Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система", 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Рязанцева Мария Владимировна

Конспект урока-игры с элементами ОГЭ (задания базового и повышенного уровня)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevarenie_konspekt_obobshchayushchego_uroka.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Пищеварение» 8 класс

 с элементами ОГЭ (задания базового и повышенного уровня).

Рязанцева Мария Владимировна,

Учитель биологии

ГБОУ средняя школа №298

Фрунзенского района.

Обобщающий урок по теме: «Пищеварительная система».

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о пищеварительной системе, о строении и функциях органах пищеварения.

Задачи: развивать умения обсуждать проблему, привлекать личный опыт, реализовывать межпредметные связи, анализировать информацию, делать логические выводы, работать с раздаточным материалом, выполнять задания разного уровня сложности;

повысить познавательную активность учащихся на уроке;

развивать чувство ответственности за своих товарищей, умения работать в группах;

развивать реакцию учащихся, умения давать быстрые ответы;

воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью, заострить внимание на профилактике кишечных заболеваний;

повысить интерес к предмету, развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность.

Тип урока: урок-игра.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Форма организации деятельности учащихся: групповая

Межпредметные связи: химия, русский язык.

Учащиеся должны знать: строение органов пищеварения.

Учащиеся должны уметь: соблюдать правила гигиены питания.

Организация деятельности учащихся: работать с текстом, рисунками, обсуждать проблему, привлекать имеющиеся знания и личный опыт при обобщении темы.

Оборудование: таблицы, рисунки, раздаточный материал, модели органов, проектор, презентация.

Девиз урока: «Если мы хотим успешно общаться с людьми, мы, прежде всего, должны научиться понимать и слушать друг друга».

Ход работы:

1.Организационный момент.

Класс делиться на 4 группы: формирование  групп случайным образом – раздача жетонов с № стола или группы сформированы заранее самими обучающимися.

 Приветствие. Озвучивание цели урока и девиза.

Время - до 2 минут.

2. Актуализация знаний.

«Разминка»: каждая команда получает тестовую работу на 10 вопросов (выбор одного правильного ответа из четырёх). На выполнение этого задания - 3 минуты. Если команда справилась быстрее - получает дополнительный балл. За каждый правильный ответ 1 балл, максимально 10 баллов.

ТЕСТ.

  1. Какой орган относят к пищеварительному каналу?

 

1) печень

2) желудок

3) слюнные железы

4) поджелудочную железу

  1. Активной частью секрета пищеварительной железы является

 

1) фермент

2) вода

3) пигмент

4) витамин

  1. За счёт чего происходит увеличение площади кишечника?

 

1) борозд

2) ворсинок

3) каналов

4) извилин

  1. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий, — это

 

1) эмаль

2) пульпа

3) цемент

4) дентин

  1. Переваривание белков в организме человека начинается под действием

 

1) веществ, имеющихся в самой пище

2) выделений бактерий толстой кишки

3) ферментов желудка

4) ферментов кишечного сока

  1. Внутренний слой пищеварительного канала образован тканью

  1. соединительной
  2. эпителиальной
  3. гладкой мышечной
  4. поперечнополосатой мышечной

  1. Протоки печени открываются в

  1. пищевод
  2. желудок
  3. двенадцатиперстную кишку
  4. толстую кишку

  1. Ротовая полость, как и желудок, является отделом пищеварительной системы

  1. который характеризуется наличием зубов
  2. где перевариваются углеводы
  3. в котором расщепляются органические вещества пищи
  4. где располагаются рецепторы вкуса

  1. При избыточном поступлении глюкозы в печень её излишки превращаются в

  1. белки
  2. воду
  3. гликоген
  4. витамины

  1. Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит в

 

1) прямой кишке

2) желудке

3) тонкой кишке

4) толстой кишке

Ответы:

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

2

1

2

1

3

2

3

3

3

4

Проверка правильных ответов, подсчёт заработанных баллов.

3. «Вспомнить всё!»

В этой части игры мы повторим строение и функции органов пищеварения.

«Анатомия»

«Схема пищеварительной системы»

Задание: расположить карточки (3 вида разных цветов) со словами в правильной последовательности за 1 минуту.

ротовая полость + зубы + язык (+ слюнные железы)

глотка

пищевод

желудок

тонкая кишка: двенадцатиперстная кишка (+ поджелудочная железа + печень)

+ тощая кишка + подвздошная кишка

толстая кишка: слепая кишка с червеобразным отростком +ободочная + прямая кишка

анальное отверстие

   Количество баллов: 2 – если без ошибок + 3 – по 1 баллу за каждую правильно расположенную железу + 2  - за подотделы тонкого и толстого кишечника. Максимум – 7 баллов.

«+ физиология»

«Строение и работа органов пищеварения»

Группа готовит рассказ об одном из отделов пищеварительной системы, используя наглядный материал (таблицы, рисунки, модели и т.п.)  

Отделы: Ротовая полость, Желудок, Тонкий кишечник, Толстый кишечник. Время – 2 минуты.

Выступление команды – до 3 минут. Максимально до 3 баллов.

«Проверочная работа»

Вы послушали выступления своих товарищей, вспомнили всё о пищеварительной системе, теперь проверим свои знания.

1) Каждая команда получает карточку с заданием. Время – 1 минута.

