Развитие научного мировоззрения учащихся на основе обобщения и систематизации знаний по биологии
статья по биологии

Козлова Вера Юрьевна

Процесс научного познания строится на выявлении сущности объектов, предметов и явлений, взаимосвязей между обществом и явлениями окружающей среды, отслеживается закономерность их превращений и развития. Параллельно с процессом изучения формируется новая система знаний о человеке, окружающей среде, которые должны быть объективными и обоснованными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие научного мировоззрения учащихся на основе обобщения и систематизации знаний по биологии

Одним из важнейших факторов формирования и развития научного мировоззрения в процессе обучения предмету, в частности, биологии является организация познавательного процесса учащихся.

Как отмечает кандидат педагогических наук Н.Г. Семенова, процесс познания разворачивается в совместной и индивидуальной деятельности людей, осуществляется в разных сочетаниях живого и накопленного опыта. В таком случае познание, учитывая все его согласующиеся между собой элементы, выступает в качестве знания. Знания, в свою очередь, получаемые человеком в процессе изучения окружающего мира, являются непременной частью процесса познания, так как раскрываются и применяются в его контексте [4].

Процесс научного познания строится на выявлении сущности объектов, предметов и явлений, взаимосвязей между обществом и явлениями окружающей среды, отслеживается закономерность их превращений и развития. Параллельно с процессом изучения формируется новая система знаний о человеке, окружающей среде, которые должны быть объективными и обоснованными.

Основными признаками научного познания являются системность получаемых знаний, их непротиворечивость, проверяемость результатов, определенная совокупность методов и средств, применяемых в научной деятельности и высокий уровень теоретического обобщения.

Современная наука направлена на выявление методов преодоления дискретности в интерпретации живых систем, чему непосредственно способствует метод обобщения. Поэтому одной из наиболее важных черт научного знания на сегодняшний день является объединение его элементов в единую систему.

Советский и российский логик и философ Д.П. Горский под обобщением понимает процессы, определяющие целостное выражение результатов любой деятельности, в том числе результаты в виде суждений и умозаключений. «Процесс обобщения есть мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. В этом процессе совершается переход от единичных понятий к общим, от менее общих понятий, имеющих меньший объем, к более общим, имеющим больший объем, от единичных суждений к общим, от суждения меньшей общности к суждениям большей общности, от менее общей теории к более общей теории, по отношению к которой менее общая теория является ее частным или предельным случаем» [1].

Выдающийся российский приматолог, доктор медицинских наук Л. А. Фирсов и доктор психологических наук, профессор В. В. Давыдов утверждали, что обобщение заключает в себе мысленное выявление общих свойств объектов, предметов и явлений, которые объединяют ряд стимулов и событий, предполагает переход от частного к общему [2, 5].

Согласно утверждению известного ученого-методиста Д.И. Трайтака, основой любого обобщения является совокупность мыслительных операций, включающих в себя анализ, сравнение, конкретизацию и систематизацию биологических знаний. Обобщение, на его взгляд, не простое повторение знаний, а вычленение из них наиболее существенных основ.

Обобщение позволяет глубоко и многоаспектно осознавать научную закономерность, увидеть ее методологический и мировоззренческий смысл.

Мы согласны с утверждением ученого-методиста В. В. Пасечника о том, что для целенаправленного и поэтапного формирования у учащихся научного мировоззрения с помощью обобщения необходимо нацеливать работу по трем важным аспектам [3]:

  1. обобщение простых фактов, основываясь на сравнении, противопоставлении и формулировании выводов на их основе;
  2. обобщение учащимися наиболее значимых признаков для приобретения способов умозрительного вычленения признаков, приводящих к установлению новых связей в изучаемом материале;
  3. обобщение, базирующееся на знании законов и закономерностей, теорий, исходящих из логических выводов от частных положений к общим.

