Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа учебного курса
«Биологии 7 класс» (Базовый уровень)
Составитель: Наговицына Наталья Вячеславовна учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы В.В. Пасечника. Программа содержит темы всех разделов науки о биологии, имеет теоретический и практический материал.
Данная программа рассчитана на 34 ч., из расчета 1 учебный час в неделю из Федерального компонента.
Учебник: Биология: Животные. 7 кл.: учебник /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2017. 304 с.
Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.
Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_7_klass.docx | 137.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения) (приказ Минобразования России №1897 от 17.12.2010 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Юндинская СОШ», реализующая ФГОС ООО на 2019-2020 учебный год.
- Программа разработана на основе авторской программы по биологии В.В. Пасечника 5-9 классы. (Сборник программ. Дрофа, 2012 г), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа реализована в учебнике Биология: Животные. 7 класс/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. Дрофа, 2017.
Цели и задачи, решаемые при изучении биологии в 7 классе:
- - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строений, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- - овладение умениями применять биологические знания в своей практической деятельности; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за живыми объектами;
- - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, работа с различными источниками информации;
- - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе в т. ч. к животным, культуры поведения в природе;
- - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Рабочая программа опирается на УМК:
Учебник: Биология: Животные. 7 кл.: учебник /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2017. 304 с.
Дополнительные учебники:
1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. М.: Дрофа, 2013.
2. Никимов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. - М.: Просвещение, 1993.
3. Рабочая тетрадь: Латюшин В.В., Ламехова Е.Р. Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2017.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 7 классе изучается 2 часа в неделю. На прохождение программой материала отводится 68 часов в год.
Раздел 2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные
У обучающегося будет сформировано:
- Умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Возможность использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознание свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Возможность выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Предметными результатами изучения курса являются:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- особенности живых организмов, отличающие от тел неживой природы;
- знать редких и исчезающих видов, причины их исчезновения и меры их охраны;
- знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства ( животноводство), при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Введение (1 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (1 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (13 часа)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды
Демонстрация
Видеофильм.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (11 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (2 час)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Биоценозы (3 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 час)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Раздел 4. Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание урока |
I | Введение | |
1 | История развития зоологии. Современная зоология | Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. |
Многообразие животных. Глава 1. Простейшие. | ||
2 | Простейшие. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. | Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы. Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших. |
II | Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные | |
3 | Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. | Беспозвоночные животные. Тип Губки. Тип кишечнополостные. Тип плоские. Многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. |
4 | Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Классы Кольчецов. Л.р № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей | Типы Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. |
5 | Тип Моллюски. Классы моллюсков. Тип Иглокожие. | Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Многообразие моллюсков и их раковин. Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм. |
6 | Тип Членистоногие. Л.р № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных Класс Насекомые. Отряды насекомых. Л.р. № 3. Изучение представителей отрядов насекомых | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. |
7 | Отряды насекомых. | |
8 | Обобщающий урок. Контрольная работа | |
III | Глава 3. Позвоночные | |
9 | Тип Хордовые. Классы рыб. Класс Хрящевые и Костные рыбы. Л.р. № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
10 | Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептлии. Отряды пресмыкающихся. | Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
11 | Класс Птицы. Отряды птиц. | Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
12 | Отряды птиц. Л.р. № 5. Изучение внешнего строения птиц. | |
13 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды млекопитающих. | Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды Демонстрация Видеофильм. |
14 | Отряды млекопитающих. | |
15 | Промежуточная аттестация за 1 полугодие | |
IV | Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 4. Эволюция строения и функций органов и их систем. | |
