представляет интерес не только для специалистов и педагогов, но и, в первую очередь, для самих родителей, поскольку именно они первые люди в жизни ребенка, которые вводят его в этот мир.

Слайд 7. Семья играет в развитии ребёнка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью.

Семья выполняет несколько функций в жизни ребенка - удовлетворяет потребность в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Э.Г. Эйдемиллер, Дж. Боулби, Л.И. Божович, М.И. Лисинаидр.).

Воспитание – процесс сложный и многогранный, во многом зависящий от специфики эмоциональной сферы самого родителя, его знаний, индивидуальных особенностей, собственного опыта воспитания в прародительской семье.

Слайд 8. Родительство, представляющий собой интегративное понятие, одновременно предстает в нескольких планах (А.Б.Белинская)

- план индивидуально – личностных особенностей мужчины и женщины, составляющих семейный союз;

- план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций и чувств;

- план, фиксирующий взаимосвязь поколений в собственной и родительской семье;

- план, раскрывающий родительство в системе общественных отношений.

По утверждению Р.В. Овчаровой,  будущее общества–это сегодняшнее состояние родительства.

Таким образом, очень важно повышать функциональную грамотность родителей, родительскую компетентность, знания о подходах в воспитании и гармоничном развитии ребенка.

Слайд 9. Таким образом, на сегодняшний день актуальной проблемой становится «функциональная грамотность родителей» в воспитании ребенка и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАННОГО ПОНЯТИЯ!

Что подразумевается под «функциональной грамотностью родителей»?

Слайд 10. Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности».

- Формирования способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Слайд 11. Б.С. Гершунский акцентирует внимание на личностной ориентированности категории «функциональная грамотность», показывая ее место в процессе становления личности.

Функциональная грамотность включает в себя компоненты: компьютерная грамотность, информационная грамотность, экологическая грамотность, психолого-педагогическая грамотность, медико-гигиеническая грамотность, художественно – эстетическая грамотность и т.д.

Интегративный характер функциональной грамотности проявляется в том, что освоение содержания указанного феномена в целом означает освоение всех его компонентов.

Слайд 12. Таким образом, функциональная грамотность родителей - знание, умение и навыки, которые будут применяться родителями в воспитании детей и осознанное их применение при решении жизненных задач.

Встает вопрос о необходимости развития функциональной грамотности родителей, которая способствует в подготовке детей к успешному взаимодействию в изменяющихся жизненных ситуациях.

(Т.С. Сламбекова, Н.П. Албытова)

Слайд 13. Компетентный родитель понимает, что для обеспечения всестороннего развития ребенка необходимо развиваться самому, пробовать, искать, учиться (Алова Н.Н.)

- Компетентность родителя выступает в качестве формируемого личностного образования, проявляющегося в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли (А.Б. Белинская)

- Функциональная грамотность является одним из проявлений динамических личностных свойств, которые характеризуют интересы, систему ценностей, потребности и мотивы поведения человека.

Слайд 14. Грамотность родителей (в узком смысле):

- знание о стилях и типах детско-родительских отношений;

- умение применять основные воспитательные подходы с целью гармонизации детско-родительских отношений;

- знание о стилях взаимоотношений супругов, поскольку стиль отношений в семье напрямую влияет на результат воспитания и психологическое благополучие ребенка;

- знание о создании положительной эмоциональной среды, с целью всестороннего психического развития;

- знание о факторах воспитательного воздействия;

- знание о воспитательных позициях родителей: адекватность, гибкость, эмпатия, прогнозирование и пр.

(Т.С. Сламбекова, Н.П. Албытова)

Слайд 15. Синтез знаний, умений и навыков, составляющих содержание функциональной грамотности (в широком смысле), и призванных обеспечить эффективное функционирование личности в системе детско-родительских отношений, представлен следующими компонентами (А.Б. Белинская):

(-  рассмотрим 3  критерия из 6)

3. Этническая и межкультурная функциональная грамотность, проявляющаяся в формировании у детей ценностного отношения к национальной культуре, в воспитании национального духа в условиях полиэтнического пространства; в интериоризации элементов межкультурной коммуникации; в овладении иностранными языками, в усвоении и трансляции знаний о традициях, истории, обычаях, жизненном укладе других народов, их верованиях и т.д.;

Слайд 16. 4. Правовая функциональная грамотность (знакомство с нормами реализации семейного права, участие в правовом просвещении детей);

5. Функциональная грамотность в духовно-нравственной сфере (восприятие как ценности норм и смыслов, которые значимы для данного сообщества, поддержание национальных традиций, стремление воспитать такое мироощущение в своих детях);

Слайд 17. 6. Деятельностная функциональная грамотность

(способность родителей ставить и изменять цели и задачи воспитательной деятельности; организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта; совершенствовать коммуникативные процессы в ходе педагогического воздействия на ребенка).

