Тест по теме "Строение и функции головного мозга" с ответами
тест по биологии (8 класс) на тему

Тест предназначается для учащихся 8 класса, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина."Биология.Человек". Он содержит  4 варианта разного уровня сложности. В конце теста размещены ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_stroenie_golovnogo_mozga.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОЛУШАРИЯ  МОЗГА 

Вариант 1 Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Масса головного мозга человека колеблется в пределах:

A. От 500 до 1000 г

Б. От 1100 до 2000 г

B. От 2000 до 2500 г

2. Наиболее древней в эволюционном отношении частью мозга является:

А. Ствол

Б. Мозжечок

В. Большой мозг

3. Центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами расположены:

A. В среднем мозге

Б. В промежуточном мозге

B. В продолговатом мозге

4. Часть мозга, связывающая кору со спинным мозгом:

А. Мост

Б. Мозжечок

В. Промежуточный мозг

5. Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые импульсы осуществляются:

A. Промежуточным мозгом

Б. Средним мозгом

B. Мозжечком

6. Центры жажды, голода, а также поддержания постоянства внутренней среды организма находятся в:

A. Промежуточном мозге

Б. В среднем мозге

B. В мозжечке

7. Осуществление координации движений и поддержание тонуса скелетных мышц – это функция:

А. Продолговатого мозга

Б. Моста

В. Мозжечка

8. Полушария большого мозга впервые появились у:

А. Рыб

Б. Земноводных

В. Пресмыкающихся

9. Полушария большого мозга соединены между собой с помощью:

А. Мозолистого тела

Б. Червя

В. Ствола мозга

10. Значение борозд и извилин на поверхности коры состоит в:

A. Увеличении активности нейронов коры

Б. Увеличении объема мозга

B. Увеличении площади поверхности коры

11. Зрительная зона коры расположена:

A. В лобной доле

Б. В височной доле

B. В затылочной доле

12. Слуховая зона коры расположена:

A. В лобной доле

Б. В височной доле

B. В затылочной доле

13. Информация от рецепторов кожи, мышц и органов чувств поступает для анализа:

A. В чувствительные центры коры

Б. В двигательные центры коры

B. В мозжечок

14. За образное мышление, восприятие музыки и творческие способности отвечает:

A. Левое полушарие

Б. Правое полушарие

B. Ствол мозга

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Головной мозг расположен в полости... и имеет массу от... до..., потребляя...% энергии, вырабатываемой в организме человека.

2. Головной мозг состоит из ствола,... и полушарий большого мозга.

3. Ствол головного мозга включает в себя следующие отделы: продолговатый мозг,..., средний мозг и... мозг.

4. Продолговатый мозг сходен по строению со... мозгом и является центром защитных рефлексов, таких как..., чихание, а также центром регуляции дыхания, работы... системы и... системы.

5... – отдел головного мозга, который проводит импульсы вверх, в... большого мозга, и вниз, в... мозг.

6... мозг участвует в рефлекторной регуляции движений, возникающих под влиянием... и... раздражителей.

7... мозг проводит импульсы в кору полушарий большого мозга от рецепторов... и..., в нем расположены центры... и жажды, осуществляется регуляция функций... желез.

8... состоит из двух полушарий, кора его покрыта... и извилинами, он отвечает за... движений.


9. Особое образование ствола мозга – ... формация получает информацию от органов... и... органов и регулирует активность всех отделов головного мозга, участвует в проявлении внимания, эмоций, регуляции состояния сна и...


10. Самый крупный отдел ЦНС – полушария большого мозга, соединенные между собой... телом и состоящие из серого и... вещества.


11... вещество составляет поверхностный слой – ... полушарий большого мозга, поверхность которой образует борозды и...


12. Крупные... делят полушария на доли: лобную,..., затылочную и...


13. Под корой находится белое вещество, образующее... пути мозга, и крупные скопления серого вещества – ... ядра, а также полости – боковые...

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.


1. Каковы морфологические особенности головного мозга?


2. На какие отделы можно разделить головной мозг, какие из них эволюционно более молодые, а какие – древние?


3. Назовите основные функции отделов стволовой части мозга.


4. Что такое ретикулярная формация? Каковы ее функции?


5. Что вы знаете о мозжечке и почему его называют малым мозгом?


6. Опишите строение полушарий большого мозга.


7. Охарактеризуйте основные функциональные зоны коры полушарий большого мозга.

8. В чем состоит различие между правым и левым полушариями головного мозга?


9. Зависят ли умственные способности человека от размера и массы его мозга?

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.


1. Во время операции на головном мозге у лабораторного животного было выяснено, что при прикосновении к некоторым участкам коры наблюдаются непроизвольные движения. Объясните это наблюдение.


2. Почему повреждение основания черепа при ДТП является наиболее частой причиной смертельных случаев?


3. Остановка кровоснабжения мозга на 20 секунд вызывает потерю сознания; реанимация возможна, если клиническая смерть продолжается не более 5–6 минут. С какими особенностями нервных центров это связано?


4. Почему в состоянии алкогольного опьянения у человека нарушается походка?


5. При инсульте люди теряют способность говорить, хотя понимают все, что им говорят. Как вы думаете, почему?


6. Иногда в случае черепных травм резко ухудшается зрение, хотя сами глаза не повреждены. Как вы это можете это объяснить?


7. Предложите объяснение физиологической основы наркотической зависимости.

Ответы. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОЛУШАРИЯ  МОЗГА 

 Вариант 1

 1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б; 9 – А; 10 – В; 11 – В; 12 – Б; 13 – А; 14 – Б.