16 | Покровы тела. Л.р. № 6. Изучение особенностей различных покровов тела. | Многообразие животного мира. Постепенное развитие животных от низших к высшим. Совершенствование их строения и развитие функций тканей, органов, систем органов, организма в целом. Прочная оболочка одноклеточных организмов. Усложнение внешних покровов у многоклеточных организмов. |
17 | Опорно-двигательная система | Усложнение животных в процессе эволюции. Ложноножки корненожек. Первая опорная структура – оболочка клетки (выросты на оболочке: жгутики и реснички). Разнообразие опорных структур и приспособлений для движения многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Амебовидное движение, движение с помощью жгутиков, ресничек, мышц. |
18 | Способы передвижения животных. Полости тела. | |
19 | Органы дыхания и газообмен. | Газообмен у животных разных систематических групп. Дыхание всей поверхностью тела. Специальные органы дыхания. Направления эволюции органов дыхания у позвоночных животных. |
20 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | Категории животных по питанию. Пищеварение. Способы пищеварения. Эволюционное развитие органов пищеварения. Строение пищеварительных органов и систем у разных систематических групп животных. Обмен веществ. Различная скорость обмена веществ в зависимости от состояния животного. Превращение энергии в организме. Пища – источник энергии. |
21 | Кровеносная система. Кровь. | Прогрессивные изменения в строении систем внутренних органов у разных систематических групп животных. Появление кровеносной системы у кольчатых червей. Замкнутая и не замкнутая кровеносные системы. Круги кровообращения. Ароморфозы в строении функционировании кровеносной системы позвоночных животных. Кровеносные сосуды. Артериальная и венозная кровь. Ароморфозы в строении сердца позвоночных животных. |
22 | Органы выделения. | Отличия процессов выделения у животных разных систематических категорий. Выделительная система у червей, моллюсков, членистоногих. Усложнение выделительной системы позвоночных животных. Создание специализированных органов выделения в процессе эволюции. |
23 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Усложнение нервной системы в процессе эволюции. Раздражимость у одноклеточных животных. Нервные клетки у кишечнополостных. Рефлекс. Развитие системы беспозвоночных животных. Нервная ткань. Нервная система позвоночных животных: головной и спинной мозг. Пять отделов головного мозга. Развитие нервной системы у животных, принадлежащих к разным классам позвоночных. Развитие разных отделов головного мозга в связи с различным образом жизни. Наивысшее развитие нервной системы млекопитающих. Отличия процессов выделения у животных разных систематических категорий. Выделительная система у червей, моллюсков, членистоногих. Усложнение выделительной системы позвоночных животных. Создание специализированных органов выделения в процессе эволюции. Развитие органов чувств в эволюционном плане. Ароморфозы в органах чувств. |
24 | Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. | Бесполое и половое размножение. Органы размножения. Раздельнополость и гермафродизм. Наружное и внутреннее оплодотворение. Икрометание, откладка яиц, живорождение позвоночных животных. Пути эволюции органов размножения. Развитие животных без превращения, или развитие с превращением (метаморфоз,). |
25 | Обобщающий урок. Контрольная работа | |
26 | Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных. Л.р. № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста | Развитие животных без превращения, или развитие с превращением (метаморфоз). Онтогенез - индивидуальное развитие особи. Четыре основные периода онтогенеза: - эмбриональный период, - формирование и рост организма, - половая зрелость, - старость. Продолжительность жизни животных, относящихся к различным систематическим группам. |
V | Глава 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | |
27 | Доказательства эволюции животных. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические. Гомологичные органы. Рудименты и атавизмы. Филогенез – историческое развитие организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. |
28 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. | Усложнение строения животных в процессе эволюции. Дивергенция – расхождение признаков. Видообразование. Ареалы обитания. Ареалы: сплошной, разорванный, реликтовый. Виды: эндемик, космополит, реликт. Миграции: возрастные, периодические (сезонные), непериодические (нерегулярные). Зоогеографические области. |
VI | Глава 6. Биоценозы. | |
29 | Естественные и искусственные биоценозы. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. |
30 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Экология как наука. Среда – источник вещества энергии и информации. Экологические факторы (факторы среды обитания): абиотические, биотические, антропогенные. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Влияние экологических факторов на организм. |
31 | Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. | Цепи питания. 4-5 звеньев. Продуценты, консументы I порядка, консументы II порядка, редуценты. Пищевая пирамида или пирамида биомассы. Энергетические пирамиды. Экологическая группа. Пищевые или трофические связи. Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). |
VII | Глава 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | |
32 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. | Виды воздействия: прямое и косвенное. Промыслы. Промысловые животные. Последствия прогресса. Пути одомашнивания животных. Расселение одомашненных животных. Разведение и селекция. Отбор стихийный (бессознательный), методический. Признаки отбора. |
33 | Промежуточная аттестация за 2 полугодие | |
34 | Законы России об охране животного мира, его рациональное использование. Система мониторинга | Законы РФ об охране животного мира. Статьи 9 и 58 Конституции. Федеральный закон. Система мониторинга. Красная книга. Заповедники, заказники и другие охраняемые территории. Рациональное использование животных. Охрана животного мира. Акклиматизация. |
Контрольно-измерительные материалы
Тестовая работа по теме «Класс Млекопитающих».