Слайд 18. Создание системы педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения становится важнейшей задачей современного общества, которая решается в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Педагогическое просвещение и взаимодействие родителей как ОДИН из способов развития функциональной грамотности родителей

Слайд 19. Средством раскрытия учебных навыков, умений является функциональная грамотность.

- В старшем дошкольном возрасте дети овладевают.. Давайте, назовем их еще раз…. 

Слайд 20. Задача педагога детского сада:

- помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир;

- научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

Слайд 21. Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности в дошкольном образовании:

- Содержание процесса воспитания;

- Формы и методы воспитания;

- Программа дошкольного образования;

- Наличие дружелюбной среды;

- Активная роль родителей в процессе воспитания.

- И сегодня, специалисты детских садов «Чебурашка» и «Теремок» продемонстрируют свой опыт работы по активному взаимодействию с родителями (законными представителями) по развитию функциональной грамотности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. 2019 жыл «ФФ «Функциональная грамотность родителей - основа функциональной грамотности детей» Подготовила: Учитель-логопед Горенская Алина Геннадьевна 2024

Слайд 2

Вызов современности Обеспечение инновационного развития экономики и повышение конкурентоспособности страны (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования ).

Слайд 3

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: ▪ добывать знания ▪ применять знания и умения ▪ оценивать знания и умения ▪ осуществлять саморазвитие

Слайд 4

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста. ▪ Формирование речевой активности дошкольников. ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников. ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования .

Слайд 5

Успех процесса формирования функциональной грамотности ребенка будет при соблюдении следующих требований: -интеграция предметов системы дошкольного образования; -постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком; -АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Слайд 6

Актуальность проблемы Повышение родительской компетенции, развитие функциональной грамотности родителей в области воспитания - крайне важная и актуальная тема. Данная проблема представляет интерес не только для специалистов и педагогов, но и, в первую очередь, для самих родителей, поскольку именно они первые люди в жизни ребенка, которые вводят его в этот мир. Семья играет в развитии ребёнка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью

Слайд 7

Семья выполняет несколько функций в жизни ребенка - удовлетворяет потребность в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Э.Г. Эйдемиллер , Дж. Боулби , Л.И. Божович , М.И. Лисинаидр .). Воспитание – процесс сложный и многогранный, во многом зависящий от специфики эмоциональной сферы самого родителя, его знаний, индивидуальных особенностей, собственного опыта воспитания в прародительской семье.

Слайд 8

Родительство, представляющий собой интегративное понятие, одновременно предстает в нескольких планах (А.Б.Белинская) •план индивидуально – личностных особенностей мужчины и женщины, составляющих семейный союз; •план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций и чувств; •план, фиксирующий взаимосвязь поколений в собственной и родительской семье; •план, раскрывающий родительство в системе общественных отношений. По утверждению Р.В. Овчаровой , будущее общества–это сегодняшнее состояние родительства. Таким образом, очень важно повышать функциональную грамотность родителей, родительскую компетентность, знания о подходах в воспитании и гармоничном развитии ребенка.

Слайд 9

Таким образом, на сегодняшний день актуальной проблемой становится «функциональная грамотность родителей» в воспитании ребенка и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАННОГО ПОНЯТИЯ Что подразумевается под «функциональной грамотностью родителей»?

Слайд 10

Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Формирования способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Слайд 11

Б.С. Гершунский акцентирует внимание на личностной ориентированности категории «функциональная грамотность», показывая ее место в процессе становления личности. Функциональная грамотность включает в себя компоненты: компьютерная грамотность, информационная грамотность, экологическая грамотность, психолого-педагогическая грамотность, медико-гигиеническая грамотность, художественно – эстетическая грамотность и т.д. Интегративный характер функциональной грамотности проявляется в том, что освоение содержания указанного феномена в целом означает освоение всех его компонентов.

