Конспект обобщающего урока по теме " Пищеварительная система"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Уурок обобщения и систематизации знаний по теме " Пищеварительная система"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obobshchenie_po_pishchevareniyu.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме
« Пищеварительная система»
Цели урока:
Тип урока: контрольно-обобщающий, урок- смотр знаний.
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о пищеварительной системе.
Развивающая: совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация межпредметных связей. Развивать умение работать в малой группе, чувство ответственности за команду, перед товарищами.
Воспитывающая: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью; меры профилактики болезни пищеварительной системы, воспитание культуры поведения учащихся, взаимопомощи и взаимоподдержки. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения создания проблемных ситуаций на уроке.
Тип урока: обобщающий
Оборудование: мультимедийный комплекс, проекционный экран, инструктивные карты, тесты.
Ход урока
- Организационный момент.
Психологический настрой обучающихся .
- Мне приятно видеть ваши улыбки, лица и думаю, что этот урок вам принесет радость, общение друг с другом. Сядьте удобно и начнем наш урок.
Человек издавна хотел познать свой мир и человека, как наивысшего существа. Определите одну из целей урока в содержании стиха. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
II. Мотивационный этап
Слайд № 1
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.
Слайд №3 . На протяжении нескольких уроков вы познакомились со строением и выполняемыми функциями пищеварительной системы. На сегодняшнем уроке мы обобщим полученные знания.
Слайд №4 . Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание немецкого поэта Генриха Гейне «Человек есть то, что он ест». Как вы думаете, о чем это высказывание ?
Слайд № 5
Слово учителя
Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска?
По данным Научно-исследовательского института питания РАМН, в России лишний вес имеют около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин старше 30 лет. Именно тучность является причиной множества заболеваний, приводит к сокращению жизни в среднем на 10 лет. Такое заболевание называется ожирением.
Есть и другая сторона медали – чрезмерная худоба. От истощения страдают не меньше, а умирают еще раньше, чем от ожирения. Такое заболевание называется анорексия
Прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний прослеживается в 60-70 процентах случаев. Ведь еда в буквальном
смысле становится частью нас самих – она служит строительным материалом для нашего тела и двигателем внутренних клеточных реакций.
III. Этап актуализации изученного материала
Функции пищеварительной системы
Слайд № 6 Только ангелам с неба не надо хлеба
Работа с классом по цепочке.
- Функция пищеварительной системы? ( строительная , энергетическая)
- В чем отличие питательных продуктов от питательных веществ ? приведите примеры продуктов и веществ.
- Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.)
Строение пищеварительной системы.
Работа по карточкам.
Сядьте прямо. Плечи отведите назад. Дыхание свободное. Ноги в коленном суставе под прямым углом к полу. Между туловищем и партой - ширина ладони. От глаз до текста примерно 30см.
Слайд № 7 Взаимопроверка
Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему.
На листочках находятся изображения пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы.
Затем ученики меняются работами и проверяют работу своего соседа по появившимся на слайде надписям. ( Приложение № 1.)
Слайд № 8 Ротовая полость
Кто хорошо жует, тот долго живет
Фронтальная беседа
Пищеварительная система начинается ротовой полостью. Мы должны обосновать народную мудрость « Кто хорошо жует, тот долго живет».
В ротовой полости находятся зубы, слюнные железы и язык (появляются на слайде).
Слайд № 9
Индивидуальный опрос, работа со слайдами, демонстрация опыта, практическая работа
Зубы
В здоровом зубе - здоровый дух
Опыт. Откуси яблоко
- Какая существует классификация зубов по выполняемой функции?
(Резцы, клыки и коренные).
- Какую функцию выполняет каждый из них?
- Почему на яблоке остались только следы клыков и резцов?
(Потому что клыками и резцами человек откусывает пищу)
- А какую функцию выполняют коренные зубы?
