Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_kursu_russkiy_yazyk_7_klass._bazovyy_uroven.rar | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»
Согласовано Руководитель МО ___________Сопина Т.В.. Протокол № ___ от «____»___________2012г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ» ___________ Лаптева С.И. «____»____________2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ» __________Галайко И.Н.. Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
Рабочая программа
Сопиной Татьяны Васильевны
по учебному курсу «Русский язык»
7 класс
Базовый уровень
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002.).
Составление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская
программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении грамматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета.
Необходимо также включить следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и
деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные
функции междометия, разряды междометия.
В связи с введением нового базисного учебного плана и перераспределением часов между 6 и 7 классами темы «Наречие» и «Категория состояния» перенесены в 6 класс.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
- познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
ЧТЕНИЕ:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и разительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
ПИСЬМО:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной , грамматической синонимии;
ТЕКСТ:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста,
способы и средства связи предложений в тексте;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
МОРФОЛОГИЯ:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
ОРФОГРАФИЯ:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую xaрактеристику слов при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать
словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчини-
тельными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема учебного занятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Подглтлвка к ГИА | |||||||||
по плану | факт | |||||||||||||
1-2 | Русский язык - на циональ ный язык русского народа | Урок усвоения новых знаний | Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык - это прежде всего язык русского на рода, русской нации | Анализ тек стов, выявле ние главного и существенно го. | ||||||||||
3-4. | Синтаксис и пунктуа ция. Син таксиче ский и пунктуаци онный раз боры Вводный контрольный диктант | Повтори- тельно-обобщаю- щие уроки | Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от | Графический, объяснитель ный диктанты, составление схем, конст руирование по схемам | ||||||||||
5-6. | Лексиколо гия и фра зеология | Повтори- тельно-обобщаю- щие уроки | Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять | Сочинение-миниатюра | ||||||||||
7 | Фонетика и орфоэпия | Повтори- тельно-обобщаю- щие уроки | Уметь соблюдать произноситель ные нормы, проводить фонетиче ский и орфоэпический разбор слов, | Фонетический разбор, тест, редактирова ние звучащей речи | ||||||||||
8-9. | Словооб разование и морфемика | Повтори- тельно-обобщаю- щие уроки | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы | Работа с пер фокартами, объяснитель ный диктант, диктант «Про верь себя» | ||||||||||
10 | Морфоло гия. Мор фологиче ский раз бор слова | Повтори- тельно-обобщаю- щие урок | Знать общую характеристику само стоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные мор фологические признаки | Работа по карточкам, предупреди тельный дик тант | ||||||||||
11-13 | Орфогра фия | Повтори- тельно-обобщаю- щие уроки | Владеть правильным способом при менения изученных орфографиче ских правил | Комплексный анализ тек ста, преду предитель ный диктант, | ||||||||||
14 | Контроль ная работа | Урок контроля | Уметь записывать текст, восприня тый на слух, в соответствии с ор фографическими и пунктуационными нормами. | Диктант с грамматиче ским заданием | ||||||||||
15 | Pазвитие речи Текст. Стили ли тературно го языка | Урок развития речи | Знать признаки текста; уметь опре делять стиль текста, аргументиро вать свою точку зрения | Работа с тек стом | ||||||||||
16 | Р/Р.Публицистический стиль | Урок развития речи | Знать особенности публицистиче ского стиля | Составление таблицы «Публицисти ческий стиль и его призна ки», | ||||||||||
17 | Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах | Повтори-тельно-обобщающий урок | Знать морфологические признаки глагола, уметь выполнять морфологический разбор | Выборочный диктант | ||||||||||
18-19 | Причастие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилага тельного | Подбор суще ствительных к прилагатель ным и при частиям | ||||||||||
20 | Склонение причастий | Урок усвоения новых знаний | Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы | Объясни тельный, рас пределитель ный диктанты | ||||||||||
21-22 | Причаст ный обо рот. Выде ление при частных оборотов запятыми. | Урок усвоения новых знаний | Знать определение причастного обо рота и понятие одиночного причас тия. Уметь устанавли вать связь причастия с оп ределяемым и зависимым словами | Объясни тельный, рас пределитель ный диктанты | ||||||||||
23-24 | Развитие речи. Опи сание внешности человека | Развитие речи. Опи сание внешности человека | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, по нятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь опре делять тему, основную мысль, стиль текста. | Наблюдение над фрагмен тами художе ственных про изведений | ||||||||||
