«Опорно-двигательная система.» Обобщение и систематизация знаний
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Прошина Лариса Владимировна

Обобщить и проверить  знания пройденного материала и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_8_kl.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Опорно-двигательная система.» Обобщение и систематизация знаний

учитель биологии Прошина Лариса Владимировна. МБОУ "Городищенская СОШ"

Тип урока:

Обобщение и систематизация знаний

Авторы УМК:

 «Биология.», 8 класс, Пасечник В.В. Каменский А.А. Москва .издательство «просвещение», 2016 год.

Цели урока:

 Обобщить и проверить  знания пройденного материала и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Личностные:

-.повторение материала и оценка знаний по теме;
-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие познавательного интереса

Метапредметные:

-формирование умений выявлять межпредметные взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с другими предметами школьного цикла;
-формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ);
-.формирование умения творчески мыслить:
Регулятивные учебные действия:
1.формирование умения осуществлять личностную рефлексию
2.формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:
Коммуникативные действия:
1. формирование умения работать в группах;
2. формирование умения четко формулировать свою мысль;
3.формирование умения планировать учебное сотрудничество

Предметные:
- закрепить знания учащихся о строениях и функциях скелета, как основной  составляющей опорно-двигательной системы;
- продолжить формирование понятия о взаимосвязи строения и функций, на примере скелета человека;
- закрепить знания о гигиене опорно-двигательной системы; 
- понимания необходимости  здорового образа жизни

Оборудование:

 Таблица: скелета человека, таблица: мышцы человека, модели  скелета головы , карточки-задания, проектор, ноутбук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организация урока

 (2 мин)

-Здравствуйте, ребята. 

 Говорят,  успех в работе – это хорошое настроение. Вы с хорошим настроением сегодня пришли на урок?

Замечательно, настроение у вас бодрое, жизнерадостное, значит, начинаем урок

Приветствие учителя. Отвечают на вопрос.

I I.Мотивация к учебной деятельности

3(мин)

А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Поэтому не будем эксплуатировать такое количество мышц.

Прочитайте на доске эпиграф.

Если ты достаточно разумен, то    

следует позаботиться о своём здоровье,

ибо здоровье – это не всё,

но без здоровья всё  - ничто.

Сократ

Как вы понимаете эти слова?

Ведь Здоровье – это не только жизнь человека без болезней, это его состояние телесного и социального благополучия.  

Чем ценны уроки биологии? (Учитель подводит итог разговора, выделяя значимость уроков  биологии в том, они направлены на сохранение и продление жизни человека)

Рассуждают и анализируют высказывание. Делают выводы.

Отвечают на вопрос.

III.Формулирование темы урока, постановка цели и задач.

2( мин)

темы.

 

Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Опорно-двигательная система».Записывает тему урока на доске.

Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Ребята, давайте определим задачи нашего урока. (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Формулируют сами задачи урока.

IVОбобщение изученного материала

 (32 мин)

Физминутка

(1мин)

Урок пройдет в форме  игры.

Учитель заранее делит уч-ся на 3 группы

Я заранее попросила вас выбрать капитана и придумать название своей команды, написать на А4

Правила игры: за каждый правильный ответ в конкурсе команда

получает жетон. Чья команда наберёт больше призовых жетонов, та и будет считаться победителем нашей игры.

1. Разминка

Нужно закончить предложение.

В быстром темпе команды отвечают  по очереди, если ответ будет не правильным или вы не сможете ответить, значит, право ответа предоставляется следующей команде. В конкурсе выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Вы готовы? Значит начинаем…

  1. Функции скелета опорная и …. (двигательная)
  2. Скелет головы – это …. (череп)
  3. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и …. (лицевого)
  4. Скелет туловища состоит из грудной клетки и …. (позвоночника)
  5. Кости бывают  губчатые, …….. (трубчатые, плоские)
  6. Нижняя конечность состоит их бедра ….. (голени, стопы)
  7. Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и …. (кисти)
  8. Плечевой пояс образуют лопатка. . . (и ключица)
  9. Виды соединения костей неподвижное. . . (полуподвижное, подвижное)
  10. Привычное положение тела при  стоянии, ходьбе, сидении – это …. (осанка)
  11. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической) .
  12. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется. . . (статической)

2.«Немой биологический диктант»

Показывает кости, а ученики отвечают

1. Ключица                      2. Тазовая кость                    3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки           5. Рёбра                        6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть                     8. Плечевая кость                  9. Лопатки

3. «Логические цепочки»

Уберите лишнее слово и объяснить ответ. Кто быстрее поднимет руку, тому предоставляется право для ответа.

