Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 9 класс. Базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_kursu_russkiy_yazyk_9_klass._bazovyy_uroven.rar | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»: Руководитель МО __________Сопина Т.В. Протокол №__ от «___»____________2012г. | «Согласовано»: Зам. директора по УВР МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» ____________Лаптева С.И. «___»____________ 2012г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» _____________Галайко И.Н. Приказ №__от «___»______________2012г. |
Рабочая программа
Сопиной Татьяны Васильевны
I квалификационная категория
по учебному курсу « Русский язык»
9 класс
Базовый уровень
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что домини рующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно
обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различи сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных но мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языков факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен: знать I понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество вание);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова ния к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче ских словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата проведения | Тема учебногозанятия | Тип урока | Основные требованияк знаниям, умениями навыкам учащихся | Подготовка к ГИА | ||||||||||
Планируемыесроки | Факт | ||||||||||||||
1. | Международное значение русского языка | Вводный | совершенствовать речевые умения | 8.1., 8.2. | |||||||||||
2. | Р. Р. Элементы сжатия текста. Комплексный анализ текстов упр. 3, 6 | Развитие речи | Уметь анализировать содержание и композицию текста | 8.6. | |||||||||||
3. | Р.Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5) | Развитие речи | Уметь находить средства художественной выразительности | 5.2. | |||||||||||
4. | Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Мини-сочинение по упр. 13-14. Типология заданий А1-А5 Вводный контрольный диктант | Повторение изученного материала | Уметь применять полученные знания в собственной речевой практике | 7.7., 7.18. | |||||||||||
5. | Стили языка. (типология задания В1) | Повторение изученного материала | Уметь различать тексты по типам и стилям речи | 7.8., 7.18. | |||||||||||
6. | Р.Р. Научный стиль речи, научно-популярный подстиль и их признаки. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту на лингвистическую тему. Написание сжатого изложения. Самопроверка: редактирование текста. | Повторение изученного материала | Уметь различать тексты по типам и стилям речи, целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать ее достоверности, передать содержания информации адекватно поставленной цели | 7.7. | |||||||||||
7. | Лексика и фразеология. Выразительные средства лексики. (типология заданий А6, В1). Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подготовка к устному сочинению («Зачем мы изучаем лексику?», «Зачем мы изучаем фразеологию?») | Повторение изученного материала | Уметь составлять устное высказывание на лингвистическую тему | 7.6. | |||||||||||
8. | Морфемика. Словообразование. Правописание гласных в корнях слов, приставок и суффиксов (типология заданий В2, В3, В4) | Повторение изученного материала | Уметь умения обосновывать выделение морфем, выбирать нужные морфемы в корнях, приставках, суффиксах | 7.8. | |||||||||||
9. | Морфология. Комплексный анализ прочитанного текста с использованием тестовых зданий типологии В. | Повторение изученного материала | Уметь правильно опознавать части речи, выполнять тестовые задания | 5.8. | |||||||||||
10. | Проверочная работа с творческим заданием «Функции знаков завершения». | Урок контроля | Уметь оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно; | 5.8., 5.9. | |||||||||||
11. | Синтаксис словосочетания (типология заданий В8) | Изучение нового материала | Уметь распознавать словосочетания различного вида и употреблять их в речи | 7.13 | |||||||||||
12. | Синтаксис простого осложнённого предложения (типология заданий В9, В10, В12). Комплексный анализ текста упр. 31 | Изучение нового материала | Уметь распознавать предложения различного вида и употреблять их в речи | 7.15 | |||||||||||
13. | Синтаксис простого предложения, осложнённого обособленными членами (типология заданий В11) | Изучение нового материала | Уметь распознавать осложнения простого предложения и правильно расставлять знаки препинания | 7.13., 7.15. | |||||||||||
14. | Синтаксис простого предложения, осложнённого словами, грамматически не связанными с членами предложения (типология задания В5) | Урок контроля | Уметь разграничивать в предложении обращения и подлежащее, употреблять обращение, вводные слова в речи | 7.11. 5.14 | |||||||||||
15. | Р. Р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Функции знаков препинания в простом осложненном предложении» | Изучение нового материала | Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм | 7.11. | |||||||||||
16. | Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Изучение нового материала | Уметь находить в тексте сложные предложения, различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания | 7.11. | |||||||||||
17. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Изучение нового материала | Уметь правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного, произносить сложное предложение с нужной интонацией | 7.11 5.13 | |||||||||||
18. | Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Функции знаков препинания между частями сложного предложения» (на основе упр. 58) | Развитие речи | Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм | 7.11 5.13 | |||||||||||
19. | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | Изучение нового материала | Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении | 8.2., 9.4. | |||||||||||
20. | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | Изучение нового материала | Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи | 7.12. 5.13. | |||||||||||
21. | Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными союзами | Изучение нового материала | Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Совершенствовать пунктуационные навыки | 7.12. 5.13. | |||||||||||
22. | Р.Р. Обучающее сжатое изложение (тексты демоверсий 2010, 2011) | Развитие речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст | 7.12. 5.13. | |||||||||||
23. | Контрольное сжатое изложение | Развитие речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст | 7.12. 5.13. | |||||||||||
24. | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (типология заданий В6) | Изучение нового материала | Уметь правильно ставить запятые в ССП, правильно выполнять тестовые задания | 7.12. 5.13. | |||||||||||
25. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | Изучение нового материала | Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор ССП, составлять их схемы | 7.12. 5.13. | |||||||||||
26. | Повторение изученного о сложносочинённом предложении. Урок-зачёт | Изучение нового материала | Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи | 7.12. 5.13. | |||||||||||
27. | Пунктуация сложносочинённых и простых предложений на основе синтаксического и пунктуационного анализа прочитанного текста (типология заданий В5, В6, В9, В10,В11,В12) | Изучение нового материала | Уметь разграничивать предложения с однородными членами и сложносочиненными предложениями, выделять грамматическую основу в простых предложениях, входящих в состав сложносочинённого, правильно ставить знаки препинания, выполнять тестовые задания | 7.12. 5.13. | |||||||||||
28. | Проверочная работа (типология заданий В5, В6, В9, В10,В11,В12, С2.2) | Изучение нового материала | Уметь выделять грамматическую основу в простых и сложных предложениях, правильно ставить знаки препинания, выполнять тестовые задания | 7.12. 5.13. | |||||||||||
29. | Проверочный диктант. | Урок контроля | Уметь оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно | 7.12. 5.13. | |||||||||||
30. | Анализ проверочной работы | Урок контроля | Совершенствовать орфографические умения и навыки, оценивать собственную деятельность и деятельность других (полно, правильно, примеры приводились, были дополнения, пояснения, что доработать) | 7.12. 5.13. | |||||||||||
31. | Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. (Упр. 89) | Изучение нового материала | Уметь различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения; находить в сложноподчиненном предложении главное и придаточное; употреблять сложноподчиненные предложения в речи | 7.12. 5.13. | |||||||||||
32. | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Комплексный анализ текста на основе упр. 93 | Изучение нового материала | Совершенствовать знания и умения, связанные с разделом “Синтаксис и пунктуация” | 7.12. 5.13. | |||||||||||
33. | Р.Р. Контрольное изложение на основе упр. 95 | Урок контроля | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст | 7.12. 5.13. | |||||||||||
34. | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Комплексный анализ текста упр. 100 на основе решения тестовых заданий типологии А, заданий типологии В1-В12 | Изучение нового материала | Отработать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, составления схемы | 7.12. 5.13. | |||||||||||
35. | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | Изучение нового материала | Уметь определять значение придаточного предложения, употреблять в речи различные виды сложноподчиненных предложений. Отработать навыки постановки знаков препинания , составления схемы | 7.12. 5.13. | |||||||||||
36 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Синтаксический и пунктуационный анализ текста (Упр. 121,122) | Повторение изученного материала | Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях | 7.11 7.12 5.13 | |||||||||||
37 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. Комплексный анализ текста на основе упр. 127 | Урок контроля | Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях Познакомить с придаточными обстоятельственными, их видами. Уметь отличать придаточные предложения места, времени от других придаточных | 8.4 8.5. | |||||||||||
