Рабочая программа по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс)

Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 9 класса составлена на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;

- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;

-авторской программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов( Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017. — 54, [1] с.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждаю

директор

________Хомутова Е.В.

приказ № _____

от «_____» ________ 2021г.

Рабочая программа

по биологии
9Г класс

Составитель:

Белякова Любовь Николаевна

с. Куликово, 2021 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 9 «Г» класса составлена на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;

- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;

-авторской программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов( Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :Дрофа, 2017. — 54, [1] с.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Программа обеспечивает достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:

Предметными  результатами изучения предмета « Биология» является сформированность следующих умений:

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметными результатами являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, рения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных на примере сопоставления отдельных групп; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими препаратами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода, а ними; проведения наблюдений, а состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки рения объекты живой природы.

 В результате изучения предмета «Биология» в 9 классе

ученик научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

 работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. ученик получит возможность научиться:

Формирование и развитие  функциональной грамотности (читательская грамотность)

В результате работы  по формированию и развитию  основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших  планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.  У учащихся будет сформирована  потребность в систематическом чтении как средстве  познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся 9 класса будут уметь:

  • находить и извлекать информацию из различных источников;
  • применять извлечённую из текста информацию для решения различного рода проблем;
  • анализировать и интегрировать информацию, полученную из текста;
  • оценивать форму и содержание текста в рамках предметного содержания;
  • оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания.

   Формирование и развитие функциональной грамотности (естественнонаучная грамотность)

Учащиеся 9 класса будут уметь:

  • находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте;
  • объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;
  • распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте;
  • интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания;
  • интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личностных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

Формирование и развитие  функциональной грамотности (глобальная компетентность)

Учащиеся  будут знать  глобальные проблемы:

  • человек и природа (аспект: охрана природы, ответственное отношение к живой природе);
  • продовольственная проблема;
  • здоровье как ценность;
  • права человека как ценность;
  • образование как ценность;
  • семья  (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка);
  • образование (роль образования в обществе).

Формирование и развитие функциональной грамотности (креативное мышление)

Учащиеся будут уметь:

  • создавать свободные высказывания и тексты в письменной форме;
  •  выдвигать идеи для создания письменных текстов;
  • делать письменную оценку приводимых высказываний;
  •  выдвигать идеи для своих проектов на основе заданного сценария и исходных установок;
  • видеть и находить социальные проблемы, выдвигать различные идеи для их решения;
  • проводить оценку креативности собственных или чужих идей с позиции их ясности, привлекательности или новизны.

Формирование ИКТ – компетенции учащихся (метапредметные результаты).

Учащиеся 6 класса будут обладать следующими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть  Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

Кроме того учащиеся смогут:

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;
  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных
  • компьютерных инструментов;
  • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
  • строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.
  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
  • форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • участвовать в коллективном создании текстового документа;
  • создавать гипертекстовые документы.
  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
  • создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
  • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы.
  • проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
  • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
  • строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
  • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью (робототехника);
  • моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
  • моделировать с использованием средств программирования.
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
  • использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
  • осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
  • соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
  • различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

Учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся (метапредметные результаты).

        В ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности учащиеся овладеют следующими умениями и действиями:

  • ставить проблему и аргументировать её актуальность;
  • формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
  • осуществлять планирование проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
  • проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным  контролем и коррекцией результатов работы;
  • оформлять результаты проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
  • представлять результаты проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Личностные универсальные учебные действия:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  • Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Сформированность умения оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Сформированность умения формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному.

Сформированность умения объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях обдщественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали  и общечеловеческих ценностей.

Сформированность  умения  осуществлять и понимать глобальные проблемы, видеть пути их решения, взаимодействовать, понимать важность и необходимость нравственных ценностей (человеческое достоинство, сочувствие, уважение других культур и культурных отличий);

Сформированность умения разрешать проблемы различного характера.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов)

Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого»         

 Глава 2. Клеточный уровень (14часов)

Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.»

Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого»

Глава 3. Организменный уровень (13часов)

Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов»

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании

Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на дигибридно скрещивание»

Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

Глава4. Популяционно-видовой уровень (8 часа)

Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия видов»

Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе

Глава5. Экосистемный уровень (6 часов)

Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Экскурсия в биоценоз

Глава 6. Биосферный уровень (11 часов)

Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Демонстрация

модели клетки;

микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;

хромосом;

моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

моделей экосистем.

моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей

 Контрольная работа№ 3 по темам «Популяционно-видовой уровень организации живого»,

«Экосистемный уровень организации живого»

«Биосферный уровень организации живого»

В соответствии с рабочей программой воспитания обучающихся МОУ Синьковской СОШ №2 на уровне основного общего образования в содержание уроков включена информация по следующим темам:

МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»

Визуальные образы (предметно-эстетическая среда, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности)

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Внутриклассное шефство

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Игровые формы учебной деятельности

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Интерактивные формы учебной деятельности

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Музейные уроки

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

5–8

Апрель

Учителя-предметники

Замдиректора по УВР

Содержание уроков

5-9

В течение года

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Сентябрь

Правила кабинета

5-9

В течение месяца

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

Декабрь

Международный день инвалидов (информационная минутка на уроке биологии)

5-9

03.12

Учителя биологии

Март

Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках окружающего мира, биологии)

5-9

01.03

Учителя начальных классов

Учителя биологии

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Согласно Учебному плану и календарному графику школы на 2020-2021 учебный год на изучение биологии в 9 «Г» классе отведено 68 часов учебного времени.

