Методическая разработка: " Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для учащихся 5-7 классов (базовый уровень)"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа по биологии для учащихся 5-7 классов к учебнику Линия жизни Биология 5-6,7 класс Пасечник В.В. 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа биология 5-7 | 66.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГБОУ___№________
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ ________________ Протокол от ______________ № ______ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ ________________ от ______________ № ______ __________________(Ф.И.О.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
для обучающихся 5-7 классов
(базовый уровень)
на 2021-2022 учебный год
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции
и управления учебным процессом по изучению учебного предмета «Биология»
в 5-7 классах в 2021-2022 учебном году.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897(далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
- Устава ГБОУ;
- Учебного плана ГБОУ на 2021-2022 учебный год;
Основной образовательной программы ГБОУ на 2021-2022 уч. год.
Цели изучения предмета в контексте основного общего образования
1. формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;
2. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;
3. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане ГБОУ
Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 238 часов. Из них: 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе, 34 часа в 7 классе, 68 часов в 8 классе, 68 часов в 9 классе для обеспечения 238-часового курса биологии в 5 – 9 классах по программе, созданной коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника, отведено 238 часов учебным планом.
Реализация изучения учебного предмета «биология» может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Данные формы работы определены Положением об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Учебно-методический комплект
Для учителя: Биология 5-6 классы : учебник для общеобразовательных организаций/ (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк); под ред. В.В. Пасечника; Биология 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова); под ред. В.В. Пасечника.
Для обучающихся:
Биология 5-6 классы : учебник для общеобразовательных организаций/ (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк); под ред. В.В. Пасечника; Биология 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова); под ред. В.В. Пасечника.
Электронное сопровождение УМК:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект
и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся.
Материалы рабочих тетрадей по биологии при необходимости могут быть тиражированы (копированы) для обучающихся в виде раздаточного материала; работа
с электронной версией рабочей тетради может быть организована в классе, при помощи интерактивного оборудования.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классов составлена в соответствии с программой по биологии для 5–9 классов авторов В.В. Пасечник
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов и др., которая соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебники Федерального перечня, в которых реализуется данная программа: 1.Биология. 5 класс (авт. Пасечник В.В.); 2.Биология. 6 класс (авт. Пасечник В.В.); 3.Биология. 7 класс (авт. Латюшин В.В., Шапкин В.А.); 4.Биология. 8 класс (авт. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев); 5.Биология. 9 класс (авт. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов).
Рабочая программа обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Бактерии, грибы, растения», «Многообразие покрытосеменных растений», «Животные», «Человек», «Введение в общую биологию». Предмет биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии включает в себя следующие содержательные линии: многообразие и эволюция органического мира;
· биологическая природа и социальная сущность человека;
· структурно-уровневая организация живой природы;
· ценностное и экокультурное отношение к природе;
· практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся определены Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ №177, Положением о системе проведения текущего контроля и итоговой аттестации обучающихся с учетом комплексного подхода к оценке результатов образования.
