РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс (внеурочная деятельность)
методическая разработка по биологии (7 класс)

Новикова Елена Николаевна

Одно из основных свойств живого – это способность воспринимать различные раздражения. Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. 

Научное познание живой природы, организма человека - одна из основных задач обучения и воспитания школьников. Курс такой направленности будет обеспечивать реализацию принципа комплексного подхода к обучению и повышению его эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Анатомия и физиология сенсорных систем»

7 класс

(внеурочная деятельность)


Содержание

Аннотация……………………………………………………………………… 2

Раздел I. Результаты освоения рабочей……………………………………. 4 

Личностные результаты освоения рабочей программы………………… 4 Метапредметные результаты освоения рабочей программы…………… 7

Предметные результаты освоения рабочей программы………………... 10

Раздел II. Содержание курса………………………………………………… 14

Раздел III. Тематическое планирование………………………………..…...27


Аннотация

Одно из основных свойств живого – это способность воспринимать различные раздражения. Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. У человека, подобно всем млекопитающим, имеется зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Однако он не может так же остро слышать и различать запахи, как многие звери, видеть так зорко, как пернатые хищники. Информацию, которую человек получает от не настолько совершенных органов чувств, становится чрезвычайно ценной благодаря ее анализу в коре полушарий конечного мозга. Нет двух людей, чувствующих совершенно одинаково. Мозг каждого человека неповторим и дает собственную интерпретацию происходящих событий. В головной мозг человека постоянно поступает информация – сведения об окружающем мире и состоянии организма. Но не вся информация осознается человеком, например, не всегда воспринимается состояние внутренних органов. Только та информация, которая осознается, вызывает ощущение (чувство). Наиболее ярко человек испытывает 5 ощущений (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Кроме того, существует чувство равновесия, кожно – мышечное чувство. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. В процессе обучения важную роль играет правильная и согласованная работа всех сенсорных систем. На уроках внеурочной деятельности обучающиеся познакомятся с основами сенсорной системы человека.

Развивая интерес школьников к биологии, можно показать учащимся новые пути приобретения профессиональных знаний и способствовать более осмысленному  подходу к выбору будущей профессии.

Научное познание живой природы, организма человека - одна из основных задач обучения и воспитания школьников. Курс такой направленности будет обеспечивать реализацию принципа комплексного подхода к обучению и повышению его эффективности.

Раздел I. Результаты освоения рабочей программы

Личностные результаты освоения рабочей программы

  • понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры
  • готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
  • ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности.
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
  • ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
  • осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,

Метапредметные результаты освоения рабочей программы

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений, процессов);
  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе биологического исследования (эксперимента);
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию;
  • овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки  конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

Предметными результатами обучения являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
  • объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;
  • приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, А. А.  Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л.  Пастер, Ч.  Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
  • применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
  • сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
  • называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
  • использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
  • владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.

2. В ценностно-ориентационной сфере:знание основных правил оказания первой помощи;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусами насекомых

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Раздел II. Содержание курса

    Введение (1ч)

  1. Человек — биосоциальный вид (3 ч)

Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа. Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека.

  1. Органы чувств и сенсорные системы (24 ч)

Органы чувств и их значение у животных. Тип членистоногие: Класс ракообразные, класс паукообразные, Класс насекомые. Органы чувств человека. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.

Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма.

  1. Человек и окружающая среда (4 ч)

Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях. Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация здравоохранения. Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества.

  1. Обобщение итогов (2ч)

Список лабораторных и практических работ по разделу

«Анатомия и физиология сенсорных систем»

Лабораторная работа № 1. Классификация и отделы анализаторов

Лабораторная работа № 2 Строение и классификация рецепторов Лабораторная работа № 3 Принцип работы и свойства рецепторов

Лабораторная работа № 4 Строение зрительного анализатора

Лабораторная работа № 5 Функции зрачка

Лабораторная работа № 6 Функции хрусталика

Лабораторная работа № 7 Строение сетчатки глаза

Лабораторная работа № 8 Фотохимические процессы в сетчатке

Лабораторная работа № 9 Слепое пятно сетчатки

Лабораторная работа № 10 Определение остроты зрения

Лабораторная работа № 11 Строение слухового анализатора

Лабораторная работа № 12 Определение слухового порога

Лабораторная работа № 13 Строение и функции вестибулярного анализатора

Лабораторная работа № 14 Строение вкусового анализатора

Лабораторная работа № 15 Строение и функции обонятельного анализатора

Лабораторная работа № 16 Строение и функции осязательной системы

Лабораторная работа № 17 Измерение температуры тела

Раздел III. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Первый год обучения (пятый класс)

1.

Введение

1

2.

Человек — биосоциальный вид

3

3.

Органы чувств и сенсорные системы

24

3.1

Глаз и зрение. Оптическая система глаза

3.2

Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы

3.3

Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.

3.4

Ухо и слух. Строение и функции органа слуха

3.5

Механизм работы слухового анализатора.

3.6

Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.

3.7

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса

3.8

Взаимодействие сенсорных систем организма.

4.

Человек и окружающая среда

4

5.

Обобщение итогов

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по русскому языку (5 класс, внеурочная деятельность)

Рабочая программа по русскому языку( 5 класс, внеурочная деятельность)...

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

рабочая программа по немецкому языку, 5 класс внеурочная деятельность

Данная рабочая программа для внеклассной работы является дополнительным образованием. Учебный курс рассчитан на 34 часа в год на период обучения в 5 классе общеобразовательных школ. Возраст обучающихс...

Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)

laquo;……вопрос о патриотическом воспитаниимолодёжи – это разговор о самом главном:о  ценностях,  о  нравственных  основах на которых   мы  можем...

Календарно-тематическое планирование "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс (внеурочная деятельность)

Развивая интерес школьников к биологии, можно показать учащимся новые пути приобретения профессиональных знаний и способствовать более осмысленному  подходу к выбору будущей профессии.Научное поз...