План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".
план-конспект урока по биологии (8 класс)
План-конспект урока биологии.
Класс- 8
Тема урока: Строение и функции головного мозга.
Цель урока:
- изучить строение и функции головного мозга.
- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
- изучить строение отделов головного мозга и их функции,
- регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,
- выявить специфичность строения этих отделов.
Развивающие задачи урока:
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений,
- совершенствование знаний, умений, навыков.
Воспитательные задачи урока:
- формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга
Тип урока: комбинированный урок
Метапредметные:
Познавательные: научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; применять приемы работы с информацией.
Регулятивные: научится составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать информацию учителя.
Коммуникативные: научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; доброжелательное отношение к мнению другого человека; ценности здорового и безопасного образа жизни.
Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель головного мозга (разборная) компьютер, проектор, Презентация “Головной мозг”, учебник
Этап урока | Содержание урока | Методы обучения | Средства обучения |
Организационный момент. 2 мин. | Здравствуйте ребята! План урока:
| Словесные: беседа | Вербальные: речь учителя |
Контроль знаний. 6 мин | Уплотненный опрос. Часть учащихся (сидящие за партами 1 и 2 рядов) работают устно, отвечая на вопросы по теме:” Рефлекторная регуляция”(Что входит в состав центральной нервной системы, а что-в состав периферической? Что такое рефлекс? Что такое рефлекторнаядуга?). Другая часть учеников (3 ряд) работают письменно, отвечая на вопросы тестирования. | Практическое:тестирование
Словесные:рассказ, беседа | Вербальные: речь учителя
|
Изучение нового материала 27 мин. | Учитель предлагает послушать учащимся стихотворение. На основании текста стихотворения учащиеся формулируют тему и цели урока. Сегодня на уроке мы поиграем в игру путешественники. Уважаемые путешественники! В нашем туристическом агентстве есть горячие путевки по направлениям: Строение клетки Где бы Вы хотели побывать, где вы еще небыли? Вам сегодня очень повезло вы получаете путевки и в подарок от тур агентства дневники путешественников, которые вам помогут запомнить это путешествие надолго. 1. Из чего состоит нервная система? (центральная, периферическая) Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока (слайд 1) У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Учащиеся высказывают свои предложения. Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы. Головной мозг (слайд 4) Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками (слайд 5) Строение головного мозга: Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования (слайд 6) Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов Головной мозг состоит из 3 отделов (слайд 7) Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. По ходу урока ученики заполняют таблицу (слайд 8): Ствол включает в себя несколько отделов, они отличаются друг от друга строением и функциями. Это продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота (слайд 9) Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями (слайд 10-11)Средний мозг - в нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания. (слайд 12)Промежуточный мозг расположен над средним мозгом и под большими полушариями переднего мозга. Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы (слайд 13) Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушарий с извилинами и корой (слайд 14) В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве. Его главная функция – координация движений Многие из вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека. Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении. - Почему это происходит? Учащиеся отвечают (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии). – Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? Учащиеся отвечают (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП) | Наглядные: показ слайда презентации
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: показ слайда презентации
Практическая:заполнение таблицы
Наглядные: показ слайда презентации
Словесные: рассказ, беседа.
| Изобразительные: слайды презентации
Вербальные: речь учителя
Изобразительные: слайды презентации “Строение головного мозга”.
Вербальные: речь учителя
Изобразительные: слайды презентации
Вербальные: речь учителя
|
Закрепление изученного материала 4 мин.
Домашнее задание 3 мин. | Биологический диктант. Организауия взаимопроверки. Домашнее задание:
|
Практическое:тестирование.
Словесные:объяснение. | Вербальные: речь учителя |
Рефлективно-оценочный 2 мин. | Учитель просит учащихся продолжить фразу «сегодня на уроке я:
- благодарит учащихся за работу - объявляет об окончании урока
| Словесные: беседа | Вербальные:речь учителя |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5.docx | 6.47 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга"
Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга", 8 класс....
Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"
Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....
Урок по теме "Строение и функции головного мозга"
Урок для 8 класса по программе Сонина....
Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....
Разработка урока(8 класс) по теме "Строение и функции головного мозга
Цели и задачи урока:образовательная– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и ...
Тест по теме "Строение и функции головного мозга" с ответами
Тест предназначается для учащихся 8 класса, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина."Биология.Человек". Он содержит 4 варианта разного уровня сложности. В конце теста размещены ответы....
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»
Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...