25 | Действи тельные и страда тельные причастия | Урок усвоения новых знаний | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению. | Распредели тельный дик тант | ||||||||||
26 | Действительные причастия настоящего времени. | Урок усвоения новых знаний | Действительные причастия настоящего времени. | Составление таблицы | ||||||||||
27 | Глас ные в суф фиксах действи тельных причастий настояще го времени | Урок закрепле ния изу ченного | Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму | Работа по карточкам. | ||||||||||
28 | Действи тельные причастия прошед шего времени | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования дейст вительных причастий прошедшего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий. | Творческое списывание | ||||||||||
29 | Страда тельные причастия настояще го време ни | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования страда тельных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор глас ной в окончаниях глаголов и суф фиксах -ом- (-ем-), -им- причастий | Объясни тельный диктант | ||||||||||
30 | Глас ные в суф фиксах страда тельных причастий настояще го времени | Урок закрепле ния изу ченного | Уметь определять спряжение глаго ла, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий | Работа по карточкам. Свободный диктант. Ре дактирование текста | ||||||||||
31 | Страда тельные причастия прошедшего времени | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования причас тий. Уметь выбирать правильное на писание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях про шедшего времени | Словарный, распредели тельный диктанты | ||||||||||
32 | Краткие страда тельные причастия | Урок усвоения новых знаний | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких при частий и прилагательных | Тест. Выборочный диктант | ||||||||||
33 | Развитие речи. Умение выделять основную и дополнительную информацию | Уроки развития речи | Адекватно понимать содержание художественного текста, восприни мать его на слух, выделять основ ную и дополнительную информа цию | Выборочное изложение | ||||||||||
34 | Развитие речи. Выборочное изложение. | Уроки развития речи | Адекватно понимать содержание художественного текста, восприни мать его на слух, выделять основ ную и дополнительную информа цию | Выборочное изложение | ||||||||||
35 | Морфоло гический разбор причастия | Повтори тельно-обобщаю щий урок | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выпол нять морфологический разбор | Составление таблицы «НЕ с причастием» | ||||||||||
36-37 | Слитное и раздель ное напи сание НЕ с причас тиями | Урок усвоения новых знаний | Знать условия слитного и раздель ного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу | Работа по карточкам, графический диктант | ||||||||||
38-39 | Одна и две буквы Н в суф фиксах страда тельных причастий прошед шего вре мени и отглаголь ных прила гательных | Урок усвоения новых знаний | Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прила гательных; правильно употреблять в речи | Распредели тельный диктант. Изложение-миниатюра | ||||||||||
40 | Н и НН в суффиксах кратких страдат. причастий и крат ких отгла г.прилага т. | Урок усвоения новых знаний | Уметь различать краткие страда тельные причастия и краткие прила гательные, понимать различие в написании причастий и прилага тельных | Комментиро ванное пись мо | ||||||||||
41-42 | Pазвитие речи Сочинение-описание внешности человека по фото графии | Уроки развития речи | Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые осо бенности текста-описания внешно сти человека. Уметь самостоятель но описывать внешность человека. | Сочинение | ||||||||||
43 | Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилага тельных, образо ванных от глаголов | Урок усвоения новых знаний | Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в страдательных причастиях и прилага тельных, образо ванных от глаголов | Диктант «Проверь себя» | ||||||||||
44 | Буквы Е и ё после шипящих в суффик сах страдательных причастий прошед шего вре мени | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора Е, Ё в суф фиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму | Контрольный словарный диктант. Вы борочный диктант | ||||||||||
45-46 | Повторе ние и обобще ние изу ченного по теме «Причас тие» | Повторительно-обобщающий урок | Уметь находить причастие, опреде лять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии | Работа с тек стами разных стилей и жан ров | ||||||||||
47 | Проверочная работа по теме «Причастие» | Проверочная работа | Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, ти пологический, языковой анализ от дельных элементов | Комплексный анализ текста | ||||||||||
48 | Анализ контроль ной рабо ты | Урок коррекции знаний | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или гра фическое комментирование, приво дить примеры | Работа над ошибками | ||||||||||
49 | Понятие о дееприча стии | Урок усвоения новых знаний | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь раз граничивать основное и добавочное действие | Объясни тельный дик тант | ||||||||||
50 | Дееприча стный оборот. Запятые при дее причаст ном обороте | Урок усвоения новых знаний | Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же ли цом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия | Комментиро ванный диктант | ||||||||||
51-52 | Развитие речи. Опи сание дей ствий как вид текста | Урок развития речи | Знать структуру, языковые особен ности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст | |||||||||||
