Рабочая программа по русскому языку (5 класс, внеурочная деятельность)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку( 5 класс, внеурочная деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frolkina_russkiy_yazyk.docx | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №2033»
МОСКВА, 105425,Щелковское шоссе, дом 26А, ул.3-я Парковая ул. дом 61А , ул.3-я Парковая, дом 46 А, ул. 5-я Парковая, дом 43А, ул. 5-я Парковая , дом 62, ул. 7-я Парковая, дом 33 к. 5, Щелковский проезд, дом 1А тел.8-495-652-02-30, E-mail: school -2033@yandex.ru
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор ГБОУ Школа №2033
протокол № ____________И.А. Акулова
от «____» ______________2016г от «____» ______________2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
и календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
Курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии»
Количество часов в неделю по учебному плану: 1ч
Класс: 5б
Учитель: Фролкина О.А.
1.Пояснительная записка.
Программа кружка «Секреты орфографии"для 5 классов разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г., авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика», 5-6 класс Елизаровой Е.Р. 2014 г. и в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”; с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью.
Таким образом, основная цель кружка русского языка – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях.
Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
Задачами кружка нужно считать:
- формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
- повышение речевой компетентности детей;
- развитие интереса к читательской деятельности;
- развитие интереса к научной деятельности;
- подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.
2.Общая характеристика курса.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
«Секреты орфографии»
- Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- Метапредметные результаты:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
По окончании курса учащиеся должны:
- самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией;
- выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа;
- строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;
- создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка;
- овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
- вести поисковую работу;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности.
6. Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык»
5 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятий |
Организационное занятие «Понемногу о многом». | 1 | Беседа с элементами занимательности. | |
Великий и могучий. | 1 | Занятие – игра. | |
Звук и буква. | 1 | Коллективная деятельность. | |
Великие тайны письма. | 1 | Беседа с элементами игры. | |
Откуда взялись названия букв? | 1 | Занятие – семинар с элементами занимательности. | |
Жизнь слов. | 1 | Беседа с элементами занимательности | |
Почему мы так называемся? | 1 | Занятие – исследование. Индивидуальные выступления. | |
Слова – родственники. | 1 | Беседа с элементами занимательности. | |
Словари – наши добрые спутники. | 1 | Практическое занятие. | |
«Тезки наоборот» О словах разных, одинаковых, но разных. | 1 | Театрализованное занятие с элементами игры. | |
Прочь с дороги! | 1 | Театрализованное представление. | |
Фразеологические обороты. | 1 | Беседа с элементами занимательности, практическая работа. | |
Расскажи о фразеологизме. | 1 | Семинар (индивидуальные сообщения). | |
«Голос возвысил и бросил крылатое слово». | 1 | Исследовательская деятельность. | |
Биография слов. | 1 | Занимательная викторина. | |
Язык имеет свои краски. | 1 | Беседа с элементами исследовательской деятельности. | |
Вечер грамматических игр. | 1 | Занимательные игры – соревнования. | |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» | 1 | Экскурсия. Беседа. | |
Выпуск стенной газеты «Тайны языка» | 1 | Практическое занятие. | |
Диагностика словарного запаса. Русской речи Государь по прозванию Словарь. | 1 | Устный опрос. | |
В царстве смыслов много дорог. | 1 | Языковой анализ текста. | |
Как и почему появляются новые слова? | 1 | Языковой анализ текста. | |
Многозначность слова. | 1 | Самостоятельная работа. | |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | Устный опрос. | |
Об одном и том же - разными словами. | 1 | Самостоятельная работа. | |
Слова – антиподы. | 1 | Самостоятельная работа. | |
Фразеологизмы – это… | 1 | Языковой анализ текста. | |
Слова-иностранцы | 1 | Языковой анализ текста. | |
«Он весь свободы торжество». | 1 | Устный опрос. | |
Мы говорим его стихами. | 1 | Устный опрос. | |
Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Самостоятельная работа. | |
Паронимы, или ошибко-опасные слова». | 1 | Языковой анализ текста. | |
Словарь - грамотей. | 1 | Устный опрос. | |
Научная этимология. | 1 | Устный опрос. | |
Какие бывают имена? | 1 | Устный опрос. | |
Древнерусские имена. | 1 | Практическое занятие. | |
Отчество и фамилия. | 1 | Практическое занятие. | |
Обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жи...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
рабочая программа по немецкому языку, 5 класс внеурочная деятельность
Данная рабочая программа для внеклассной работы является дополнительным образованием. Учебный курс рассчитан на 34 часа в год на период обучения в 5 классе общеобразовательных школ. Возраст обучающихс...
Рабочая программа по русскому языку и литературе "Операционная деятельность в логистике"
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС С(П)ОО) среднего (полного) общего образов...