Разработка урока(8 класс) по теме "Строение и функции головного мозга
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Цели и задачи урока:
образовательная
– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.
воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.
Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 108.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Строение и функции головного мозга ( 8 класс).
Цели и задачи урока:
образовательная
– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.
воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.
Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга.
Ход урока
На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.
Урок начинается с актуализации знаний о головном мозге.
- Что вам известно о головном мозге?
- Что хотели бы узнать?
Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока, которую учитель записывает на доске.
Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.
Местоположение, размеры головного мозга: ( головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?
Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.
Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:
- расположение белого и серого вещества;
- наличие извилин;
- кора больших полушарий.
Изучаем отделы головного мозга, и заполняем схему:
Выполним задание: на немом рисунке подпишите названия всех отделов.
Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.
Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер.
Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.
Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил.
В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.
В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.
Обобщение знаний проводится в виде фронтальной беседы с заполнением таблицы ( таблица проецируется на экран)
Безусловные рефлексы головного мозга.
Название отдела мозга | Функция | ||
Продолговатый мозг | Дыхание, сердечно-сосудистые рефлексы, слюноотделение, желудочного и поджелудочного сокоотделения, глотание и т.д. | ||
Мозжечок | Движения согласуются друг с другом. | ||
Средний мозг | Поддерживает тонус скелетных мышц. | ||
Промежуточный | Регулирует и согласовывает физиологические процессы(ходьба,бег и т.д.), обмен веществ, постоянство внутренней среды. | ||
Большие полушария | Лобная | Центр речи. | |
Теменная | Кожно-мышечная зона | Контроль движений. | |
Височная | Слуховая зона | Различение звуковых раздражений. | |
Вкусовая и обонятельная зоны | Различение вкусов и запохов. | ||
Затылочная | Зрительная зона | Различение зрительных раздражений. |
Проверка степени усвоения знаний проводится с помощью теста.
Тест
1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:
А) меньше 950 г;
Б) 950-1100 г;
В) 1100 – 2000 г
2. Головной мозг человека состоит из:
А) ствола и полушарий большого мозга;
Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
3. Продолговатый мозг является продолжением:
А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.
4. В головном мозге полушария и кору имеют:
А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.
5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:
А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) мост
6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:
А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) промежуточный мозг
7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:
А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.
Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга"
Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга", 8 класс....
Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"
Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....
Урок по теме "Строение и функции головного мозга"
Урок для 8 класса по программе Сонина....
Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....
Тест по теме "Строение и функции головного мозга" с ответами
Тест предназначается для учащихся 8 класса, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина."Биология.Человек". Он содержит 4 варианта разного уровня сложности. В конце теста размещены ответы....
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»
Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...
План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".
План-конспект урока биологии. Класс- 8Тема урока: Строение и функции головного мозга.Цель урока: - изучить строение и функции головного мозга. - раскрыть роль продолговатого, среднего, ...