  1. Грудина
  2. Ребро 3
  3. Лопатка
  1. Бедро
  2. Голень
  3. Ключица

  1. Плечо
  2. Предплечье
  3. Череп
  1. Крестец
  2. Копчик
  3. Кисть

  1. Шов
  2. Сустав
  3. Скелет
  1. Анатомия
  2. Физиология
  3. Митохондрия

4. Конкурс «Мозговой центр»

На обсуждение вопроса – 1 минута.

1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается.  Объясните это явление.

3. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

5. Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?

6. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки как - сутулость?

А сейчас мы проведём с вами физминутку.

Я называю кости скелета человека.

Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловища – наклоны вперед; верхних конечностей – поднятие рук; нижних конечностей – приседания.

А теперь вам предстоит продемонстрировать свои умения и навыки. Из предложенного материала вы должны воспользоваться нужным для оказания помощи пострадавшему.

  1. Конкурс «Скорая помощь»

Жизнь так полна неожиданностей, именно внезапно происходят несчастные случаи, а если случилась беда, то как поступить?


Ситуация 1
.Играя в теннис, человек упал и сломал пальцы на руке. Как правильно оказать первую помощь?

Ситуация 2.Вешая шторы, домохозяйка упала и сломала кости предплечья. Какую помощь должны оказать ей соседи или домашние?

Ситуация 3.Во время лыжной прогулки в овраге Коля получил перелом плечевой кости. Какую помощь должны оказать лыжники Коле?

Выбирают капитана и выставляют на стол название своей команды.

В быстром темпе команды отвечают  по очереди на вопросы, если ответ  не правильный или  не могут ответить, значит, право ответа предоставляется следующей команде.

Называют кости.

Выбирают лишнее слово и объясняют ответ.

Обсуждают вопросы и дают ответы.

(Прав первый ученик. Кость действительно, очень сложный живой орган имеющий особенную физическую структуру. Органические вещества придают ей гибкость, а неорганические вещества - твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обуславливают прочность костей.)

(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся
своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела.)

(Опыт показывает, что кость живой орган. Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся, образуя на поверхности кости новые слои костных клеток. За счет надкостницы происходит срастание костей после перелома и даже целиком восстанавливается удаленная кость.)

(Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими).

(Узкая обувь сжимает сосуды, ухудшает кровообращение конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к сужению таза. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для длительного ношения.)

(Если близорукие люди не носят очки или контактные линзы, то они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует такое нарушение осанки, как сутулость. В настоящее время существуют эффективные методы лечения близорукости. Сутулость излечивается комплексом физических упражнений, которые укрепляют мышцы спины.)

При названии кости – скуловой (клиновидной) – делают круговые движение головы, туловище- копчиковая(рёбра)- наклоны вперёд, верхние конечности- лопатка(плечевая)- поднимают руки, нижние конечности – бедренная(таранова)- приседают.

Выбирают нужный материал и демонстрируют оказание первой помощи пострадавшему.

Демонстрируют оказание первой помощи: зажав мячик в кисте, забинтовать и подвесить на перевязь.

Демонстрация: используя подручные средства, надо зафиксировать лучезапястный сустав и место перелома; шину накладывают с 2-х сторон, прямо до кончиков пальцев от локтевого сгиба. Неподвижность плечевого сустава обеспечивают перевязью.

Используя ветки, прибинтовать их к руке и зафиксировать руку перевязью.

Подведение итога урока (2мин)

Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, мы с вами  повторили тему «Опорно-двигательная система». Давайте оценим свои результаты , подсчитаем жетоны и определим команду победителя, отметим наиболее активных в команде.

Подсчитывают жетоны и определяют команду победителя, выделяют более активных в своей команде.

Рефлексия (2мин)

Домашнее задание (1мин)

1.Понравился ли вам урок?

 2.Какие моменты урока запомнились больше всего?

3.Какие моменты урока вызвали затруднение?

4. Где вам пригодятся данные знания и умения?

Давайте еще раз улыбнемся друг другу, не забывайте, что что при улыбке работают только 13 мышц лица. Улыбайтесь чаще!

Составить кроссворд по теме: «Опорно-двигательная система»

Отвечают на вопросы

Записывают д/з.

Дата: 23.10.19г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний "Системы счисления"

Урок обобщения и систематизации знаний "Системы счисления"...

Открытый урок обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики) Political systems of the world. Политические системы мира.

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...

Презентация к уроку по теме "Обобщение и систематизация знаний по опорно-двигательной системе: мышцы"

Интегрированный урок  (биологии,истории,искусства) обобщения знаний по опорно-двигательной системе в 8 классе...