программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа по биологии (6 класс)
Окружающая природа крайне сложна и разнообразна. Человечество всегда стремилось познать окружающий мир в меру своих сил и возможностей. Пытливый наблюдатель сможет сделать немало удивительных открытий, им может быть и ребенок, для которого изначально свойственно стремление к любопытству. Для старшего возрастного контингента обучающихся познание окружающей природы приобретает особое значение, ведь им жить в 21 веке, им придется исправлять ошибки их отцов и дедов, изменять современную экологическую ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_biologii_yunyy_issledovatel_.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области-
Березовская средняя общеобразовательная школа № 12
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
решением методического объединения заместитель директора по УВР
учителей естественнонаучного цикла ______________К.С. Белогурова
протокол №_______от__________ ______________
программа кружка
"Юный исследователь"
(срок реализации 2 года)
Рассчитана на детей 10-15 лет
Составитель:
Киселева Наталья Петровна-
Учитель биологии
2018
Пояснительная записка
Окружающая природа крайне сложна и разнообразна. Человечество всегда стремилось познать окружающий мир в меру своих сил и возможностей. Пытливый наблюдатель сможет сделать немало удивительных открытий, им может быть и ребенок, для которого изначально свойственно стремление к любопытству. Для старшего возрастного контингента обучающихся познание окружающей природы приобретает особое значение, ведь им жить в 21 веке, им придется исправлять ошибки их отцов и дедов, изменять современную экологическую ситуацию.
Причиной глобального экологического кризиса является неуклонный рост антропогенной нагрузки на окружающую среду, причем, если не предпринимать решительных шагов к изменению самих основ нашего природопользования и отношению среднего человека к природе, улучшения не предвидится. Развитие цивилизации вызвало данный кризис, но ее же дальнейшее развитие, прогресс науки и внедрение экологической культуры в массы способно дать нам шанс победить.
Основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, содействующего устойчивому развитию общества. Экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания.
Стратегическая задача экологического образования – обеспечение возможности получения населением ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой. Пока, как отмечает ряд авторов (Игнатьев С.Б., 2007), экологическая компетентность населения крайне низка, многие считают, что ответственность за экологическое состояние территории несет ее администрация и только 6% - каждый житель.
В связи с этим особое значение приобретает дополнительное эколого- биологическое образование детей. Однако анализ литературы показывает очень малое количество образовательных программ эколого-биологической направленности, предназначенных для учреждений дополнительного образования.
Именно на основании вышеизложенного была предпринята попытка разработки данной программы.
Направленность программы: эколого-биологическая.
Актуальность программы состоит, прежде всего, в том, что, хотя биология и экология считаются науками 21 века, приток свежих кадров в науку (особенно эколого-биологической направленности) весьма мал. Поэтому столь необходимо заинтересовать школьников, особенно старшего звена, которые уже делают выбор своей дальнейшей жизни и деятельности, проблемами эколого-биологических наук; помочь в саморазвитии экологической культуры, осознания ответственности подрастающего поколения за ситуацию, помочь им научиться самостоятельно мыслить и проводить исследования.
Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, связи с предметами базисного учебного плана в общеобразовательных школах.
Цель программы: развитие интереса учащихся к экологии и биологии, самостоятельной исследовательской деятельности по изучению окружающей природы и живых объектов.
Реализация данной цели в образовательной программе опирается на следующие методологические принципы:
- принцип научности, обеспечивающий познавательное отношение обучающихся к окружающей среде и включающий рассмотрение ряда современных концепций и теорий, их интеграцию;
- аксиологический принцип, который формирует нравственное и эстетическое отношение подростка к окружающей среде;
- деятелъностный принцип, который формирует познавательные и практические умения и навыки обучающихся в эколого-биологической сфере, развивает волевые и творческие качества подростков;
- междисциплинарный принцип, заключающийся в связи как между различными разделами науки экологии, рассматриваемой, в свою очередь, как часть общего биологического знания, так и в формировании межпредметного взаимодействия в комплексе современных естественнонаучных дисциплин (химия, геология, география и другие науки) и гуманитарного знания;
- принцип личностно-ориентированного образования, нацеленного на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях современной экологической культуры.
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование целостной личности, ее социализация;
- привитие представления о гуманном взаимодействии человека с природой;
- способствование развитию чувства любви к природе, умения видеть и оценивать ее красоту и неповторимость;
- воспитание ответственности за все, что происходит на планете.