38 | Контрольное тестирование (типология заданий В5 – В12 Демоверсии) | Урок контроля | Уметь правильно выполнять тестовые задания | 5.9. 7.13. | |||||||||||
39 | Анализ к.р. № 5. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, цели, следствия. Синтаксический и пунктуационный анализ текста упр. 133 | Урок контроля | Уметь классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения. Отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении | 5.9. 7.4. | |||||||||||
40 | Языковой анализ текстов на основе упр. 141, 143. Решение тестовых заданий типологии В7 | Изучение нового материала | Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в СПП , правильно ставить вопросы к придаточным частям СПП | 5.9. 7.4. | |||||||||||
41 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Синтаксический и пунктуационный анализ текста на основе упр. 157 | Изучение нового материала | Уметь употреблять придаточные образа действия, меры, степени и сравнительные в письменной речи Закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении | 5.9 7.14 | |||||||||||
42 | Проверочный диктант с творческим заданием «Зачем нужна пунктуация?» | Урок контроля | Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно | 5.9 7.17 | |||||||||||
43 | Р.Р. Языковой анализ текстов упр. 160, 162. Решения тестовых заданий типологии В7. | Развитие речи | Уметь употреблять СПП с различными придаточными предложениями в письменной речи, выполнять тестовые задания | 5.9 7.17 | |||||||||||
44 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный анализ текстов упр. 171, 172, 173 | Повторение изученного материала | Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, различать типы связи в предложениях с несколькими придаточными | 5.9 7.16 | |||||||||||
45 | Р.Р. Содержательно-композиционный анализ текста. Интерпретация текста. Обучение написанию сочинения-рассуждения по интерпретации текста (на основе упр. 174) | Развитие речи | Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно | 5.9 7.16 | |||||||||||
46 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста данного упр. 175 на морально-этическую тему | Изучение нового материала | Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание типа рассуждение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно | 7.14-7.16. | |||||||||||
47 | Контрольное сочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста (на основе текстов Демоверсии) | Урок контроля | Уметь создать связное высказывание на морально-этическую тему; создать текст-рассуждение, композиционно его оформить | 8.2. 8.6. | |||||||||||
48 | Р.Р. Анализ контрольного сочинения-рассуждения | Развитие речи | Уметь классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения., | 7.13. 7.18. 7.19 | |||||||||||
49 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7, В9-В12, В14. | Изучение нового материала | Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор СПП, ССП, составлять их схемы; выполнять тестовые задания | 7.13. 7.18. 7.19 | |||||||||||
50 | Р.Р. Комплексный анализ текстов упр. 176, 177, 178. Устное высказывание на лингвистическую тему «Зачем нужен толковый словарь?» | Закрепление знаний и умений | Уметь определять тип и стиль речи текста, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | 8.2. 8.6. | |||||||||||
51 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | Развитие речи | Уметь находить в тексте сложные бессоюзные предложения, расставлять знаки препинания в таких предложениях | 9.1. | |||||||||||
52 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (типология задания В13) | Изучение нового материала | Уметь выражать различные смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений; преобразовывать сложные предложения в бессоюзные. | 9.1. | |||||||||||
53 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. синтаксический и пунктуационный анализ предложений текста упр. 195 | Изучение нового материала | Формировать умение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении | 9.2. | |||||||||||
54 | Р.Р. Развитие умений создавать высказывание на лингвистическую тему. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (часть С2.1) «Роль двоеточия в бессоюзном сложном предложении» на основе текста (стр. 129-130) и упр. 196 | Развитие речи | Уметь создавать высказывание на лингвистическую тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | 9.2. | |||||||||||
55 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Изучение нового материала | Формировать умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении | 9.2. | |||||||||||
56 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Изучение нового материала | Уметь находить в тексте сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, определять виды связи, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции | 9.4. | |||||||||||
57 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с различными видами связи (Упр. 204, 211, 217) | Изучение нового материала | Развивать пунктуационную зоркость | 9.3. | |||||||||||
