РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс (внеурочная деятельность)
методическая разработка по биологии (7 класс)
Одно из основных свойств живого – это способность воспринимать различные раздражения. Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.
Научное познание живой природы, организма человека - одна из основных задач обучения и воспитания школьников. Курс такой направленности будет обеспечивать реализацию принципа комплексного подхода к обучению и повышению его эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Анатомия и физиология сенсорных систем»
7 класс
(внеурочная деятельность)
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………… 2
Раздел I. Результаты освоения рабочей……………………………………. 4
Личностные результаты освоения рабочей программы………………… 4 Метапредметные результаты освоения рабочей программы…………… 7
Предметные результаты освоения рабочей программы………………... 10
Раздел II. Содержание курса………………………………………………… 14
Раздел III. Тематическое планирование………………………………..…...27
Аннотация
Одно из основных свойств живого – это способность воспринимать различные раздражения. Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. У человека, подобно всем млекопитающим, имеется зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Однако он не может так же остро слышать и различать запахи, как многие звери, видеть так зорко, как пернатые хищники. Информацию, которую человек получает от не настолько совершенных органов чувств, становится чрезвычайно ценной благодаря ее анализу в коре полушарий конечного мозга. Нет двух людей, чувствующих совершенно одинаково. Мозг каждого человека неповторим и дает собственную интерпретацию происходящих событий. В головной мозг человека постоянно поступает информация – сведения об окружающем мире и состоянии организма. Но не вся информация осознается человеком, например, не всегда воспринимается состояние внутренних органов. Только та информация, которая осознается, вызывает ощущение (чувство). Наиболее ярко человек испытывает 5 ощущений (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Кроме того, существует чувство равновесия, кожно – мышечное чувство. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. В процессе обучения важную роль играет правильная и согласованная работа всех сенсорных систем. На уроках внеурочной деятельности обучающиеся познакомятся с основами сенсорной системы человека.
Развивая интерес школьников к биологии, можно показать учащимся новые пути приобретения профессиональных знаний и способствовать более осмысленному подходу к выбору будущей профессии.
Научное познание живой природы, организма человека - одна из основных задач обучения и воспитания школьников. Курс такой направленности будет обеспечивать реализацию принципа комплексного подхода к обучению и повышению его эффективности.
Раздел I. Результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты освоения рабочей программы
- понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры
- готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
- ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности.
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
- умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
- ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
- осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
Метапредметные результаты освоения рабочей программы
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений, процессов);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе биологического исследования (эксперимента);
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию;
- овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
Предметными результатами обучения являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
- объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас;
- приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
- применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
- сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
- выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
- называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
- использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности;
- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
- владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
- создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.
2. В ценностно-ориентационной сфере:знание основных правил оказания первой помощи;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусами насекомых
5. В эстетической сфере:
Раздел II. Содержание курса
Введение (1ч)
- Человек — биосоциальный вид (3 ч)
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа. Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека.
- Органы чувств и сенсорные системы (24 ч)
Органы чувств и их значение у животных. Тип членистоногие: Класс ракообразные, класс паукообразные, Класс насекомые. Органы чувств человека. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма.
- Человек и окружающая среда (4 ч)
Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях. Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация здравоохранения. Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества.
- Обобщение итогов (2ч)
Список лабораторных и практических работ по разделу
«Анатомия и физиология сенсорных систем»
Лабораторная работа № 1. Классификация и отделы анализаторов
Лабораторная работа № 2 Строение и классификация рецепторов Лабораторная работа № 3 Принцип работы и свойства рецепторов
Лабораторная работа № 4 Строение зрительного анализатора
Лабораторная работа № 5 Функции зрачка
Лабораторная работа № 6 Функции хрусталика
Лабораторная работа № 7 Строение сетчатки глаза
Лабораторная работа № 8 Фотохимические процессы в сетчатке
Лабораторная работа № 9 Слепое пятно сетчатки
Лабораторная работа № 10 Определение остроты зрения
Лабораторная работа № 11 Строение слухового анализатора
Лабораторная работа № 12 Определение слухового порога
Лабораторная работа № 13 Строение и функции вестибулярного анализатора
Лабораторная работа № 14 Строение вкусового анализатора
Лабораторная работа № 15 Строение и функции обонятельного анализатора
Лабораторная работа № 16 Строение и функции осязательной системы
Лабораторная работа № 17 Измерение температуры тела
Раздел III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Первый год обучения (пятый класс) | ||
1. | Введение | 1 |
2. | Человек — биосоциальный вид | 3 |
3. | Органы чувств и сенсорные системы | 24 |
3.1 | Глаз и зрение. Оптическая система глаза | |
3.2 | Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы | |
3.3 | Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения. | |
3.4 | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха | |
3.5 | Механизм работы слухового анализатора. | |
3.6 | Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха. | |
3.7 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса | |
3.8 | Взаимодействие сенсорных систем организма. | |
4. | Человек и окружающая среда | 4 |
5. | Обобщение итогов | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по русскому языку (5 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по русскому языку( 5 класс, внеурочная деятельность)...
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
рабочая программа по немецкому языку, 5 класс внеурочная деятельность
Данная рабочая программа для внеклассной работы является дополнительным образованием. Учебный курс рассчитан на 34 часа в год на период обучения в 5 классе общеобразовательных школ. Возраст обучающихс...
Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)
laquo;……вопрос о патриотическом воспитаниимолодёжи – это разговор о самом главном:о ценностях, о нравственных основах на которых мы можем...
Календарно-тематическое планирование "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс (внеурочная деятельность)
Развивая интерес школьников к биологии, можно показать учащимся новые пути приобретения профессиональных знаний и способствовать более осмысленному подходу к выбору будущей профессии.Научное поз...