Конспект урока по теме Пищеварительная система
план-конспект урока по биологии
Конспект урока по теме Пищеварительная система
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_pishchevaritelnaya_sistema.docx | 52.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Пищеварительная система». Урок обобщения.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о пищеварительной системе, о строении и функциях органах пищеварения.
Задачи: развивать умения обсуждать проблему, привлекать личный опыт, реализовывать межпредметные связи, анализировать информацию, работать с раздаточным материалом, выполнять задания нестандартного содержания;
повысить познавательную активность учащихся на уроке;
развивать чувство ответственности за своих товарищей, работать в группах;
развивать реакцию учащихся, умения давать быстрые ответы.
Обратить внимание на основные правила гигиены, особенно на профилактику кишечных заболеваний.
повысить интерес к предмету, развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность.
Тип урока: урок-марафон
Учащиеся должны знать: строение органов пищеварения.
Учащиеся должны уметь: соблюдать правила гигиены питания.
Организация деятельности учащихся: работать с текстом, слайдами, обсуждать проблему, привлекают имеющиеся знания и личный опыт при обобщении темы урока.
Ход работы:
1.Организационный момент.
Учитель. Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Пищеварительная система». Давайте подведем итог этой темы в виде путешествия в мир биологии.
В путешествие отправляются 2 группы. В пути вас ждет большое количество различных станций , на которых нужно будет выполнять задания. Та команда, которая дойдет до конечной станции и наберет наибольшее количество баллов и победит, т.е получат пятерки за урок, также будут учитываться активность игроков команд.
2.Актуализация знаний
Представление команд
Маршрутные листы
Станция «Сообразительная»
Условия игры: каждой команде задается по15 вопросов. Нужно быстро ответить на вопросы, за каждый правильный ответ, 1 балл.
Вопросы 1 команде
1.Как называется процесс расщепления питательных веществ? Пищеварение
2.Сколько зубов у взрослого человека? 32
3.Что такое кариес? Болезнь зубов.
4.Основной источник энергии? Глюкоза
5.Мышечная трубка, по которой пища поступает в желудок? Пищевод
6.Второе название обмена веществ? Метаболизм
7.Что регулирует инсулин? Уровень глюкозы в крови
8.Какой витамин содержится в желтых плодах? С
9.Под действием, какого фермента происходит расщепление веществ в желудке? Пепсин
10.При недостатке, какого витамина возникает болезнь бери-бери? В1
11.Какой фермент расщепляет пищу в кишечнике? Трипсин
12.Недостаток витаминов в организме называет? Авитаминоз
13.Отдел пищеварительной системы, имеющий в слизистой оболочке ворсинки? Тонкий кишечник
14.Соляная кислота в желудке уничтожает? Микробы
15. Где вырабатывается желчь? В печени
Вопросы 2 команде
1. Где размещена поджелудочная железа? Под желудком
2. Зубы снаружи покрыты? Эмалью
3.В ротовой полости расщепляются? Углеводы.
4.Самая большая пищеварительная железа? Печень
5.Химическая формула соляной кислоты? НСI
6. Как называется сложный процесс, происходящий между организмом и средой? Обмен веществ.
7.Гормон поджелудочной кислоты? Инсулин
8.Где происходит окончательное переваривание пищи? В кишечнике
9.При недостатке витамина Д дети болеют ? Рахитом.
10.Начальный отдел тонкого кишечника? 12-ти перстная кишка.
11.Где начинается расщепление питательных веществ? Во рту.
12.Под эмалью находится? Дентин
13.Орган, в котором происходит переваривание углеводов и белков? Желудок
14.Питательные вещества, имеющие наибольшую ценность? Жиры
15.Сколько слюнных желез в организме? 3 пары
Станция «Анатомическая»
В состав пищеварительной системы человека входят различные органы. Названия этих органов зашифрованы в виде сканворда. Среди буквенной неразберихи нужно найти названия органов и расположить их в той последовательности, в которой они находятся в организме. Приложение 1. Ответы: рот, железы, эмаль, пищевод, желудок, печень, кишечник.
Названия органов вы знаете, функции тоже, а знаете ли вы органы в «лицо» Слайд рис.
Задание 2.
Каждый орган выполняет конкретную функцию. Соотнеси органы и выполняемые ими функции. Приложение 2
1.Зубы 2.печень 3.желудок 4.кишечник 5.поджелудочная железа | А.Всасывание пищи Б.Вырабатывает инсулин В.Переваривание Г.Измельчает пищу Д.Вырабатывает желчь |
Станция «Умники и умницы»
«Биологический диктант»
Необходимо вставить пропущенные слова
1 команде «Для активного действия ферментов желудочного сока необходимо температура пищи 37 С и кислая среда , создаваемая соляной кислотой. Соляная кислота убивает микробы, поступающие с пищей , размягчает волокнистую пищу.»
2 команде «Поступившая в желудок пища механически раздражает рецепторы, находящиеся в слизистой оболочке желудка, возбуждение передается в центральную нервную систему и оттуда по блуждающим нервам достигает желез желудка, и они секретируют желудочный сок» Приложение 3.
Станция «Сообразительность»
«Найди соответствие» Даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Запиши рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовало такая же связь. Приложение 4
Предсердие: сердце = желчный пузырь: печень
Легкие: дыхание =тонкий кишечник: всасывание
Зубы: кариес = десна: пародонтоз
Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник:12ти перстная кишка
Зуб: эмаль = желудок: слизистая
Кровь: гематология = зубы: стоматология
Печень: желчь = поджелудочная железа: поджелудочный сок
Углеводы: глюкоза = белки: аминокислоты
Станция «Физиологическая»
Слова перемешались, вам нужно разделить их на группы.
1 столбик питательные вещества.
2 столбик органы пищеварения.