Обучающие:
- расширение эколого-биологических познаний обучающихся, дополнение базовых знаний обучающихся материалом, выходящим за рамки школьной программы;
- обучение навыкам и умениям самостоятельной исследовательской деятельности по изучению природных объектов, конкретным методикам ведения экологического исследования;
- обучение умению самостоятельно ставить перед собой цель и задачи исследования, последовательно и ответственно их выполнять, вести мониторинговые наблюдения и экспериментальную работу с живыми объектами.
Развивающие:
- стимуляция развития естественного интереса к окружающей среде, живому миру;
- формирование представления об окружающем нас мире как единой среде обитания, всеобщей взаимосвязи в природе, экологической культуре и разумном взаимодействии с ней, всеобщей ответственности перед природой;
- развитие интереса к науке как методу познания окружающей действительности, к самостоятельной исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны окружающей среды.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа разрабатывалась с учетом следующих моментов:
- необходимость как минимум 2х-летнего срока обучения;
- очное, непрерывное обучение, включающее самостоятельные занятие учащихся;
- самостоятельная научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- широкий охват эколого-биологических дисциплин и вопросов, освещаемых на занятиях.
Работы, выполненные во время кружковых занятий позволяют обучающимся к моменту выпуска из школы сформировать значимое портфолио и достичь результатов в своей самостоятельной исследовательской деятельности.
Обучающиеся гимназии, посещающие кружок «Юный исследователь» представят результаты своей работы на школьной конференции. Примут участие во многих областных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Это способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской деятельности, работы с научной литературой, умению правильно оформить результаты своих изысканий. Защита работ на разных уровнях (от школьного до Всероссийского) способствует развитию умения доказывать свою точку зрения, вести научную дискуссию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 13-18 лет. Это не случайно, т.к. именно в этом возрасте подросток уже начинает задумываться о своем будущем, формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года непрерывного обучения (первый год обучения - 35 часов, второй - 35 часов).
Формы и режим занятий: программа реализуется в 3 этапа:
- первый год обучения – курс «Экология как наука»;
- второй год обучения – курс «Разделы экологии»;
- третий год – курс «Экологическое исследование».
Занятия по программе проводятся один раз в неделю в учебном помещении.
Широко применяются экскурсии.
Занятия проходят в форме урока с элементами индивидуальной работы с обучающимися.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании курса обучения обучающиеся должны знать:
- основные экологические понятия, определения, законы;
- основные разделы экологии и содержание каждого раздела;
- основы проектной работы по экологии;
- конкретные методы ведения исследований эколого-биологического направления с применением современных методик;
- принципы проведения научного исследования, правила оформления его результатов.
По окончании курса обучения обучающиеся должны уметь:
- применять на практике знание экологических законов и закономерностей;
- самостоятельно проводить поэтапную работу над исследованием либо проектом по эколого-биологической тематике;
- защищать свою точку зрения, доказательно отстаивать свою правоту, вести дискуссию;
- выражать свою точку зрения в очном выступлении, презентации, тексте работы (статье, тезисах, аннотации);
- уметь оформить свою исследовательскую работу согласно общепринятым критериям.
Формы подведения итогов реализации программы.
Главной формой проверки реализации программы является участие обучающихся в различных школьных, районных, областных и Всероссийских мероприятиях эколого-биологической направленности.