58 | Комплексный анализ текста (обучение решению тестовых заданий типологии А экзаменационной работы) | Изучение нового материала | Уметь анализировать текст по представленным заданиям | 1.1. 2.1 2.3. | |||||||||||
59 | Комплексный анализ текста (обучение решению тестовых заданий типологии В экзаменационной работы) | Повторение изученного материала | Уметь анализировать текст по представленным заданиям | 3.1. 3.3. | |||||||||||
60 | Общие сведения о языке. Орфография. орфографический анализ текстов на основе упр. 266, 267 | Повторение изученного материала | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | 2.1. 2.3 3.3 | |||||||||||
61 | Р. Р. Назначение орфографии в языке. Устное высказывание на лингвистическую тему «Зачем нужна орфография?» | Урок контроля | Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | ||||||||||||
62 | Итоговое контрольное тестирование. | Повторение изученного материала | 8.2. 8.6. | ||||||||||||
63 | Лексика и фразеология. Лексический анализ. | Развитие речи | Развивать внимание к слову, уметь работать со словарем | 8.2. 8.6. | |||||||||||
64 | Морфемика. Словообразование. | Развитие речи | Развивать умения обосновывать выделение морфем | 10.5. | |||||||||||
65 | Анализ итоговой контрольной работы в формате ГИА 9: часть С1. Развитие коммуникативной и языковедческой компетенций школьников, их коммуникативно-речевых умений | Повторение изученного материала | Уметь классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения | ||||||||||||
66 | Анализ итоговой контрольной работы в формате ГИА 9: часть С2.1 и С2.2. Развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций школьников, их коммуникативно-речевых умений | Повторение изученного материала | Уметь адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других (полно, правильно, примеры приводились, были дополнения, пояснения, что доработать) с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | ||||||||||||
67 | Морфология | Повторение изученного материала | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | ||||||||||||
68 | Содержательно-композиционный анализ текстов упр. 274, 278 | Повторение изученного материала | Определять синтаксические средства связи предложений и абзацев текста. |
Содержание программы учебного курса
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Основная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на русском языке. Сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке.
В 9 классе завершается систематическое обучение русскому языку. Изучается сложное предложение со всеми разновидностями. Проводятся систематизация и обобщение материала по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, завершается определенный этап работ по развитию речи. Особенно важно наглядно раскрыть богатство русской синтаксической синонимики.
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5-8 классах.
Сложное предложение. Культура речи.
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.
Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.
Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).
Умение составлять сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.
Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми предложениями., которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами ). Умение строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.
Бессоюзные сложные предложения.
Связь частей бессоюзного сложного предложения посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения с союзными конструкциями.
Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.
Сложные предложения с различными видами связи.
1. Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.
2. Умение разбирать сложные предложения с указанием их частей и видов связи между ними.
Общие сведения о языке.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию.
Развитие связной речи.
Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи.
Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально – этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа сложного синтаксического целого.
Обучающие и проверочные диктанты.
Подробное, сжатое, выборочное изложение.
Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.
Доклад или реферат.
Рецензирование ученических сочинений.
Сочинение в жанре письма.
Конспект и тезисный план фрагмента.
Литературно - критические статьи.
Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).
Основные умения и навыки.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи. Определять стиль и тип текста (речи).
Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, исправлять пунктуационные ошибки.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.
По связной речи. Определять тип и стиль речи; создавать тексты разных стилей и типов речи. Составлять тезисы или конспекты небольшой литературно - критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать автобиографию, заявление. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.
Формы и средства контроля:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Перечень учебно-методических средств обучения
Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006.
Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...