Количество часов

Тема

Сроки прохождения программы

Общее

По разделу

Плановые

Фактические

Введение (3 часа)

1

1

Входня контрольная работа. Биология – наука о жизни.

01.09.-0309.2021

2

2

Методы исследования в биологии.

01.09.-03.09.

3

3

Сущность жизни и свойства живого

06.09-10.09.

Глава1 Молекулярный уровень (10часов)

4

1

Молекулярный уровень: общая характеристика

06.09-10.09

5

2

Углеводы.

13.09.-17.09.

6

3

Липиды.

13.09.-17.09.

7

4

Состав и строение белков.

20.09-24.09

8

5

Функции белков.

20.09-24.09

9

6

Нуклеиновые кислоты.

27.09.-01.10

10

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

27.09.-01.10

11

8

Биологические катализаторы. Лаб. Раб. №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

11.10-15.10

12

9

Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса.

11.10-15.10

13

10

Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого»

18.10.-22.10

Глава2.  Клеточный уровень (14 часов)

14

1

Анализ контрольной работы. Клеточный уровень: общая характеристика. Основные положения клеточной теории

18.10.-22.10

 15

2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

25.10-29.10

  16

3

Ядро.

25.10-29.10

 17

4

Органоиды цитоплазмы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

01.11-03.11

 18

5

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

01.11-03.11

 19

6

 Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Проверочная работа..

08.11-12.11

  20

7

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом».

08.11-12.11

 21

8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

22.11-26.11

 22

9

 Энергетический обмен в клетке

22.11-26.11

 23

10

Питания клетки. Хемосинтез. Гетеротрофы.

29.11-03.12

24

11

Фотосинтез.

29.11.-03.12

 25

12

Синтез белков.

06.12.-10.12

 26

13

 Деление клетки. Митоз.

06.12-10.12

 27

14

Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого»

13.12.-17.12

Глава 3.  Организменный уровень (13 часов)

  28

1

Анализ контрольной работы. Бесполое размножение организмов.

13.12-17.12

 39

2

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

20.12-24.12

 30

3

Оплодотворении. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

20.12-24.12

31

4

Обобщающий урок по теме: «Размножение организмов»

27.12.-29.12

 32

5

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

27.12-29.12

33

6

Неполное доминирование.  Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

10.01-14.01

34

7

 Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании

10.01-14.01

 35

8

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

17.01-21.01

 36

9

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

17.01.-21.01

 37

10

Взаимодействие генов.

24.01-28.01

 38

11

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

24.01-28.01

  39

12

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Нормы реакции

31.01-04.02

  40

13

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов»

31.01-04.02

 41

14

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

07.02-11.02

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часа)

42

1

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия видов»

07.02-11.02

43

2

Экологические факторы и условия среды

14.02-18.02

44

3

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

14.02-18.02

45

4

 Популяция как элементарная единица эволюции

28.02-04.02

46

5

Борьба за существование и естественный отбор

28.02-04.02

47

6

Видообразование

09.03.-11.03

48

7

Макроэволюция

09.03.-11.03

49

8

Обобщающий семинар

14.03-18.03

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часа)

50

1

Сообщество, экосистема, биоценоз

14.03.-18.03

51

2

Состав и структура сообщества

21.03-25.03

52

3

Межвидовые взаимоотношения организмов в

экосистеме

21.03-25.03

53

4

Потоки вещества и энергии экосистемах

28.03-01.04

54

5

Саморегуляция экосистемы. Экологическая сукцессия Обобщающий урок- экскурсия

28.03-01.04

Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов)

10.03.-13.03

55

1

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

11.04.-15.04

56

2

Круговорот веществ в биосфере

11.04.-15.04

57

3

Эволюция биосферы

18.04.-22.04

58

4

Гипотеза возникновения жизни

18.04-22.04

59

5

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна Современное состояние проблемы

25.04-29.04

60

6

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

25.04-29.04

61

7

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

04.05-06.05

62

8

Обобщающий урок экскурсия. Тема «История развития жизни на Земле»

04.05-06.05

63

9

Антропогенное воздействие на человека

11.05-13.05

64

10

Основы рационального природопользования

11.05-13.05

65

11

 Обобщающий урок –конференция по теме: «Биосферный уровень»

16.05-20.05

66

1

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

16.05-20.05

67

2

 Анализ итоговой контрольной работы. Повторение темы : «Клеточный уровень»

23.05-25.05

68

1

Повторение пройденного материала

23.05-25.05.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись

График прохождения лабораторных работ в 9 «Г» классе

Количество часов

Тема

Сроки прохождения программы

Урок по порядку

Урок по разделу

Плановые

Фактические

Глава1 Молекулярный уровень (10часов)

11

8

Биологические катализаторы. Лаб. Раб. №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

11.10-15.10

Глава2.  Клеточный уровень (14 часов)

  20

7

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом».

08.11-12.11

Глава 3.  Организменный уровень (13 часов)

 32

5

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

27.12-29.12

34

7

 Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании

10.01-14.01

 35

8

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

17.01-21.01

 36

9

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

17.01.-21.01

=

  40

13

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов»

31.01-04.02

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часа)

42

1

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия видов»

07.02-11.02

График проведения контрольных работ в 9 «Г» классе

Количество часов

Тема

Сроки прохождения программы

Общее

По разделу

Плановые

Фактические

Глава1 Молекулярный уровень (10часов)

13

10

Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого»

18.10.-22.10

Глава2.  Клеточный уровень (14 часов)

 27

14

Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого»

13.12.-17.12

66

1

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

16.05-20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...