Рабочая программа по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс)
Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 9 класса составлена на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;
- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;
-авторской программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов( Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017. — 54, [1] с.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждаю
директор
________Хомутова Е.В.
приказ № _____
от «_____» ________ 2021г.
Рабочая программа
по биологии
9Г класс
Составитель:
Белякова Любовь Николаевна
с. Куликово, 2021 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 9 «Г» класса составлена на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;
- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;
-авторской программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов( Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017. — 54, [1] с.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа обеспечивает достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:
Предметными результатами изучения предмета « Биология» является сформированность следующих умений:
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, рения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных на примере сопоставления отдельных групп; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими препаратами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода, а ними; проведения наблюдений, а состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки рения объекты живой природы.
В результате изучения предмета «Биология» в 9 классе
ученик научится:
∙ выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
∙ аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
∙ аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
∙ осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
∙ раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
∙ объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
∙ объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
∙ различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
∙ сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
∙ устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
∙ использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
∙ знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
∙ описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
∙ находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
∙ знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
∙ понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
∙ анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
∙ находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
∙ ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
∙ создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
∙ работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. ученик получит возможность научиться:
Формирование и развитие функциональной грамотности (читательская грамотность)
В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Учащиеся 9 класса будут уметь:
- находить и извлекать информацию из различных источников;
- применять извлечённую из текста информацию для решения различного рода проблем;
- анализировать и интегрировать информацию, полученную из текста;
- оценивать форму и содержание текста в рамках предметного содержания;
- оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания.
Формирование и развитие функциональной грамотности (естественнонаучная грамотность)
Учащиеся 9 класса будут уметь:
- находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте;
- объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;
- распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте;
- интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания;
- интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личностных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.
Формирование и развитие функциональной грамотности (глобальная компетентность)
Учащиеся будут знать глобальные проблемы:
- человек и природа (аспект: охрана природы, ответственное отношение к живой природе);
- продовольственная проблема;
- здоровье как ценность;
- права человека как ценность;
- образование как ценность;
- семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка);
- образование (роль образования в обществе).
Формирование и развитие функциональной грамотности (креативное мышление)
Учащиеся будут уметь:
- создавать свободные высказывания и тексты в письменной форме;
- выдвигать идеи для создания письменных текстов;
- делать письменную оценку приводимых высказываний;
- выдвигать идеи для своих проектов на основе заданного сценария и исходных установок;
- видеть и находить социальные проблемы, выдвигать различные идеи для их решения;
- проводить оценку креативности собственных или чужих идей с позиции их ясности, привлекательности или новизны.
Формирование ИКТ – компетенции учащихся (метапредметные результаты).
Учащиеся 6 класса будут обладать следующими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий:
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- получать информацию о характеристиках компьютера;
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Кроме того учащиеся смогут:
- создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных
- компьютерных инструментов;
- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
- строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
- форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
- участвовать в коллективном создании текстового документа;
- создавать гипертекстовые документы.
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
- создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
- использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
- использовать программы-архиваторы.
- проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
- строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
- конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью (робототехника);
- моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
- моделировать с использованием средств программирования.
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся (метапредметные результаты).
В ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности учащиеся овладеют следующими умениями и действиями:
- ставить проблему и аргументировать её актуальность;
- формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
- осуществлять планирование проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
- оформлять результаты проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
- представлять результаты проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Личностные универсальные учебные действия:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Сформированность умения оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Сформированность умения формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному.
Сформированность умения объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях обдщественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Сформированность умения осуществлять и понимать глобальные проблемы, видеть пути их решения, взаимодействовать, понимать важность и необходимость нравственных ценностей (человеческое достоинство, сочувствие, уважение других культур и культурных отличий);
Сформированность умения разрешать проблемы различного характера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого»
Глава 2. Клеточный уровень (14часов)
Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.»
Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого»
Глава 3. Организменный уровень (13часов)
Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов»
Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании
Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на дигибридно скрещивание»
Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»
Глава4. Популяционно-видовой уровень (8 часа)
Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия видов»
Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе
Глава5. Экосистемный уровень (6 часов)
Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия в биоценоз
Глава 6. Биосферный уровень (11 часов)
Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Демонстрация
модели клетки;
микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
хромосом;
моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.
микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
моделей экосистем.
моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей
Контрольная работа№ 3 по темам «Популяционно-видовой уровень организации живого»,
«Экосистемный уровень организации живого»
«Биосферный уровень организации живого»
В соответствии с рабочей программой воспитания обучающихся МОУ Синьковской СОШ №2 на уровне основного общего образования в содержание уроков включена информация по следующим темам:
МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК» | |||
Визуальные образы (предметно-эстетическая среда, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности) | 5-9 | В течение года | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Внутриклассное шефство | 5-9 | В течение года | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Игровые формы учебной деятельности | 5-9 | В течение года | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Интерактивные формы учебной деятельности | 5-9 | В течение года | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Музейные уроки | 5-9 | В течение года | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» | 5–8 | Апрель | Учителя-предметники Замдиректора по УВР |
Содержание уроков | 5-9 | В течение года | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Сентябрь | |||
Правила кабинета | 5-9 | В течение месяца | Учителя начальных классов Учителя-предметники |
Декабрь | |||
Международный день инвалидов (информационная минутка на уроке биологии) | 5-9 | 03.12 | Учителя биологии |
Март | |||
Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках окружающего мира, биологии) | 5-9 | 01.03 | Учителя начальных классов Учителя биологии |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Согласно Учебному плану и календарному графику школы на 2020-2021 учебный год на изучение биологии в 9 «Г» классе отведено 68 часов учебного времени.
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы | |||||
Общее | По разделу | Плановые | Фактические | ||||
Введение (3 часа) | |||||||
1 | 1 | Входня контрольная работа. Биология – наука о жизни. | 01.09.-0309.2021 | ||||
2 | 2 | Методы исследования в биологии. | 01.09.-03.09. | ||||
3 | 3 | Сущность жизни и свойства живого | 06.09-10.09. | ||||
Глава1 Молекулярный уровень (10часов) | |||||||
4 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 06.09-10.09 | ||||
5 | 2 | Углеводы. | 13.09.-17.09. | ||||
6 | 3 | Липиды. | 13.09.-17.09. | ||||
7 | 4 | Состав и строение белков. | 20.09-24.09 | ||||
8 | 5 | Функции белков. | 20.09-24.09 | ||||
9 | 6 | Нуклеиновые кислоты. | 27.09.-01.10 | ||||
10 | 7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 27.09.-01.10 | ||||
11 | 8 | Биологические катализаторы. Лаб. Раб. №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | 11.10-15.10 | ||||
12 | 9 | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса. | 11.10-15.10 | ||||
13 | 10 | Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого» | 18.10.-22.10 | ||||
Глава2. Клеточный уровень (14 часов) | |||||||
14 | 1 | Анализ контрольной работы. Клеточный уровень: общая характеристика. Основные положения клеточной теории | 18.10.-22.10 | ||||
15 | 2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 25.10-29.10 | ||||
16 | 3 | Ядро. | 25.10-29.10 | ||||
17 | 4 | Органоиды цитоплазмы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 01.11-03.11 | ||||
18 | 5 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 01.11-03.11 | ||||
19 | 6 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Проверочная работа.. | 08.11-12.11 | ||||
20 | 7 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом». | 08.11-12.11 | ||||
21 | 8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 22.11-26.11 | ||||
22 | 9 | Энергетический обмен в клетке | 22.11-26.11 | ||||
23 | 10 | Питания клетки. Хемосинтез. Гетеротрофы. | 29.11-03.12 | ||||
24 | 11 | Фотосинтез. | 29.11.-03.12 | ||||
25 | 12 | Синтез белков. | 06.12.-10.12 | ||||
26 | 13 | Деление клетки. Митоз. | 06.12-10.12 | ||||
27 | 14 | Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого» | 13.12.-17.12 | ||||
Глава 3. Организменный уровень (13 часов) | |||||||
28 | 1 | Анализ контрольной работы. Бесполое размножение организмов. | 13.12-17.12 | ||||
39 | 2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | 20.12-24.12 | ||||
30 | 3 | Оплодотворении. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 20.12-24.12 | ||||
31 | 4 | Обобщающий урок по теме: «Размножение организмов» | 27.12.-29.12 | ||||
32 | 5 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | 27.12-29.12 | ||||