53 | Раздельное напи сание НЕ с дееприча стиями | Урок усвоения новых знаний | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновы вать выбор написания НЕ с деепри частиями | Работа по карточкам | ||||||||||
54-55 | Дееприча стия несо вершенно го и со вершенно го вида | Урок усвоения новых знаний | Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи | Анализ текста | ||||||||||
56 | Pазвитие речи. Рассказ с включени ем описа ния дейст вий | Урок развития речи | Понимать роль деепричастий в со чинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание. | Сочинение | ||||||||||
57 | Развитие речи. Сочи нение по картине С. А. Григо рьева «Вратарь» | Урок развития речи | Понимать роль деепричастий в со чинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий | Сочинение | ||||||||||
58 | Употреб ление дее причастий в речи | Урок закрепле ния изу ченного | Уметь использовать полученные знания в нестандартной ситуации; использовать свойства дееприча стий «дорисовывать» действия в текстах разных стилей и типов речи | Комплексная работа с тек стом | ||||||||||
59 | Морфоло гический разбор дееприча стия. Сис тематиза ция и обобще ние изу ченного по теме «Деепри частие» | Повторительно- обобщающий урок | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структур но-семантического и грамматиче ского анализа слов | Редактирова ние текста, осложнённое списывание | ||||||||||
60 | Контроль ный тест по теме «Деепри частие» | Урок контроля | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структур но-семантического и грамматиче ского анализа слов | Тест | ||||||||||
61 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или гра фическое комментирование, приво дить примеры | Работа над ошибками | ||||||||||
62 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок усвоения новых знаний | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи | Работа с текстом | ||||||||||
63-64 | Предлог как служебная часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать о предлоге как о служебной части речи, уметь различать предлоги, союзы и частицы | Сгруппировать с/с по значению предлога | ||||||||||
65-66 | РР. Контрольное изложение с элементами сочинения. | Урок развития речи | Уметь понимать содержание текста | Изложение | ||||||||||
67-68 | Употребление предлогов | Урок усвоения новых знаний | Знать об однозначных и многозначных предлогах, уметь правильно использовать предлоги в речи | Редактирование текста | ||||||||||
69 | Непроизводные и производные предлоги | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных | Работа по карточкам | ||||||||||
70 | Простые и составные предлоги. | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды предлогов по составу | Проверочная работа | ||||||||||
71-72 | РР. Сочинение по картине. | Урок развития речи | Уметь писать сочинение повествовательного характера | Сочинение по картине | ||||||||||
73-74 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок усвоения новых знаний | Знать условия слитного, раздельного, дефисного правописания предлогов | Осложненное списывание | ||||||||||
75 | Систематизация материала по теме «Предлог». | Повторительно- обобщающий урок | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов | Составление предложений | ||||||||||
76 | Проверочная работа по теме «Предлог» | Урок контроля | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов | Диктант | ||||||||||
77 | Анализ результатов проверочной работы Союз как часть речи. | Урок усвоения новых знаний | Знать о союзе как о служебной части речи | Объяснительный диктант | ||||||||||
78 | Простые и составные союзы | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении | Графический диктант | ||||||||||
79-80 | Союзы сочинительные и подчинительные | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды союзов по значению, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы | Синтаксический разбор | ||||||||||
81-82 | Сочинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Знать группы сочинительных союзов, их назначение | Предупредительный диктант | ||||||||||
83-84 | Подчинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь различать их | Конструирование предложений | ||||||||||
85 | Морфологический разбор союза | Уметь различать союзы по значению и строению | Комплексный анализ текста | |||||||||||
86-87 | РР. Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» | Урок развития речи | Знать особенности публицистического стиля речи, уметь создавать текст-рассуждение | Сочинение | ||||||||||
88-89 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | Урок усвоения новых знаний | Знать правило правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов | Взаимодиктант | ||||||||||
90-91 | Систематизация изученного по теме «Предлоги» и «Союзы» | Повторительно- обобщающий урок | Уметь систематизировать, обобщать знания | Ответы на теоретические вопросы | ||||||||||
92 | Контрольный диктант по теме «Союз» | Урок контроля | Уметь систематизировать, обобщать знания | Диктант | ||||||||||
93 | Анализ результатов контрольной работы. Частица как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности частицы как служебной части речи, уметь отличать частицы от других частей речи | Определить значение частиц в тексте | ||||||||||
94 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды частиц по значению, уметь распознавать формообразующие частицы | Составление связного текста | ||||||||||