(Разжевывание, измельчение и перетирание пищи)
- Какое внешнее строение имеет зуб?
( Коронка, шейка, корень).
- Каково внутреннее строение зуба?
( Эмаль, дентин, пульпа, цемент).
- Что такое пульпит?
(Повреждение зуба, дошедшее до нервных окончаний)
Здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека.
- Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?
Практическая работа
Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой
слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.
(После каждой еды рот полоскать, а зубы ежедневно чистить утром и вечером; чтобы удалить все частицы пищи, застрявшие в зубах, щетку следует вести от десны к краю зуба).
- Почему нельзя после мороженого сразу пить горячий чай или наоборот?
(Потому что могут образовываться микротрещинки).
Слайд № 10 Слюна
Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть! И. П. Павлов
Фронтальная беседа
- Каково значение слюны?
(Уничтожение микробов и кислот гниения, придание скользкости пищи, начальное переваривание углеводов).
- Почему если пожевать булку, не глотая, то ощущается сладковатый привкус?
(Потому что булка сделана из муки, содержащей крахмал, а это углевод. Под действием птиалина крахмал расщепляется до сахара).
Выделяется ли слюна на вид разрезанного лимона у новорожденного малыша?
(Нет, потому что это условный рефлекс).
Слайд № 11 Язык
Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко
- Что находится на поверхности языка?
(Вкусовые сосочки – орган вкуса).
- Что делает с пищевым комом язык?
(Переворачивает его и проталкивает дальше по пищеводу).
Сделайте вывод, так почему же кто долго жует, тот долго живет?
Слайд № 12. Когда я ем, я глух и нем
Как вы думаете, к какому отделу пищеварительной системы относится данная поговорка ?
Демонстрация видео, рассказ о процессе глотания.
Следующий отдел пищеварительной системы
Слайд № 13.
Пищевод
Рад дурак, что пирог велик; рад и пирог, что у дурака рот велик
Что помогает нам проглотить даже несоизмеримо большой пищевой ком? При ответе используйте рисунок.
( Трахея состоит из хрящевых полуколец, но задняя стенка трахеи эластичная, что способствует беззатруднительному прохождению пищевого кома. Стенки пищевода способны растягиваться, что помогает прохождению даже несоизмеримо большого пищевого кома).
Слайд № 14 Брюхо не мешок, в запас не поешь.
Беседа, демонстрация опыта.
Желудок
Аппетит приходит во время еды
Объясните, почему аппетит приходит во время еды?
Что происходит в Вашем желудке при виде вкусной пищи ?
Слайд № 15 .
Расскажите о желудке .
- какой объем желудка? ( 2-3 литра)
- каково строение желудка ?
- для чего нужна соляная кислота ?
-что происходит с желудком ?
- сколько часов находится пища в желудке ?
Какой вред желудку может принести алкоголь ?
Опыт. Нарушение свойств белков алкоголем ( Приложение №2)
Учащиеся обсуждают работу и делают выводы: алкоголь нарушает работу желудка, так как расщепление белка затруднено.
Слайд № 16. Релаксация
После выполнения задания проводится физкультминутка для глаз.
Разговоры о пищи « посетили» продолговатый мозг, где находится центр слюно- и сокоотделения. Мы среагировали буквально как собаки И.П. Павлова. Чтобы пощадить наши желудки и немного отдохнуть закройте глаза, расслабьтесь.
Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом в даль и откройте глаза.
Слайд № 17
Работа в группах
Распределить учащихся на группы: выполнить задание собери схему работы кишечника: строение и функции .
Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50 % - от здорового образа жизни, на 20 % - от наследственности, на 20 % от экологической обстановки и на 10 % от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50 % собственного здоровья !!!
Слайд № 18, 19 Нарушения пищеварительной системы .
Выберите правильное утверждение.