Слайд 12

Таким образом, функциональная грамотность родителей - знание, умение и навыки, которые будут применяться родителями в воспитании детей и осознанное их применение при решении жизненных задач. Встает вопрос о необходимости развития функциональной грамотности родителей, которая способствует в подготовке детей к успешному взаимодействию в изменяющихся жизненных ситуациях. (Т.С. Сламбекова , Н.П. Албытова )

Слайд 13

Компетентный родитель понимает, что для обеспечения всестороннего развития ребенка необходимо развиваться самому, пробовать, искать, учиться (Алова Н.Н.) •Компетентность родителя выступает в качестве формируемого личностного образования, проявляющегося в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли (А.Б. Белинская) •Функциональная грамотность является одним из проявлений динамических личностных свойств, которые характеризуют интересы, систему ценностей, потребности и мотивы поведения человека.

Слайд 14

Грамотность родителей (в узком смысле) - знание о стилях и типах детско-родительских отношений; - умение применять основные воспитательные подходы с целью гармонизации детско-родительских отношений; - знание о стилях взаимоотношений супругов, поскольку стиль отношений в семье напрямую влияет на результат воспитания и психологическое благополучие ребенка; - знание о создании положительной эмоциональной среды, с целью всестороннего психического развития; - знание о факторах воспитательного воздействия; - знание о воспитательных позициях родителей: адекватность, гибкость, эмпатия , прогнозирование и пр. (Т.С. Сламбекова , Н.П. Албытова )

Слайд 15

Синтез знаний, умений и навыков, составляющих содержание функциональной грамотности (в широком смысле), и призванных обеспечить эффективное функционирование личности в системе детско-родительских отношений, представлен следующими компонентами ( А.Б. Белинская) : 3. Этническая и межкультурная функциональная грамотность, проявляющаяся в формировании у детей ценностного отношения к национальной культуре, в воспитании национального духа в условиях полиэтнического пространства; в интериоризации элементов межкультурной коммуникации; в овладении иностранными языками, в усвоении и трансляции знаний о традициях, истории, обычаях, жизненном укладе других народов, их верованиях и т.д.;

Слайд 16

4. Правовая функциональная грамотность (знакомство с нормами реализации семейного права, участие в правовом просвещении детей); 5. Функциональная грамотность в духовно-нравственной сфере (восприятие как ценности норм и смыслов, которые значимы для данного сообщества, поддержание национальных традиций, стремление воспитать такое мироощущение в своих детях).

Слайд 17

6. Деятельностная функциональная грамотность (способность родителей ставить и изменять цели и задачи воспитательной деятельности; организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта; совершенствовать коммуникативные процессы в ходе педагогического воздействия на ребенка).

Слайд 18

Созданиесистемыпсихолого-педагогическойподдержкисемьииповышенияпедагогическойкомпетентностиродителей,психологическогосопровожденияразвитияребенкавусловияхсемьииобразовательногоучреждениястановитсяважнейшейзадачейсовременногообщества,котораярешается впроцессепсихологическогосопровождения. Психологическое просвещение родителей как ОДИН из способов развития функциональной грамотности родителей Создание системы педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения становится важнейшей задачей современного общества, которая решается в процессе псохолого-педагогического сопровождения. Педагогическое просвещение и взаимодействие родителей как ОДИН из способов развития функциональной грамотности родителей.

Слайд 19

Средством раскрытия учебных навыков, умений старших дошкольников является функциональная грамотность. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают Базовой основой чтения Письма Математики Основами естественно-научных представлений Социально-коммуникативной компетентностью

Слайд 20

Задача педагога: помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир; научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить .

Слайд 21

Факторы влияющие на развитие функциональной грамотности в дошкольном образовании: Содержание процесса воспитания; Формы и методы воспитания; Программа дошкольного образования; Наличие дружелюбной среды; Активная роль родителей в процессе воспитания.

Слайд 22

. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет

Совместная деятельность  учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...

Работа с текстами разных видов как основа развития функциональной грамотности

В презентации размещены приемы для работы с текстами разных видов...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра  целей, результатов образования.        Развитие функциональ...