33 | 6 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 10.01-14.01 | ||||
34 | 7 | Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | 10.01-14.01 | ||||
35 | 8 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание» | 17.01-21.01 | ||||
36 | 9 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | 17.01.-21.01 | ||||
37 | 10 | Взаимодействие генов. | 24.01-28.01 | ||||
38 | 11 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 24.01-28.01 | ||||
39 | 12 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Нормы реакции | 31.01-04.02 | ||||
40 | 13 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов» | 31.01-04.02 | ||||
41 | 14 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 07.02-11.02 | ||||
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часа) | |||||||
42 | 1 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия видов» | 07.02-11.02 | ||||
43 | 2 | Экологические факторы и условия среды | 14.02-18.02 | ||||
44 | 3 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | 14.02-18.02 | ||||
45 | 4 | Популяция как элементарная единица эволюции | 28.02-04.02 | ||||
46 | 5 | Борьба за существование и естественный отбор | 28.02-04.02 | ||||
47 | 6 | Видообразование | 09.03.-11.03 | ||||
48 | 7 | Макроэволюция | 09.03.-11.03 | ||||
49 | 8 | Обобщающий семинар | 14.03-18.03 | ||||
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часа) | |||||||
50 | 1 | Сообщество, экосистема, биоценоз | 14.03.-18.03 | ||||
51 | 2 | Состав и структура сообщества | 21.03-25.03 | ||||
52 | 3 | Межвидовые взаимоотношения организмов в экосистеме | 21.03-25.03 | ||||
53 | 4 | Потоки вещества и энергии экосистемах | 28.03-01.04 | ||||
54 | 5 | Саморегуляция экосистемы. Экологическая сукцессия Обобщающий урок- экскурсия | 28.03-01.04 | ||||
Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов) | 10.03.-13.03 | ||||||
55 | 1 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 11.04.-15.04 | ||||
56 | 2 | Круговорот веществ в биосфере | 11.04.-15.04 | ||||
57 | 3 | Эволюция биосферы | 18.04.-22.04 | ||||
58 | 4 | Гипотеза возникновения жизни | 18.04-22.04 | ||||
59 | 5 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна Современное состояние проблемы | 25.04-29.04 | ||||
60 | 6 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 25.04-29.04 | ||||
61 | 7 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 04.05-06.05 | ||||
62 | 8 | Обобщающий урок экскурсия. Тема «История развития жизни на Земле» | 04.05-06.05 | ||||
63 | 9 | Антропогенное воздействие на человека | 11.05-13.05 | ||||
64 | 10 | Основы рационального природопользования | 11.05-13.05 | ||||
65 | 11 | Обобщающий урок –конференция по теме: «Биосферный уровень» | 16.05-20.05 | ||||
66 | 1 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 16.05-20.05 | ||||
67 | 2 | Анализ итоговой контрольной работы. Повторение темы : «Клеточный уровень» | 23.05-25.05 | ||||
68 | 1 | Повторение пройденного материала | 23.05-25.05. |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
График прохождения лабораторных работ в 9 «Г» классе
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы | ||
Урок по порядку | Урок по разделу | Плановые | Фактические | |
Глава1 Молекулярный уровень (10часов) | ||||
11 | 8 | Биологические катализаторы. Лаб. Раб. №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | 11.10-15.10 | |
Глава2. Клеточный уровень (14 часов) | ||||
20 | 7 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом». | 08.11-12.11 | |
Глава 3. Организменный уровень (13 часов) | ||||
32 | 5 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | 27.12-29.12 | |
34 | 7 | Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | 10.01-14.01 | |
35 | 8 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание» | 17.01-21.01 | |
36 | 9 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | 17.01.-21.01 | = |
40 | 13 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов» | 31.01-04.02 | |
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часа) | ||||
42 | 1 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия видов» | 07.02-11.02 |
График проведения контрольных работ в 9 «Г» классе
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы | ||
Общее | По разделу | Плановые | Фактические | |
Глава1 Молекулярный уровень (10часов) | ||||
13 | 10 | Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого» | 18.10.-22.10 | |
Глава2. Клеточный уровень (14 часов) | ||||
27 | 14 | Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого» | 13.12.-17.12 | |
66 | 1 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 16.05-20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...