№ | Утверждения | « + » или « - » |
1. | Нарушение эмали приводит к кариесу. Инфекция вызывает воспаление – пульпит. | |
2. | Недоброкачественные продукты не вызывают пищевое отравление | |
3. | Заражения яйцами бычьего и свиного цепня происходит при употреблении не мытых фруктов и овощей и не проваренных мясных и рыбных продуктов | |
4. | Стрессы не влияют на процесс пищеварения. | |
5. | Возбудители кишечных инфекций вызывают тяжелые заболевания:дизентерия, холерный вибрион, сальмонеллы, брюшной тиф, гепатит. | |
6. | Под влиянием алкоголя происходит перерождение печеночных клеток – цирроз. Развивается гастрит, язвенная болезнь . | |
7. | Мухи не являются переносчиками гнилостных и болезнетворных бактерий или личинок паразитических червей |
Слайд № 20 Самопроверка
- 6 верных ответов – оценка «5»
- 4-5 верных ответов – оценка «4»
- 3 верных ответа – оценка «3»
Слайд № 20.
В суточный рацион человека должны входить более 600 различных веществ.
- Как же надо правильно питаться? Какие золотые правила питания вам известны?
Слайд № 21 Правила питания
Правила питания появляются на слайде с использованием пословиц и поговорок из словаря В. Даля
Мы повторили особенности строения и функционирования пищеварительной системы.
Слайд № 22. Назовите свои любимые продукты и блюда. Сравните с рекомендуемыми продуктами (Слайд № 23)
- Рефлексия
А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:
На уроке я:
Самым интересным для меня сегодня было _____________________
V. Домашнее задание.
Домашнее задание: Вычеркните в каждом столбике и в каждой строчке этого квадрата слово, которое несет с собой - заболевание пищеварительной системы.
О Г А С Т Р И Т П А
Ж Я З О Т Н О Д О Р
И А В З А Н О Р Е К
Р Н К Р Е О Т И Т С
Е А Т Ц И Р Р О З И
Н П Е Р О Г И З О Я
И С Б Т Ф Т П Я Н А
Е Е А С И И Е И И В
К И И И Я Л Р Н М И
А Р Д Д К О Т О А Т
Ожирение – из-за чрезмерного употребления высококалорийной пищи.
Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.
Язва – поражение мышечной стенки желудка.
Пародонтоз – воспаление дёсен.
Анорексия – отказ от приёма пищи.
Кариес – разрушение зубной эмали.
Панкреатит – воспаление поджелудочной железы.
Диабет – нарушение углеводного обмена.
Цирроз – омертвление ткани печени.
Гипертония – повышенное артериальное давление.
Авитаминоз – нехватка в организме витаминов.
Дистрофия – дефицит мышечной массы.
Колит – воспаление кишечника.
VI . Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок. Поставьте себе оценку, как ваша душа потрудилась на уроке, а потом я ознакомлюсь с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"
Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...
По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система» 8 класс.
По следам «Счастливого случая»Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».Разработка учителя биологии Дворядкиной В.Н. Цели урока: 1. Проверить уровень усвоения основных з...
конспект урока по биологии в 8 классе по теме пищеварительная система.
конспект урока 8 класс по теме : Пищеварительная система к учебнику Сухоруковой Л.Н. с применением ИКТ с презентацией...
Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система", 8 класс.
Конспект урока-игры с элементами ОГЭ (задания базового и повышенного уровня)...
Контрольный урок по теме "Пищеварительная система" в 8 классе
Включены четыре варианта контрольной работы по теме "Пищеварительная система", которые могут быть использованы как для тематического контроля в 8 классе (подойдут для любых УМК), так и для п...
Конспект урока по теме Пищеварительная система
Конспект урока по теме Пищеварительная система...
Разработка урока по теме:Пищеварительная система.
Разработка содержит конспект урока.Урок выстроен грамотно, учащиеся получают первичные знания об общем плане строения пищеварительной системы и вкратце.Учащиеся выполняют различный тип заданий по груп...