Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ОНТОГЕНЕЗ"
методическая разработка по биологии (9 класс)
Методическая разработка: Технологическя карта, презентация, материалы к презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 82.5 КБ |
tekst_k_prezentatsii_1.doc | 51.5 КБ |
przentatsiya_urok_9_klass_ontogenez_predelannyy_1.ppt | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата:
Класс:9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Цель урока: формирование у обучающихся понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез»,«постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».
Задачи: Обучающие
-Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов;
- Систематизировать знания особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;
- Познакомить с понятиями «эмбриональное развитие», «онтогенез», «виды постэмбрионального развития», «стадии постэмбрионального развития», ««непрямое и прямое развитие»;
- Продолжить формировать познавательный интерес.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;
- Способствовать развитию умения работатьв группе и с источниками информации.
Воспитательные:
- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.
- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человекаи живой природы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться выделять отличительные признаки эмбрионального и постэмбрионального развития, его закономерности и продолжительность у различных организмов
Метапредметные: Познавательные:
научиться ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;
Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное целостное мировоззрение; личностное самоопределение.
Учащийся должен знать: особенности эмбрионального и постэмбрионального развития, виды , этапы.
Учащиеся должны уметь: называть признаки онтогенеза, сравнивать и находить отличия и преимущества прямого и непрямого типа развития, анализировать и обобщать теоретический материал данной темы.
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют готовность | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности |
2 | Проверка знаний учащихся | Для всех «Вставьте пропущенные слова» Для одаренных – ответ у доски с анимацией «Двойное оплодотворение растений» Работа у доски «Составь схему» | Выполняют работу. Взаимопроверка. Оценивание. Заполняют лист оценивания. | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности. Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. |
3 | Мотивация и стимулирование | Обращает внимание учащихся на эпиграф на слайде. Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки происходящий процесс совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти. У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, данный процесс начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами. У тех видов, которые размножаются половым путем, этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы. Подводит к формулировке темы урока. «Развитие живых организмов» На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | Высказывают свое мнение. 1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить о каком процессе идет речь. 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 3. Ставят перед собой цели и задачи: - Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов; -Познакомиться с основными понятиями. | Познавательные: выделение и формирование познавательной цели; Регуляторные: анализирование условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. |
4 | Актуализация знаний | -Онтогене́з— индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. Работа в группах: 1 группа- изучает стадию «Дробление», видео-сюжет 2 группа- изучает стадию «Гаструляция», видео-сюжет 3 группа- изучает стадию «Органогенез», видео-сюжет 4 группа- изучает «Прямое развитие», видео-сюжет 5 группа- изучает «Непрямое развитие», видео-сюжет | Слушают объяснения учителя, записывают схему в тетрадь. Работают в группе с видео-сюжетом, текстом учебника и дополнительными источниками, делают записи в тетради, выступают защищая свою работу. Заполняют лист оценивания | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий |
5 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой | Выполняют упражнения | |
6 | Закрепление новых знаний | 1.Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». Работа выполняется на сайте «Решу ЕГЭ» 2.Выполнение задания на соответствие. | Выполнение задания на сайте. Заполняют лист оценивания Выполняют задание, взаимопроверка. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью выделенияособенностей. |
7 | Подведение итогов урока, рефлексия. | Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока цели. Вывод: Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Рефлексия. Возвращается к эпиграфу | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. Записывают в тетради особенностипостэмбрионального периода. 3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний в листе оценивания. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. |
8 | Информация о домашнем задании. | Всем: параграф 22, вопросы стр. 160 По женланию: учебник стр. 160 рубрика «Повторите и вспомните» | Записывают дом.зад. | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего урока: Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
На уроке мы познакомимся с понятием онтогенез, примерами онтогенеза у разных организмов, видами эмбрионального развития, этапами индивидуального развития многоклеточных животных.
Слайд №2
Индивидуальное развитие организма называется онтогенез.
Термин «онтогенез» происходит от греческих слов онтос – сущее и генезис – возникновение.
Онтогенез – это индивидуальное развитие особи от зарождения до конца жизни.
Момент зарождения особи отсчитывают по-разному:
-от оплодотворения яйцеклетки при половом размножении
-от начала самостоятельной жизни органа при вегетативном размножении
-или от деления материнской одноклеточной особи.
Слайд №3
Онтогенез может быть у одноклеточных организмов (и тогда он совпадает с клеточным циклом),
У многоклеточных растений (включает зародышевый период, период юности, зрелости и старости)
У многоклеточных животных, с онтогенезом, которых мы сегодня подробнее и познакомимся.
