Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 10 класс. Базовый уровень
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме

Сопина Татьяна Васильевна

 

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 35 часов

 (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Голь­цова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»

Согласовано

Руководитель МО

___________Сопина Т.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2012г.

Согласовано

Заместитель директора   по УВР МБОУ

«Ивано- Лисичанская СОШ»

___________ Лаптева С.И.

«____»____________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ  «Ивано- Лисичанская СОШ»

                                      __________Галайко И.Н..

                     Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа

 Сопиной Татьяны Васильевны  

по учебному курсу «Русский язык»

10 класс

Базовый уровень

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 35 часов

 (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Голь цова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемысли тельного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ ные действия, в том числе и речевые.

Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способно стей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обуче ния предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст ной и письменной речи);
  2. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
  3. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:        

  1. связь языка и истории, культуры русского народа;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устное и письменные высказывания с точ ки зрения языкового оформления;
  2. проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

аудирование и чтение:

  1. использовать основные виды чтения;        |
  2. извлекать необходамую информацию из различных источников;

говорение и письмо:

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати ческие нормы современного русского языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современнфго русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения;
  5. использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки уст ного и письменного текста.

В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографиче ской зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторе ние орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами Литературного языка, способного выражать свои мысли и чувст ва в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 35 часов, в том числе для проведения:

-контрольных сочинений – 4 часа

-контрольных тестирований – 2 часа

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема учебного

занятия

Тип урока

Основные требования

к знаниям, умениям

и навыкам учащихся

Подготовка к   ЕГЭ

Планируемые

сроки

Факт

1.

Слово о русском языке.

Комбини-

рованный

Знать: некоторые осо бенности развития рус ского языка; что такое речь, формы речи, рече вая ситуация.

Уметь: оперировать тер минами при анализе язы кового явления

2.

Слово и его зна чение. Одно значность и мно гозначность. Изобразительно выразительные средства русско го язык

Комбини-

рованный

Знать: смысл понятий речь устная и письмен ная; монолог, диалог, сфера и ситуация речево го общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять пря мое и переносное значе ния слов, значение много значного слова

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31

3.

Р/р. Практиче ская работа. Лин гвистический анализ текста

Урок кон троля ЗУН

Знать: особенность тек стов по стилю и типу. Уметь: отмечать стиле вые черты, языковые средства текста

построение текста – А7, А8;

4.

Смысловые от ношения между словами:сино нимы, антонимы, омонимы, паро нимы. Работа со словарями

Урок кон троля ЗУН

Знать: специфику смыс ловых отношений между словами.

Уметь: определять сино нимы, антонимы

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31

5.

Происхождение лексики совре менного русско го языка. Употреб ление устарев- шей лексики и неологизмов

Комбини-

рованный

Знать: сферы употребле ния русской лексики. Уметь: определять заим ствованные слова в тек сте

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31

6.

Фразеология. Употребление фразеологизмов.

Комбини-

рованный

Знать: понятие фразео логизмы. Уметь: определять фра зеологизмы

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31

7.

Р/р. Контрольное сочинение по теме «Лексика»

Урок кон троля ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изу ченные орфограммы.

8.

Обобщающее по вторение фоне тики, графики, орфоэпии, орфо графии. Фонети ческий разбор слова. Чередова ние звуков

Комбини-

рованный

Знать: основные орфо граммы, изученные ранее. Уметь: соблюд ать в прак тике письма основные правила орфографии и пунктуации

словообразовательный анализ – В1; морфологический анализ – А11, В2; значение слова – А12, А31

9.

Орфоэпические нормы современ ного русского языка.

Комбини-

рованный

Уметь: соблюдать в прак тике письма основные правила орфографии и пунктуации

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

10.

Повторение. Мор фемика и слово образование.

Комбини-

рованный

Знать: виды морфем. Уметь: применять зна ния по морфемике и сло вообразованию в практи ке правописания.

словообразовательный анализ – В1; морфологический анализ – А11, В2; значение слова – А12, А31

11.

Словообразова тельные модели. Словообразова тельный разбор слова.

Комбини-

рованный

Знать: виды морфем

словообразовательный анализ – В1; морфологический анализ – А11, В2; значение слова – А12, А31

12.

Р/р Контрольное сочинение по теме «Словообразование»

Урок кон троля ЗУН

Уметь: определять тему, основную мысль текста

13.

Принципы рус ской орфографии

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: языковые едини цы, проводить различные виды их анализа.Уметь: соблюдать в прак тике письма основные правила орфографии и пунктуации

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

14.

Правописание безударных и че редующихся гласных в корне слова

Комбини-

рованный

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать язы ковые единицы, прово дить различные виды их анализа

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

15.

Правописание гласных после шипящих и ц

Комбини-

рованный

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать язы ковые единицы

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

16.