95-96 | РР. Сочинение-рассказ по данному сюжету | Урок развития речи | Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания | Сочинение | ||||||||||
97-98 | Отрицательные частицы | Урок усвоения новых знаний | Понимать смысловые значения и роль частицы НЕ. Уметь определять её значение | Предупредительный диктант | ||||||||||
99-100 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | Урок усвоения новых знаний | Уметь различать частицы НЕ и НИ | Диктант «Проверяю себя» | ||||||||||
101-102 | Модальные частицы. | Урок усвоения новых знаний | Знать значения модальных частиц, уметь выделять модальные частицы среди других частей речи | Объяснительный диктант | ||||||||||
103-104 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок усвоения новых знаний | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц, уметь выделять их среди других частей речи | Работа с текстом | ||||||||||
105 | Морфологический разбор частицы | Урок усвоения новых знаний | Знать порядок морфологического разбора частицы | Составление предложений | ||||||||||
106-107 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ- | Урок усвоения новых знаний | Уметь применять правила написания Нес различными частями речи | Объяснительный диктант | ||||||||||
108-109 | Рр. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету. | Урок контроля | Уметь создавать собственное высказывание | Сочинение | ||||||||||
110-111 | Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ- | Урок усвоения новых знаний | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ – НИ | Осложненное списывание | ||||||||||
112-113 | Обобщение материала по теме «Частица» | Повторительно- обобщающий урок | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности | Работа с текстом | ||||||||||
114 | Зачет по теме «Служебные части речи» | Урок контроля | Уметь различать предлоги, союзы, частицы | Зачет | ||||||||||
115 | Контрольный тест по теме «Служебные части речи» | Урок контроля | Уметь различать предлоги, союзы, частицы | Тест | ||||||||||
116 | Анализ результатов контрольного теста | Урок коррекции знаний | Уметь исправлять допущенные ошибки | Работа над ошибками | ||||||||||
117 | Междометие как особый разряд слов | Урок усвоения новых знаний | Знать, что междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи | Составление таблицы | ||||||||||
118 | Звукоподражательные слова | Урок усвоения новых знаний | Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи | Работа с текстом | ||||||||||
119 | Дефис в междометиях | Урок усвоения новых знаний | Знать условия дефисного написания междометий | Объяснительный диктант | ||||||||||
120 | Морфологический разбор междометия | Повторительно- обобщающий урок | Уметь ставить знаки препинания при междометиях | Распределительный диктант | ||||||||||
121-122 | РР. Контрольное изложение по теме «Служебные части речи» | Урок контроля | Понимать текст, воспринимаемый на слух | Изложение | ||||||||||
123 | Анализ результатов контрольного изложения. Текст. Стили речи | Урок коррекции знаний | Знать особенности текста, черты стилей речи | Анализ текстов разных типов и стилей | ||||||||||
124-125 | Контрольное сочинение по теме «Повторение изученного в 7 классе» | Урок контроля | Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет | Сочинение | ||||||||||
126 | Орфоэпические нормы | Повторительно- обобщающий урок | Соблюдать в речи орфоэпические нормы | Работа с текстом | ||||||||||
127 | Лексические нормы | Повторительно- обобщающий урок | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их | Редакторская правка | ||||||||||
128-129 | Грамматические нормы | Повторительно- обобщающий урок | Уметь находить грамматические ошибки, исправлять их | Творческое списывание | ||||||||||
130 | Интонационные нормы | Повторительно- обобщающий урок | Уметь соблюдать правильную интонацию при чтении предложений | Интонационный анализ текста | ||||||||||
131-132 | Нормы построения текста | Повторительно- обобщающий урок | Уметь производить текстоведческий анализ | Редакторская правка | ||||||||||
133-134 | Речевой этикет | Повторительно- обобщающий урок | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения | Работа с текстом | ||||||||||
135 | Проверочный тест по теме «Повторение изученного в 7 классе» | Урок контроля | Уметь производить композиционный, содержательный, стилистический анализ текста | Комплексный анализ текста | ||||||||||
136 | Анализ результатов проверочного теста | Урок коррекции знаний | ||||||||||||
137-140 | РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ |
Содержание курса программы 7 класса
Русский язык как развивающееся явление
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе ния с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языко вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо ротом.
III. Рассказ по картине.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и Др-)- Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас сказ на основе увиденного на картине.
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек стообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко вые особенности.
Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части цы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо метий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант
( с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение ( выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.
Перечень учебно-методических средств обучения
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...