По результативности участия старшеклассников в данных мероприятиях вполне можно судить об уровне их знаний по экологии (и, частично, биологии), умению самостоятельно мыслить, решать поставленную задачу и научности мышления
Календарно-тематический план
(Первый год обучения)
№ | Тема | часов всего |
1 | Наука экология.Что изучает экология | 1 |
2 | Основные экологические понятия. | 1 |
3 | Биосфера. Живое вещество как её компонент. | 1 |
4 | Абиотические компоненты биосферы. | 2 36 |
5 | Методы экологических исследований исследований | 2 |
6 | Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. | 1 |
7 | Методы исследования живых объектов | 2 |
8 | Методы исследования неживой природы. | 2 |
9 | Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. | 1 |
10 | Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. исследовательской работы | 2 |
11 | Оформление исследовательской работы. | 1 |
12 | Экскурсия на р. Иня | 1 |
13 | Искусственные биоценозы. | 1 |
14 | Обработка собранного материала. | 2 |
15 | Оформление отчёта «Экологическое состояние Березовского луга» | 1 |
16 | Оформление отчёта «Искусственные биоценозы». | 1 |
17 | Защита презентаций на тему «Растительный покров различных биоценозов» | 2 |
18 | Защита презентаций на тему «Искусственные биоценозы». | 1 |
19 | Экскурсия в Смешанный лес. | 1 |
20 | Обработка экскурсионного материала | 1 |
21 | Защита презентаций «Деревья моего села» | 1 |
22 | Экскурсия на озеро Малиновское | 1 |
23 | Обработка материала. | 2 |
24 | Оформление исследовательской работы по роднику. | 2 |
25 | Защита исследовательской работы | 1 |
26 | Итоговое занятие. | 1 |
(Второй год обучения)
№ | Тема | часов всего |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Экология растений | 3 |
3 | Экология животных | 3 |
4 | Методы исследования живых организмов объектов | 6 |
5 | Методы исследования окружающей среды | 5 |
6 | Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы | 1 |
7 | Обработка результатов | 1 |
8 | Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы | 1 |
9 | Обработка результатов | 1 |
10 | Отбор проб воды и определение общих показателей воды различных источников (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). | 3 |
11 | Обработка материала. | 2 |
12 | Экскурсия на молокозавод. Знакомство с работой микролаборатории. | 1 |
13 | Защита исследовательских работ. | 2 |
14 | Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта | 2 |
15 | Экологический мониторинг. Методы исследования | 1 |
16 | Экстремальные воздействия на биосферу. | 1 |
17 | Итоговое занятие | 1 |
Литература
Для педагогов
- Алексеев С.В. Вопросы экологической культуры в спецкурсе «Экология и культура» для учреждений дополнительного образования. // Экология. Культура. Образование. Выпуск 10-11, 2003.
- Глазачев С.Н., Грехова Л.Н., Сотникова Н.Н. Эколого-биологическое дополнительное образование: опыт теоретического анализа, диагностики и коррекции. – М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 192 с.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного обр.: учебное пособие для студентов. – М.: гуманит. изд. Центр Владос, 2004. – 239 с.
- Овдиенко Н.И. Рекомендации научным руководителям по методике выполнения научно-исследовательской работы школьников на олимпиадах и
научно-практических конференциях // письмо Министерства Образования Ставропольского края, 2007.
- Стелянова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
- Терминологический словарь-справочник методиста. / ред. Н. С. Дервоед.
– М.: ЦСЮН, 200. – 40 с.
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, № 4.
- Экология. Элективные курсы. 9 класс // авт.-сост. Высоцкая М.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
Для совместной работы педагога и обучающихся
- Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1–84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984.
- Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с.
- Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Изд. 2-е, Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 576 с.: ил.
- Гайденко А.В. Прикладная экология. // Экология. Культура. Образование. Выпуск восьмой, 2002.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
- Кузнецова М.А. и др. Полевой практикум по экологии. – М.: Наука, 1994.
учебного курса для Краевой заочной экологической школы. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 23 с.
- Правила оформления результатов исследовательских работы по экологии. Методическое пособие. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 24 с.
- Райков Б.Е., Римский-Карсанов М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Толикал, 1994. – 640 с., ил.
- Федорова А.Н., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений – М.: Владос, 2003. – 288 с.: ил.
- Ярошенко П.Д. Геоботаника. Пособие для студентов педвузов. – М.: Просвещение, 1969. – 200 с., ил.
Для обучающихся
- Агроклиматические ресурсы Новосибирской области. – Л.: Гидрометеоиздат, 1971. – 238 с.
- Бюрюкова Н.А. Основы экологии: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.... – М.: Владос, 2004. – 238 с.: ил.
- Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов-на-Дону: издат. Феникс, 1996. – 521 с.
- Годзевич Б.Л. Географическая экология. Программа основного учебного Курса для Краевой заочной экологической школы. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 29 с.
- Дударь Ю.А. Ботаника с основами экологии. Программа для образовательных учреждений, реализующих эколого-биологическое дополнительное образование детей. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 22 с.
- Жигаров И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. К учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002. – 208 с.: ил.
- Энциклопедия туриста // Редколл.: Тамм Е.И. (гл. ред.), Абуков А.Х., Александров Ю.Н. и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа « Школьник – исследователь»
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...
Программа кружка "Исследователи природы"
Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...
- Мне нравится (1)