Слайд №4
Индивидуальное развитие организмов животных включает эмбриональный период и постэмбриональный период.
Эмбриональный период охватывает процессы происходящие с момента первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения.
Постэмбриональный - развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти.
Слайд№5
Эмбриология-наука о зародышевом развитии организмов.
Карл Бэр в своем сочинении «История развития животных», доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. Поэтому говоря об онтогенезе животных, мы имеем ввиду и человека.
Слайд №6.
Эмбриональное развитие животных может быть
-Внутриутробное, которое оканчивается рождением (так развивается большинство млекопитающих, в том числе человек
-а может протекать Вне тела матери и оканчиваться выходом из яйцевых оболочек (так развиваются зародыши многих беспозвоночных, большинство рыб, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, однопроходные млекопитающие.
У преобладающего большинства животных эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из 5 этапов:
Слайд №7
дробление, бластуляция, гаструляция, гистогенез и органогенеза
Слайд №8
После того, как произошло оплодотворение - слияние сперматозоида и яйцеклетки, образовавшаяся зигота начинает интенсивно делиться. Ее множественные митотические деления называют дроблением.
Сначала формируются 2 одинаковые клетки, которые называются бластомерами. Затем каждая из этих клеток делится еще раз и еще раз.
Важная особенность дробления состоит в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу.
В результате дробления образуется морула. Морула - стадия этапа дробления, когда зародыш представляет собой компактную совокупность клеток (без полости внутри). (комочек клеток).
Слайд №9.
Далее начинается бластуляция - заключительный период дробления, в ходе которого формируется однослойный зародыш с полостью внутри, называемый бластулой.
Стенки бластулы состоят из бластомеров, которые окружают центральную полость – бластоцель.
Слайд№10
На одном из полюсов бластулы клетки начинают делиться быстрее. Таким образом, происходит впячивание клеток стенки бластулы внутрь бластоцеля и формируется 2 слоя клеток. Образуется гаструла - зародыш, состоящий из двух зародышевых листков, а процесс ее образования называется гаструляция. Наружный зародышевый листок называется эктодерма, внутренний - энтодерма. Отверстие, соединяющее полость гаструлы и внешнюю среду - первичный рот.
У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.
У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).
У кишечнополостных животных и губок на этом эмбриональный период завершается, т.е. они-двуслойные животные, для которых характерно 2 слоя клеток. У всех остальных животных в конце гаструлы начинает формироваться третий зародышевый листок – мезодерма, которая располагается между эктодермой и энтодермой.
Слайд№11
Это приводит к формированию трехслойного зародыша, который называется нейрула. Нейруляция начинается с образования комплекса осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
Слайд №12
Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания.
Из каждого будут формироваться ткани и органы. Процесс развития тканей зародыша называется гистогенез. ОРГАНОГЕНЕЗ- закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
Слайд №13
Из эктодермы образуется головной и спинной мозг, органы чувств, периферические нервы, эпителий кожи, производные кожи, эмаль зубов.
Слайд №14
Мезодерма- средний зародышевый листок, образует соединительные ткани: кровеносную и лимфатическую системы, костную и хрящевую ткань, мышечные ткани, а также выделительную (почки) и половую системы (семенники, яичники).
Слайд№15
Энтодерма -внутренний зародышевый листок, образует эпителий органов пищеварения, эпителий органов дыхания, желчного пузыря, печень и поджелудочную железу.
В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.
Слайд №16
Карл Бэр, изучая эмбриональное развитие организмов сформулировал закон зародышевого сходства. Он обнаружил, что на начальных этапах эмбрионального развития зародыши животных разных видов сходны по своему строению.
И действительно, на ранней стадии эмбрионального развития у организмов разных классов типа Хордовые закладываются жаберные щели, хорда, хвост, одинаковые отделы тела, которые в дальнейшем будут специализироваться. На более поздних этапах проявляются признаки более мелких таксонов: классов (Рыб, Рептилий, Млекопитающих), отрядов, отдельных видов. Это говорит о единстве происхождения животного мира.
Слайд №17
Немецкие же ученые Мюллер и Геккель обнаружили связь между индивидуальным развитием и историческим, которая нашла отражение в биогенетическом законе «Онтогенез (индивидуальное развитие особи) есть краткое повторение филогенеза (исторического развития вида)»
Слайд №18
Теперь рассмотрим постэмбриональное развитие, то есть развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти.