Вариант 2

1. Черепа, 1100 г, 2000 г, 25. 2. Мозжечка. 3. Мост, промежуточный. 4. Спинным, кашель, пищеварительной, сердечнососудистой. 5. Мост, кору, спинной. 6. Средний, зрительных, слуховых. 7. Промежуточный, кожи, органов чувств, голода, эндокринных. 8. Мозжечок, бороздами, координацию. 9. Ретикулярная, чувств, внутренних, бодрствования. 10. Мозолистым, белого. 11. Серое, кору, извилины. 12. Борозды, теменную, височную. 13. Проводящие, подкорковые, желудочки.

Вариант 3

1. Расположен в полости черепа, имеет сложную форму и массу от 1100 до 2000 г.

2. Ствол, состоящий из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга; мозжечок и большой мозг. Наиболее древняя в эволюционном отношении стволовая часть, особенно продолговатый мозг, а наиболее молодое образование – кора полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг отвечает за защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота, слезоотделение), регуляцию дыхания, деятельности пищеварительной и сердечно-сосудистой систем. Средний мозг регулирует движения, возникающие под воздействием слуховых и зрительных раздражителей, ориентировочные рефлексы. Промежуточный мозг проводит в кору импульсы от органов чувств и кожи, содержит особую зону – гипоталамус, где находятся центры управления работой эндокринной, вегетативной нервной системы, центры голода, страха, жажды, удовольствия.

4. Это сложное образование, состоящее из множества нервных клеток с сильно развитыми отростками, образующими густую сеть, придающее головному мозгу сильные импульсы возбуждения. Особенно активна эта часть мозга, когда человек активно трудится, умственно или физически. Ретикулярная формация возбуждает все отделы мозга, поддерживая их активность, сила возбуждения различных отделов определяется конкретной жизненной ситуацией.

5. Такое название дано за сходство в строении с полушариями большого мозга, т. к. мозжечок имеет два полушария, соединенных червем, поверхность их также образует борозды и извилины, а его внутренняя структура представлена серым, белым веществом и корой.

6. Самый крупный отдел головного мозга, состоящий из двух полушарий, соединенных мозолистым телом, каждое из которых образовано белым 

и серым веществом. Серое вещество формирует кору, состоящую из 18 млрд нейронов, сжатую в борозды и извилины. В белом веществе расположены подкорковые центры и полости боковых желудочков. Полушария делятся бороздами на четыре доли: лобную, затылочную, теменную и височную.

7. В затылочной доле выделяют зрительную зону, в височной – слуховую и обонятельную, в этих зонах происходит анализ информации, поступающей от соответствующих органов чувств. Впереди от центральной извилины расположены ядра двигательной зоны коры, импульсы от которых направлены к нейронам спинного мозга и от них – к скелетным мышцам. Позади центральной борозды расположены ядра чувствительной зоны коры, отвечающей за температурную, болевую, осязательную и мышечную чувствительность, в них анализируются импульсы, поступающие от рецепторов.

8. В левом полушарии находятся центры, обеспечивающие восприятие слуховой и письменной речи, анализ информации и принятие логических решений. Правое полушарие отвечает за образное мышление, музыкальные и художественные способности (у левшей – наоборот).

9. Нет. Способности человека зависят от уровня возбуждения нейронов и скорости образования взаимосвязей между ними, количества связей между клетками, активности клеток той или иной зоны коры.

Вариант 4

1. Впереди от центральной борозды находятся двигательные центры коры, контролирующие функциональную активность определенных групп мышц, поэтому раздражение этих зон во время операции может вызвать непроизвольные движения.

2. В основании черепа расположена стволовая часть мозга, продолговатый мозг, управляющий сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системой. Повреждение этой части мозга может вызвать мгновенную остановку сердца и блокировку дыхания.

3. Нервные клетки мозга потребляют 25 % энергии организма, поэтому при нарушении кровоснабжения возникает серьезный энергетический кризис, и нейроны быстро погибают. Активность и эффективность работы мозга зависит не только от количества нейронов, находящихся в состоянии возбуждения, но и от количества взаимосвязей между ними. После гибели части нейронов рвутся и нейронные мостики, соединяющие их, т. е. отдельные участки мозга перестают функционировать, а эти изменения необратимы.

4. Алкоголь действует на двигательные центры коры и мозжечок, являющийся координатором движений.

5. Инсульт – это кровоизлияние в мозг, который вызывает гибель нейронов и поражение определенных участков мозга. В данном случае нарушена работа двигательных речевых центров лобной доли коры полушарий большого мозга, отвечающие за звуковоспроизведение.

6. При повреждении зрительных центров затылочной доли коры полушарий большого мозга зрение неизбежно ухудшается.

7. Во время приема наркотика особое сочетание психофизиологических ощущений активизирует определенные центры эмоционального удовольствия в гипоталамусе и стимулирует образование новых связей между нейронами; в дальнейшем человеку требуется повторный прием этого препарата для возобновления ощущений, но, т. к. возбудимость нейронов имеет пределы, дозу препарата приходится повышать для усиления эффекта, а при отсутствии химического стимулятора наблюдается психосоматический стресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".

Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга", 8 класс....

"Строение и функции головного мозга"

Конспект и анализ урока  по программе В.В. Пасечника в 8 классе, на котором рассматриваютсяфункции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка....

План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....

Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"

Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....

Презентация- Строение и функции головного мозга

Урок к теме Высная нервная деятельность человека для 8 класса...

Тест «Компьютер. Устройства ввода и вывода. Их функции». 2 варианта + Ответы

Тест «Компьютер. Устройства ввода и вывода. Их функции»Сопоставьте названия устройств (из левого столбца) и их функции (из правого столбца)2 варианта + Ответы...