Правописание звонких и глухих согласных в кор не слова. Право писание двойных согласных

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунк туационные). Уметь: применять изу ченные правила

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

17.

Контрольное

тестирование по теме «Орфография»

Урок кон троля ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изу ченные орфограммы; со блюдать основные прави ла орфографии

18.

Р/р. Текст как речевое произве дение.

Комбини-

рованный

Знать: признаки текста

построение текста – А7, А8; проблема, позиция автора – С1 (К1, К3)

19.

Р/р. Практиче ская работа. Со держательно- композиционный анализ текста

Комбини-

рованный

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста

построение текста – А7, А8; проблема, позиция автора – С1 (К1, К3)

20.

Правописание приставок. Глас ные ы, и после приставок

Комбини-

рованный

Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: опознавать язы ковые единицы, проводить различные виды их ана лиза

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

21.

Р/р Контрольное сочинение по теме «Текст как речевое произведение»

Урок кон троля ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изу ченные орфограммы; со блюдать основные прави ла орфографии

22.

Систематизация знаний о частях речи. Морфоло гические нормы

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: языковые едини цы, различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в прак тике письма основные правила орфографии и пунктуации

состав слова – А13; частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

23.

Имена. Склоняе мые части речи

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: общее граммати ческое значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить скло няемые части речи в тек сте

состав слова – А13; частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

24.

Правописание склоняемых час тей речи. Право писание сложных имен существи тельных и прила гательных

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка

состав слова – А13; частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

25.

Именительный и родительный падежи множест венного числа некоторых суще ствительных мужского рода.

Комбини-

рованный

Знать: основные нормы русского литературного языка  Уметь: применять изу ченные правила.

частеречная принадлежность – А11, В2;

26.

Р/р. Контрольное сочинение по теме «Морфология»

Урок кон троля ЗУН

Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов. Уметь: свободно, пра вильно излагать свои мысли в устной и пись менной форме

27.

Местоимение как лексико-грам матическая кате гория.

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: общее граммати ческое значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль местоимений. Уметь: находить место имения в тексте.

частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

28.

Глагол. Грамма тические катего рии русского гла гола.

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: общее граммати ческое значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаго лы в тексте.

частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

29.

Глагольные фор мы - причастие и деепричастие.

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: общее граммати ческое значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль причастия и дееприча стия. Уметь: применять изу ченные орфографические правила

частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

30.

Значение и упот ребление, право писание причас тий и дееприча стий

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка.

частеречная принадлежность – А11, В2;

31.

Наречия и нареч ные сочетания. . Слова категории со стояния

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: общее граммати ческое значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте.

частеречная принадлежность – А11, В2;

32.

Служебные части речи

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: общее граммати ческое значение, морфо логические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служеб ные части речи в тексте

частеречная принадлежность – А11, В2;

33.

Правописание служебных час тей речи

Урок сис тематиза ции ЗУН

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изу ченные правила

частеречная принадлежность – А11, В2;

34.

Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в 10 классе»

Урок кон троля ЗУН

35.

Итоговый урок

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изу ченные орфограммы; со блюдать основные прави ла орфографии

Содержание курса программы 10 класса

Раздел 1.

Ведение.

Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира. Норма и культура речи. Функциональные стили.

Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Тема 1. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Тема 2. Изобразительно – выразительные средства русского языка.

Тема 3. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.

Тема 4. Сочинение – рассуждение.

Тема 5. Происхождение лексики современного русского языка.

Тема 6. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Тема 7. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление..

Тема 8. Лексикография.

Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Тема 1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

Тема 2. Орфоэпия.

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

Тема 1. Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор. Формообразование. 2 ч.

Тема 2. Изложение с творческим заданием.

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 1. Принципы русской орфографии.

Тема 2. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Тема 3. Употребление гласных после шипящих и Ц.

Тема 4. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых и двойных согласных.

Тема 5. Гласные и согласные в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок.

Тема 6. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Тема 7. Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

Тема 8. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.

Тема 9. Правописание сложных имен существительных.

Тема 10. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Тема 11. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Тема 12. Правописание сложных имен прилагательных.

Тема 13. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

Тема 14. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных.

Тема 15. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

 Тема 16. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.  .

Тема 17. Правописание глаголов.  

Тема 18. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.  

Тема 19. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия.  

Тема 20. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий.  

Тема 21. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.  

Тема 22. Служебные части речи. Предлог. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов.  

Тема 23. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание союзов.  

Тема 24. Частица. Морфологический разбор частицы. Частицы НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.  

Раздел 6.Междометие и звукоподражание.  

Тема 25. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.  

 

                   

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 10 класса

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Г'ольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус ское слово, 2010.
  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Ми- щерина. - М.: Русское слово, 2009.
  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: темати ческое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
  4. Гольцова,        Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
  6. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцо ва, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
  7. Меркин, Б. Г. Русский язык : подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
  8. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...