Методическая разработка урока по биологии 6 класс "Фотосинтез"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Методическая разработка подробно отражает тему урока, к ней прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_fotosintez_6_klass_2.docx | 23.55 КБ |
fotosintez.pptx | 891.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Фотосинтез».
Подготовила учитель Волкова Н. О.
Курс «Биология» 6 класс
Цель урока: Создать условия для формирования знаний о важнейшем свойстве зеленых растений – способности к фотосинтезу.
Формирование УУД:
Личностные:
- Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
- Формирование понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований.
- Формирование представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил.
- Формирование понимания значимости фотосинтеза для сохранения жизни на земле.
Регулятивные:
Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.
Познавательные:
- Работать с различными источниками информации при подготовке сообщений.
- Осуществлять закладку и проведение опытов и наблюдения.
Коммуникативные:
- Воспринимать информацию на слух.
- Высказывать свою точку зрения.
- Выступать перед аудиторией.
Предметные:
- Научиться давать определение понятию Фотосинтез.
- Понимать где и при каком условии протекает процесс.
- Различать два способа питания растений.
- Раскрывать историю открытия процесса.
- Объяснять значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
- Компьютер с мультимедийной презентацией.
- Учебник.
- Листья растений, выдержанные в темноте; спирт, стакан с водой, йод.
Методические приёмы:
- Самостоятельная работа с учебником.
- Опережающее задание.
- Подготовка опыта в домашних условиях и его дальнейшая демонстрация на уроке (принцип наглядности).
- Дифференцированный подход.
Ход урока:
- Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
- Изучение нового материала (35 мин.), в т.ч. демонстрация опыта(5-7мин.)
- Закрепление пройденного материала (5 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из важнейших процессов, происходящим на нашей планете, благодаря которому существует всё живое на Земле. Этот процесс протекает в зелёных частях растения, в основном, конечно, в листьях. Для начала вспомните, какие вещества входят в состав растения? Ученик: в состав растения входят неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы) вещества. Учитель: Откуда растение получает неорганические вещества? Ученик: из почвы. Учитель: а органические вещества, в частности, такой углевод, как крахмал, растение создаёт само для себя в процессе особого типа питания – фотосинтеза. Запишите, пожалуйста, тему урока «Фотосинтез». (слайд 1) Затем учитель даёт учащимся задание по учебнику на стр. 149: от каких греч. слов произошло название процесса? При проверке задания учитель включает слайд2 Учащиеся делают необходимые записи в тетрадях. Учитель: таким образом, уже по названию становится ясно, что фотосинтез протекает на свету и что в результате его происходит создание сложного вещества из простых веществ. Перед тем, как подробно познакомиться с процессом, поговорим об истории его открытия. Далее следует сообщение учащегося приблизительно следующего содержания: Ученик: фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие учёные. В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой (слайд 3). Голландский учёный Ян Ингенхауз в 1779 году показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света. Правильное представление о фотосинтезе как о процессе усвоения углекислого газа дали швейцарцы Ж. Сенебье(1782г.) и Н.Т. Соссюр(1804г.) Во второй половине 19 века особенно большой вклад в изучение фотосинтеза внёс русский учёный К.А. Тимирязев. Интересно одно из его высказываний о процессе (ученик зачитывает содержание слайда 4). Учитель: теперь давайте на опыте продемонстрируем, что в листьях растения на свету действительно образуется крахмал. Один из учеников дома заранее поместил растение герани на трое суток в тёмный шкаф для оттока питательных веществ из листьев, вырезал из тёмной бумаги слово «свет», вынул растение из шкафа и прикрепил к одному из листьев эту бумагу. Затем поставил растение на солнечный свет на 8 часов, срезал лист и принёс на урок. Далее учителем демонстрируется опыт: снимаем бумагу, опускаем лист в кипящую воду, затем в горячий спирт. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим на тарелке и обольём раствором йода. На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Остальная часть листа, на которую падал свет, тоже окрасится в синий цвет. Известно, крахмал синеет в присутствии йода. Учитель: Какой вывод можно сделать из проделанного опыта? Ученик: В листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется. Затем учащимся предлагается самостоятельно с помощью учебника ознакомиться ещё с двумя опытами: 1. Показывающий необходимость углекислого газа для образования крахмала, 2. Доказывающий выделение зелёным растением кислорода на свету. После этого демонстрируются слайды 5 и 6, с помощью которых учащиеся кратко рассказывают содержание опытов и делают выводы. Учитель: после того, как вы наглядно увидели, что же происходит в листьях растения на свету, давайте попробуем вместе сформулировать определение фотосинтеза. Для этого я предлагаю вам ознакомиться со схемой на слайде 7, перенести её в тетрадь, а затем ответить на несколько вопросов. -Из чего? -Где? -При каком условии? -Какое вещество образуется? -Какой газ выделяется? Учащиеся записывают в тетрадь эти вопросы со слайда 8. После того, как они ответят на них устно, учитель включает слайд 9 и учащиеся записывают определение фотосинтеза. Учитель: поскольку фотосинтез – это химический процесс, то мы можем представить его в виде уравнения. Запишите его со слайда 10. Одновременно учитель рассказывает о превращении крахмала в сахар на примере растения картофеля. После этого необходимо ещё раз остановиться на двух способах питания растения: почвенном (минеральном) и воздушном (фотосинтезе) и попросить учащихся объяснить эти названия, после чего записать содержание слайда 11 Подходя к вопросу о значении фотосинтеза в природе и жизни человека, один из учащихся читает стихотворение: Фотосинтез идёт На свету круглый год И он людям даёт Пищу и Кислород. Очень важный процесс- Фотосинтез, друзья, Без него на Земле Обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, Уголь, сено, дрова- Фотосинтез всему Этому голова. Воздух чист будет, свеж, Как легко им дышать! И озоновый слой Будет нас защищать. При обсуждении этого стихотворения, необходимо сделать вывод, что человек получает в результате фотосинтеза не только кислород для дыхания, но и растительную пищу. Ежегодно растения выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%. Загрязнённость воздуха пылью и газами замедляет процесс фотосинтеза. Поэтому при озеленении городов широко используются растения, устойчивые к загрязнению: тополь, жёлтая акация, черёмуха, спирея. Закрепление изученного: Учащимся предлагается тест на 2 варианта разного уровня сложности. I вариант(для «слабых» учащихся):
IIвариант(для «сильных» учащихся):
Домашнее задание(слайд12): §34. Вопросы в тетради: 1.Значение фотосинтеза для самих растений. 2. Откуда появляется кислород зимой, когда растения лишены листьев? (для сильных учеников).3. Может ли фотосинтез происходить в корне растения? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Процесс был назван фотосинтезом от двух греческих слов : « фотос » - свет «синтез» - соединение
Опыты Джозефа Пристли
" Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений". К.А. Тимирязев
Необходимость углекислого газа для образования крахмала
Выделение зелёным растением кислорода на свету
Из чего? Где? При каком условии? Какое вещество образуется? Какой газ выделяется?
Фотосинтез – это процесс, в ходе которого из углекислого газа и воды в хлоропластах листа на свету образуется крахмал, и при этом выделяется кислород.
Уравнение фотосинтеза Углекислый газ + вода Крахмал сахар + кислород Свет и хлорофилл
Типы питания растений Почвенный (минеральный) Воздушный (фотосинтез)
Домашнее задание § 34. Вопросы в тетради: Значение фотосинтеза для самих растений. Может ли фотосинтез происходить в корне растения? Откуда появляется кислород зимой, когда растения лишены листьев? (для сильных учеников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Методическая разработка урока по биологии "Белки"
Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу, структура, физические и химические свойства белков; закрепление....
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...