Для более полного раскрытия сущности вышеизложенных аспектов следует обратиться к видам обобщений учебного материала по биологии. Основываясь на направленности мыслительного процесса, выделяют дедуктивное и индуктивное обобщение. Первое характеризуется представлением наиболее важных свойств объектов и явлений живой природы от общих выводов к частным. Индуктивное обобщение, в свою очередь, характеризуется раскрытием свойств объектов и явлений живой природы от частных положений к общим. Этот вид обобщения включает в себя следующую последовательность действий: обнаружение на эмпирическом уровне определенных признаков изучаемого объекта или явления, выявление его структуры и свойств с помощью операций анализа, сравнения и конкретизации, последующее формулирование общего суждения и его обоснование (рисунок 1).

Рисунок 1 - Пример индуктивного обобщения учебного содержания по биологии (тема «Экологические группы птиц»)

В зависимости от общей характеристики мышления субъектов научного познания выделяют теоретическое и эмпирическое обобщение. Первое базируется на теоретических объяснениях биологических процессов и явлений, второе - на их чувственном восприятии и интерпретации.

Обобщения также классифицируются по общей характеристике содержания учебного материала. Здесь выделяют внутрипредметное обобщение (ограничивается в рамках одного учебного предмета, в частности, биологии), межпредметное (интеграция нескольких учебных областей) и надпредметное обобщение (охватывает все предметные области, здесь обобщение приобретает уровень общетеоретический или даже философский).

Обобщения на основе содержания учебного материала могут выражаться с помощью специального понятийного аппарата. Понятийное обобщение предоставляет учащимся возможность выражать знания о биологических объектах и явлениях в процессе познания окружающего мира. Немаловажным является то, что одно понятие или их небольшая совокупность позволяют отражать в общей форме структурные элементы живой природы с установлением причинно-следственных связей. Понятийное обобщение предусматривает изучение биологического объекта, определение его свойств с выделением наиболее значимых, установление взаимосвязей этого объекта с окружающим миром и последующее формулирование понятия о рассматриваемом биологическом объекте.

Опираясь на описанные выше подходы, в результате обобщения полученных знаний о живой природе на отобранном теоретическом и эмпирическом материале, комплексном и системном анализе исследуемой проблемы, данных экспериментальных исследований в сознании учащегося поэтапно складывается биологическая картина мира.

Таким образом, обобщение на уроках биологии способствует многостороннему развитию интеллекта, позволяет учащимся делать умозаключения о взаимосвязях организации живого и его биологической среды, функционировании систем органов и их роли в жизнедеятельности живых организмов, об эволюционном развитии жизни на Земле, и наконец, обобщение становится необходимым условием осознания и восприятия научной картины мира, средством развития научного мировоззрения учащихся.


Список литературы

  1. Горский Д. П. Обобщение и познание / Д. П. Горский. – М.: Мысль, 1985. – 208 с.
  2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
  3. Пасечник В. В. Формирование у учащихся навыков обобщения в процессе обучения ботанике / В. В. Пасечник // Методика обобщений в школьных курсах биологии. – 1980. – С. 25 – 35.
  4. Семенова Н. Г., Формирование основ биологической картины мира посредством обобщения при обучении учащихся 9-х классов: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 — Саранск, 2006, с. 58.
  5. Фирсов Л. А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза / Л. А. Фирсов // Физиология поведения: нейробиологические закономерности. – Л.: Наука, 1987. – С. 412 – 639.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР.

Сопровождение  урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР. Содержит характеристику и ссылки на...

Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Основы кинематики» 9 класс. УМК Н. М. Шахмаев, А.В. Бунчук.

Урок обобщения и систематизация знаний  по теме «Основы кинематики»   9 класс. УМК Н. М. Шахмаев, А.В. Бунчук.  Это мультимедийное приложение можно использовать в качестве опоры п...

Интегрированное открытое внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ). «Заимствования в английском и русском языках».

Интегрированное открытое внеклассное мероприятие  обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ).«Заимствования в английском и русском языках»....

Открытый урок обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики) Political systems of the world. Политические системы мира.

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...

Дополнительная образовательная программа Лаборатория формирования и развития научного мировоззрения учащихся МБОУ СОШ №5 “Экозеркало”

Данная программа является продолжением программы внеурочной деятельности "Юный эколог", написанная в 2011 году...