Установите соответствие между отделами пищеварительной системы и процессами пищеварения в них:  

Отделы

Процессы пищеварения

А) ротовая полость

Б) желудок

В) тонкий кишечник

1) передвижение пищи

2) пережёвывание пищи

3) всасывание питательных веществ

4) расщепление жиров

5)перемешивание пищи

6) расщепление сложных углеводов

7) перетирание пищи

8) расщепление белков

9)эмульгирование жиров под действием желчи

10) расщепление органических веществ под действием сока поджелудочной железы

Ответы:

А) 1, 2, 3, 5, 6

Б) 1, 3, 5, 7, 8

В) 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

  Задание выполнено без ошибок -2 балла, 1-3 ошибки – 1 балл.

2) Узнай орган по рисунку.

На экране показывают рисунки  печени, поджелудочной железы, желудка, резца, клыка, малого коренного зуба, языка, пищевода, слюнных желёз, аппендикса, тонкого кишечника, прямой кишки, слепой кишки, двенадцатиперстной кишки, глотки, желчного пузыря.

Команды по очереди дают ответы. Если ответ не верный, право ответить получают другие команды. По 1 баллу за верный ответ.

Время – 2 минуты.

3) Восстанови текст.

Время выполнения 2 минуты.

 Текст № 1

Необходимо вставить пропущенные слова

«Для активного действия ……………. желудочного сока необходимо температура пищи ……..С и …………. среда, создаваемая …………….. кислотой. Эта кислота убивает  ………….., поступающие с пищей, размягчает волокнистую ……….»

 Текст № 2

Необходимо вставить пропущенные слова

«Поступившая в ……… пища механически раздражает …………, находящиеся в ………………. оболочке желудка, возбуждение передается в ……………. Нервную систему и оттуда по …………… нервам достигает …………….желудка и они секретируют ………………… сок»

Ответы:

Текст 1:  «Для активного действия ферментов желудочного сока необходимо температура пищи 37С и кислая среда, создаваемая соляной кислотой. Эта кислота убивает микробы, поступающие с пищей, размягчает волокнистую пищу».

Текст 2:  «Поступившая в желудок пища механически раздражает рецепторы, находящиеся в слизистой оболочке желудка, возбуждение передается в центральную нервную систему и оттуда по блуждающим нервам достигает желез желудка, и они секретируют желудочный сок». 

 

По 0,5 балла за верный ответ, всего 6,5 баллов.

4. «Гигиена питания»

1)  Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.

Вопросы:

  1. Что является причиной пищевых отравлений? Недоброкачественная пища, хранение продуктов без холодильника.
  2. Что значит правильно питаться? Не переедать, соблюдать нормы питания.
  3. Что нужно делать, чтобы зубы были чистые и здоровые? Тщательно чистить зубы после каждого приема пищи.
  4. Какие инфекционные болезни органов пищеварения вы знаете? Дизентерия, брюшной тиф, холера, ботулизм.
  5. Каково влияние алкоголя и курения на органы пищеварения?

     Отрицательное.

6.Какая еда полезна для организма? Хорошо проваренная, прожаренная, богатая белками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами, сырые овощи и фрукты.

7.Какие существуют правила приема пищи? В одно и то же время , 3-4 раза в день.

8. Почему жители северных стран употребляют много жирной пищи?

Холодно - нужно много энергии, жиры самые богатые энергией вещества.

 (по 1 баллу за ответ)

2) Дайте физиологическое  обоснование пословицам и поговоркам:

А) Когда я ем, я глух и нем.

Б) Аппетит приходит во время еды.

В) Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Г) Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу.

(максимально по 2 балла за ответ)

 5.  Подведение итогов.

Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Понравился вам урок?

Подсчитывается, сколько набрали баллов команды.

Выставление оценок за урок (с учётом самооценивания команды: выделяют самых активных и пассивных обучающихся).

  1. Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Пищеварение» (работа с терминами)

При подготовке к уроку использовала:

  • материалы с образовательного портала Д.Гущина bio-oge.sdamgia.ru
  • Г.Н.Панина, «Биология. Диагностические работы. 6-9 классы» - Санкт-Петербург: Паритет, 2006.
  • Г.В.Чередникова, «Биология. Человек. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева» - Волгоград: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Системы счисления"

Разработка обобщающего урока. Урок построен на деятельностной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления – достигается  за с...

Обобщающий урок по теме:"Системы линейных уравнений"

Данный материал хорошо использовать для подготовки учащихся к контрольной работе...

Обобщающий урок по теме: "Системы линейных уравнений".

Урок систематезации и проверки знаний по теме: "Системы линейых уравнений"....

Обобщающий урок по теме "Системы уравнений".

Обобщающий урок по теме "Системы уравнений". 8 класс. Учебник Г. В. Дорофеев и др.Цель урока – обобщение  и систематизация  знаний учащихся по теме «Системы уравнений&r...

Обобщающий урок по теме: "Системы неравенств с одной переменой" (8 класс)

Данная разработка урока позволяет обобщить и систематизировать материал по алгебре в 8 классе, учебник "Алгебра. 8 класс" Колягин Ю.М....

Конспект обобщающего урока "Опорно-двигательная система" (урок-игра)

Уроки, связанные с обобщением, контролем и оценкой усвоенных знаний, очень часто вызывают у большинства учащихся повышенную настороженность, тревожность.Игра - развивающий вид деятельности детей разны...

Конспект обобщающего урока по теме: «Системы уравнений»

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.Сообщение правил игры.Входной контроль, в процессе которого происходит актуализация опорных знаний.Игровые действия, в процессе которых раскрывается...