Технологическая карта урока по теме "Вирусы"
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
Технологическая карта урока по теме "Вирусы". Может быть использована для проведения урока биологии в 9 или 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virusy_tehnol._karta_bocharov_a.s.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
Тема: Вирусы
9-А класс
Учитель: Бочаров Александр Станиславович,
учитель биологии МБОУ
«СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского»
г. Курска, высшая категория,
педагогический стаж 28 лет
15.11.2016 г.
Предмет: биология
Класс: 9-А
Тип урока: урок освоения новых знаний
Тема: Вирусы.
Цель: деятельностная цель: формировать познавательные УУД, умения реализации новых способов действий - работы
в группах, парах, создания презентаций, развивать навыки работы с разными источниками информации;
предметно-дидактическая цель: сформировать биологические понятия «вирусы», «вирусные болезни», «бактериофаги»; рассмотреть строение, вред, особенности вирусов как особых неклеточных форм жизни; расширить понятия «нуклеиновые кислоты», «ДНК», «РНК».
Задачи: образовательные: выявить значение знаний о вирусах в биологии и медицине, показать связь этих знаний с
генетикой, цитологией и микробиологией;
развивающие: развивать умения обучающихся работать в группах, парах, готовить краткие сообщения, создавать
презентации, составлять и задавать вопросы, проводить контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ;
воспитательные: воспитывать культуру общения во время блиц-беседы, обсуждения и диспута, уважения к
мнению сверстников, учителя; личностное самоопределение и смыслообразование.
Планируемые результаты:
1. Метапредметные:
а) познавательные: уметь находить, использовать и анализировать нужную информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить высказывания, структурировать изучаемый материал;
б) коммуникативные: слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах и в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли правильно и доступно.
в) регулятивные: уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять коррекцию, самоконтроль, рефлексию и самоанализ.
2. Предметные:
сформировать понятие «вирусы», расширить знания по клеточной теории; формировать понятие «вирусные болезни», «бактериофаги», познакомить с самыми распространенными вирусными болезнями, путями заражения ВИЧ и мерами профилактики.
3. Личностные:
воспитывать и совершенствовать культуру общения с учителем и одноклассниками; выстраивать собственное целостное мировоззрение, развивать санитарно-гигиеническое мышление; воспитывать сочувствие и участие к больным людям.
Основные понятия:
Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид.
Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика;
небиологические дисциплины: история, статистика.
Ресурсы:
Литература:
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
- Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004
- Рувинский А.О. Общая биология.Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1998.
Интернет-ресурсы:
Технологическая карта на основе формирования УУД
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности | Приветствие учеников и всех присутствующих; Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности, ознакомление с формами работы на уроке. | Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией. |
2. Актуализация знаний обучающихся | Выявление уровня знаний по изученому ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы в форме эстафеты. | Постановка правильных вопросов, поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов. | Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы. Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности. |
3. Усвоение новых знаний | Активизация знаний. Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, конференции учёных выслушивания выступлений участников, просмотра презентаций, заполнения бортового журнала. | Работа в группах с использованием различных источников информации; Выступление участников конференции «Вирусы»; заслушивание сообщений, ознакомление с презентациями. | Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, создание прзентаций; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию. Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; в работе по проведению конференции – общие цели, задачи. |
4. Релаксация | Организация краткого отдыха для обучающихся – упражнений для шеи и для глаз. | Выполнение по команде учителя упражнений для шеи и глаз. | |
5. Первичное закрепление | Организация просмотра отрывка фильма «Империя вирусов», затем обсуждения отрывка в парах, тестового контроля обучающихся; установление осознанности восприятия и первичного обобщения. | Просмотр отрывка научно-популярного фильма «Империя вирусов»; обсуждение в парах просмотренного отрывка из фильма, высказывание собственного мнения; выполнение тестовых заданий по изученной теме. | Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера. |
6. Домашнее задание | Комментарий домашнего задания, ознакомление с дифференцированным подходом; заполнение 2-й и 3-й граф бортового журнала, выполнение самоподготовки по теме «Фотосинтез и хемосинтез». § 2.11; творческой работы – сравнение фотосинтеза и хемосинтеза. | Запись домашнего задания на основе дифференцированного подхода; осмысление творческого задания; возможные вопросы и уточнения. | Регулятивные: постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации. Коммуникативные: организация планирования и прогнозирования. |
7. Рефлексия | Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии. | Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях. | Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку. Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли. Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....