Выделяют два основных варианта постэмбрионального развития:
Прямое (без превращения) и непрямое с превращением.
Слайд №19
При прямом постэмбриональном развитии из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм со всеми органами, свойственными взрослому животному
В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.
Слад №20
При непрямом постэмбриональном развитии из яйца выходит личинка, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими.
Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.
Слайд №21
Наиболее ярко развитие с метаморфозом представлено у насекомых
Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполным превращением) или с полным метаморфозом (греческое слово метаморфоз означает - превращение).
Слайд №22
В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.
Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы – личинки бабочек, ползают по листьяь растений и усиленно питаются ими, быстро растут.
На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки - ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.
Из кокона выходит совершенно "новый" организм - бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки - взрослой особи (называемой имаго) - размножение и расселение.
Представителя насекомых с полным превращением отряды жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые
Слайд №23
Для развития с неполным превращением характерно отсутствие стадии куколки. Личинка отличается от взрослого насекомого более мелкими размерами и обычно отсутствием крыльев. Такое развитие имеют насекомые отрядов полужёсткокрылые, стрекозы, прямокрылые..
Слайд №24
Итак мы с вами сегодня познакомились с такими понятиями как онтогенез - индивидуальное развитие особи от зарождения до конца жизни, эмбриональный период онтогенеза, с которым связаны понятия:
дробление зиготы, морула, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез)
постэмбриональный период, метаморфоз
Слайд №25 Надеюсь, вы хорошо усвоили основные понятия темы. Теперь попробуйте проверить себя, выполнив задания. Задания будут высланы вам еще и в отдельным файле.
Задание №1. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
Слайд №26 Задание 2. Установите последовательность стадий в процессе эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
Слайд №27 Задание 3. Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Слайд №28 Задание 4 Каким свойством не обладают отдельные клетки бластулы?
Задание 5 Подумайте, У какого из названных животных мезодермы нет?
Слайд № 29 Желаю успеха. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - ОНТОГЕНЕЗ ( от греческого ontos- сущее и genesis – возникновение ) – это индивидуальное развития особи от зарождения (оплодотворения яйцеклетки, начала самостоятельной жизни органа вегетативного размножения или деления материнской одноклеточной особи) до конца жизни
охватывает процессы происходящие с момента первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения ЭМБРИОНАЛЬНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти
Внутриутробное оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек и т.д.) Вне тела матери оканчивается выходом из яйцевых оболочек (многие беспозвоночные, большинство рыб, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, однопроходные млекопитающие) У преобладающего большинства животных эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из 5 этапов: дробления, бластуляции, гаструляции, гистогенеза и органогенеза. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
А- зигота В, С- стадия 2-х и 4-х бластомеров D - морула ДРОБЛЕНИЕ - многократное деление зиготы путем митоза (без роста) В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами .
В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель . С этого момента зародыш называется бластулой . БЛАСТУЛЯЦИЯ
ГАСТРУЛА - зародыш, состоящий из двух зародышевых листков ЭКТОДЕРМА- наружный зародышевый листок В конце гаструлы может образоваться третий зародышевый листок – мезодерма , которая располагается между эктодермой и энтодермой. ГАСТРУЛЯЦИЯ - совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы ЭНТОДЕРМА- внутренний зародышевый листок ПЕРВИЧНЫЙ РОТ
Следующая стадия развития зародыша- нейруляция , приводящая к формированию – нейрулы (трехслойного зародыша) . Она начинается с образования комплекса осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
ОРГАНОГЕНЕЗ - закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток Процесс развития тканей зародыша - гистогенез. Из каждого зародышевого листка формируется определенные ткани и органы.
ПРЯМОЕ ПОСТЭМБИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие, при котором из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм со всеми органами, свойственными взрослому животному МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ПТИЦЫ РЕПТИЛИИ
НЕПРЯМОЕ ПОСТЭМБИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ- развитие с метаморфозом Из яйца выходит личинка, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.
Развитие с неполным превращением ЯЙЦО ЛИЧИНКА ИМАГО ОТРЯДЫ Полужесткокрылые Стрекозы Прямокрылые и др. яйца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"
В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....
Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.
Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"
Тема: «Самые беспозвоночные: в воде и на суше» (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель: познакомиться с членис...
Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.
Технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл....
Методическая разработка "Технологическая карта урока алгебры по теме "Умножение многочлена на многочлен", 7 класс".
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Умножение многочлена на многочлен"....