Фонд оценочных средств:
№ | Наименование метод. пособия | Разработчик | Кем, когда согласована | Дата утверждения |
Средняя, старшая школа | ||||
Биология | ||||
1 | Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 5 класс. Линия УМК: Биология. Линия жизни (5-9) Серия: Линия жизни | Суматохин С. В., Калинова Г. С., Гапонюк З. Г. | МО учителей естествознания Протокол № 1 от 31.08.2021 | Педсовет Протокол №1от 31.08.2021 |
2 | "Биология. 7 класс. Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечник, С.В. Суматохин. Линия жизни. ФГОС" |
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
КОД | Личностные результаты освоения учебного предмета |
ЛЧР1 | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
ЛЧР2 | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
ЛЧР3 | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
ЛЧР4 | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; |
ЛЧР5 | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; |
ЛЧР6 | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
ЛЧР7 | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
ЛЧР8 | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; |
ЛЧР9 | формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; |
ЛЧР10 | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
ЛЧР11 | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
КОД | Метапредметные результаты освоения учебного предмета |
МТР1 | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
МТР2 | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
МТР3 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
МТР4 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
МТР5 | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
МТР6 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
МТР7 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
МТР8 | Смысловое чтение |
МТР9 | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
МТР10 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
МТР11 | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
МТР12 | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Биология»
5 класс
КОД | Обучающийся научится: |
А1 | выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов |
А2 | аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий |
А3 | аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий |
А4 | осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе |
А5 | раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека |
А6 | объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов |
А7 | выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания |
А8 | различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов |
А9 | сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
А10 | устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов |
А11 | использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты |
А12 | знать и аргументировать основные правила поведения в природе |
А13 | анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе |
А14 | описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними |
А15 | знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии |
Обучающийся получит возможность научиться: | |
Б1 | находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно – популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
Б2 | основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её |
Б3 | использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
Б4 | ориентироваться системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам живой природы) |
Б5 | осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
Б6 | Создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников |
Б7 | работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывая мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
6 класс Раздел «Биология»
КОД | Обучающийся научится: |
А16 | характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; |
А17 | применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; |
А18 | использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); |
А19 | ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. |
А20 | объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности |
А21 | различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум –называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств) |
А22 | определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень) |
А23 | объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения |
А24 | соблюдать и объяснять правила поведения в природе |
Обучающийся получит возможность научится: | |
Б8 | соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; |
Б9 | использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений; |
Б10 | выделять эстетические достоинства объектов живой природы; |
Б11 | осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; |
Б12 | ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
7 класс Раздел «Животные»
КОД | Обучающийся научится: |
А25 | аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных |
А26 | аргументировать, приводить доказательства различий животных |
А27 | осуществлять классификацию животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе |
А28 | раскрывать роль различных организмов в жизни человека |
А29 | сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
А30 | устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов |
А31 | использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты |
А32 | знать и аргументировать основные правила поведения в природе |
А33 | анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе |
А34 | описывать и использовать приемы размножения домашних животных, ухода за ними |
А35 | знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии |
А36 | объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов |
А37 | выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания |
А38 | различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов |
Обучающийся получит возможность научится: | |
Б13 | находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую |
Б14 | основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее |
Б15 | использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; уходом за домашними животными |
Б16 | ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы) |
Б17 | осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
Б18 | создавать собственные письменные и устные сообщения животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников |
Б19 | работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы |
Содержание рабочей программы по учебному предмету «Биология»
5 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
№ п/п | Название раздела (темы) | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Планируемые результаты (коды) |
1. | Биология как наука | Биология – наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов. | 6 | |
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. | 8 | |
3. | Многообразие организмов | Характеристика царства Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные. Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений. Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Характеристика царства Животные. Характеристика царства Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. | 20 | |
Итого: | 34 |
6 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
№ п/п | Название раздела (темы) | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Планируемые результаты (коды) |
1. | Жизнедеятельность организмов | Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. | 12 | А16,А17,Б8 |
2. | Строение и многообразие покрытосеменных растений | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. | 22 | А18,А19,А20,Б9,Б10 |
Итого: | 34 |
7 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
№ п/п | Название раздела (темы) | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Планируемые результаты (коды) |
1. | Введение | История развития зоологии. Современная зоология. | 1 | А25,А26,Б13,Б14,Б18,Б19 |
2. | Простейшие | Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. | 1 | А26,А27,А28, Б13,Б14, Б18,Б19 |
3. | Многоклеточные животные | Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы кольчецов. Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Тип хордовые. Подтип позвоночные. Класс Хрящевые рыбы. Класс костные рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. | 17 | А26,А27,А28,А29,А31, Б13,Б14, Б18,Б19 |
4. | Эволюция строения и функций органов и их систем. | Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных. | 8 | А27,А28,А29,А36,А37,А38, Б13,Б14, Б18,Б19 |
5. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 2 | А29,А30,А37, Б18,Б19 |
6. | Биоценозы | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 2 | А29,А30,А37, Б18,Б19 |
7. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира. | 3 | А32,А33,А34, Б18,Б19,Б16,Б17 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 8 класс базовый уровень ( к учебнику М.З. Биболетовой)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, теметическое планирование, контрольные работы по четвертям...
Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень
Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 9 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебник...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 10 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русск...