3 столбик пищевые продукты.
Слова: белки, печень. молоко. жиры. желудок. мясо. углеводы. пищевод. яйца. витамины. кишечник. рыба. аминокислоты. ротовая полость. масло. Приложение 5
Станция «Гигиеническая»
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.
Вопросы:
- Что является причиной пищевых отравлений? Недоброкачественная пища.
- Что значит правильно питаться? Не переедать, соблюдать нормы питания.
- Что нужно делать , чтобы зубы были чистые и здоровые? Тщательно чистить зубы после каждого приема пищи.
- Какие инфекционные болезни органов пищеварения вы знаете? Дизентерия, брюшной тиф, холера, ботулизм.
- Каково влияние алкоголя и курения на органы пищеварения?
Отрицательное.
6.Какая еда полезна для организма? Хорошо проваренная, прожаренная, богатая белками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами.
7.Какие существуют правила приема пищи? В одно и тоже время , 3-4 раза в день.
8.Почему жители северных стран употребляют много жирной пищи? Холодно - нужно много энергии, жиры самые богатые энергией вещества.
«Дешифровщик»
Каждой команде предлагается описание биологического явления. Слова в предложении перепутаны. Задание: распределите слова в нужном порядке, прочитайте полученное предложение. Приложение 6
1 команда Пища это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека.
2 команда Вода в организме выполняет роль - растворителя различных веществ, большинство химических реакций связано с ее участие.
Вы приехали в страну «Биология»
Дополнительное задание
- Питательные вещества, в конце концов, поступают в … Клетки, ткани.
- Основной строительный материал человеческого организма? Белки
- Какой фермент вырабатывает поджелудочная железа? Инсулин
- Как называется вещество, образующееся при расщеплении белков? Аминокислоты
- В каком органе вырабатывается желчь? В печени
- Что такое диетология? Наука о правильном питании
- Что вырабатывают слюнные железы? слюну
- Орган переваривания пищи? Желудок.
- Какой отдел располагается за желудком? Кишечник.
Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Понравился вам урок?
Подсчитывается, сколько набрали баллов команды.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Пищеварение»
Приложение 1
В состав пищеварительной системы человека входят различные органы. Названия этих органов зашифрованы в виде сканворда. Среди буквенной неразберихи нужно найти названия органов и расположить их в той последовательности, в которой они находятся в организме.
Ж | Е | Л | Н | Ь | Р | О |
О | Д | У | Е | И | К | Т |
К | П | Е | Ч | Ш | Е | Ч |
П | И | Ш | Е | К | И | Н |
Л | Е | Ж | В | О | Д | Ь |
Е | З | Ы | Э | М | А | Л |
Приложение 3
Биологический диктант №1
Необходимо вставить пропущенные слова
«Для активного действия ……………. желудочного сока необходимо температура пищи ……..С и …………. среда , создаваемая …………….. кислотой. …………… кислота убивает . ………….. , поступающие с пищей , размягчает волокнистую ……….»
Биологический диктант № 2
Необходимо вставить пропущенные слова
«Поступившая в ……… пища механически раздражает ………… , находящиеся в ………………. оболочке желудка, возбуждение передается в ……………. нервную………….. и оттуда по …………… нервам достигает …………….желудка и они секретируют ………………… сок»
Приложение 5
Слова перемешались, вам нужно разделить их на группы.
1 столбик питательные вещества.
2 столбик органы пищеварения.
3 столбик пищевые продукты.
Слова: белки, печень. молоко. жиры. желудок. мясо. углеводы. пищевод. яйца. витамины. кишечник. рыба. аминокислоты. ротовая полость. масло.
Питательные вещества | Органы пищеварения | Пищевые продукты |
Приложение 4
«Найди соответствие»
Даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Запиши рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовало такая же связь.
Предсердие: сердце = желчный пузырь: _____________________
Легкие: дыхание =тонкий кишечник:________________________
Зубы: кариес = десна:__________________________
Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник:________
Зуб: эмаль = желудок:_________________________
Кровь: гематология = зубы:________________________
Печень: желчь = поджелудочная железа: ________________________
Углеводы: глюкоза = белки: _______________________________
Приложение 6
пища | это | продукты | |
растительного | и | животного | |
происхождения | которые | входят | |
в | состав | рациона | |
человека | |||
вода | в | организме | |
выполняет | роль | различных | |
веществ | большинство | химических | |
реакций | связано | с | |
участием |
Приложение
№ станции | № команды | |
1 | 2 | |
Приложение 2
Задание.
Каждый орган выполняет конкретную функцию. Соотнеси органы и выполняемые ими функции.
1.Зубы 2.печень 3.желудок 4.кишечник 5.поджелудочная железа | А.Всасывание пищи Б.Вырабатывает инсулин В.Переваривание Г.Измельчает пищу Д.Вырабатывает желчь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"
Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...
Конспект урока по теме "Операционная система"
Конспект урока для 8 класса...
Конспект урока по теме "Кровеносная система"
Урок выполнен с учетом системно -деятельностного подхода...
Конспект обобщающего урока по теме " Пищеварительная система"
Уурок обобщения и систематизации знаний по теме " Пищеварительная система"...
Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система", 8 класс.
Конспект урока-игры с элементами ОГЭ (задания базового и повышенного уровня)...
Контрольный урок по теме "Пищеварительная система" в 8 классе
Включены четыре варианта контрольной работы по теме "Пищеварительная система", которые могут быть использованы как для тематического контроля в 8 классе (подойдут для любых УМК), так и для п...
Разработка урока по теме:Пищеварительная система.
Разработка содержит конспект урока.Урок выстроен грамотно, учащиеся получают первичные знания об общем плане строения пищеварительной системы и вкратце.Учащиеся выполняют различный тип заданий по груп...