Вариант №-1.
Часть А.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение. 1.(3 балла).К однопроходным относятся: А. Кенгуру, коала; Б. Лиса, енот; В. Утконос, ехидна; 2.(3 балла). Органы дыхания млекопитающих:А. Кожа; Б. Легкие; В. Легкие и кожа; 3. (3 балла). Какой орган Не расположен в брюшной полости: А. Легкие; Б. Желудок; В. Печень; 4. (3 балла).Терморегуляция у млекопитающих происходит при участии: А. Пахучих желез; Б. Потовых желез; В.Сальных желез 5. (3 балла).Конечности млекопитающих расположены: А. Обе пары под туловищем; Б.Обе пары по бокам туловища В. Одна пара под туловищем, а другая – по бокам 6.(3 балла). Какой из отделов скелета млекопитающих изменчив больше всего у разных видов? А. Череп; Б. Хвостовой отдел; В. Грудной отдел; 7. (3 балла). Зрячие и способные к передвижению детеныши рождаются: А. У белки; Б. У сайгака; В. У мыши 8. (3 балла).Кто из перечисленных животных не относиться к грызунам: А. Заяц; Б. Хомяк; В. Мышь; 9. (3 балла). Кто из насекомоядных ведет подземный образ жизни? А. Землеройка; Б. Еж; В. Крот; 10. (3 балла). Хищники питаются: А. Только животной пищей; Б. В основном растительной, а иногда животной; В. В основном животной, реже растительной;
Часть Б. 11. ( 4 балла). Соотнесите: Отряды животных: Представители.
- Хищники Тюлень;
- Приматы Соболь;
- Ластоногие Ушан;
- Рукокрылые Орангутан;
12.( 5 баллов). Выберите правильные утверждения. 1.К плацентарным относится большинство современных млекопитающих; 2. Млечные железы не относятся к группе кожных желез; 3.Позвоночник млекопитающих состоит из пяти отделов; 4.Головной мозг млекопитающих имеет кору полушарий; 5.Сердце млекопитающих трёхамперное.
Часть С.
13. ( 8 балла). В чем сходство и различие сумчатые и плацентарные?
14. ( 9 баллов). Почему Класс Млекопитающие является самым прогрессивным в царстве Животные.
Тестовая работа по теме «Класс Млекопитающих».
Вариант №-2.
Часть А.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение. 1.(3 балла).К плацентарным относятся: А. Кенгуру, коала; Б. Лиса, енот; В. Утконос, ехидна; 2.(3 балла). Органы выделения млекопитающих: А. Кожа; Б. Легкие; В. Почки; 3. (3 балла). Какой орган расположен в брюшной полости: А. Легкие; Б. Сердце; В. Печень; 4. (3 балла).Терморегуляция у млекопитающих происходит при участии: А. Пахучих желез; Б. Потовых желез; В.Слюнных желез. 5. (3 балла).Вибриссы - это: А.Шерсть; Б.ПодшерстокВ. Усы 6. (3 балла). Какой из отделов скелета млекопитающих изменчив больше всего у разных видов? А. Копчиковый отдел; Б. Хвостовой отдел; В. Грудной отдел; 7.(3 балла). Зрячие и способные к передвижению детеныши рождаются: А. У белки; Б. У кенгуру; В. У мыши 8. (3 балла).Кто из перечисленных животных не относиться к грызунам: А. Кит; Б. Хомяк; В. Белка; 9. (3 балла). Кто из насекомоядных ведет подземный образ жизни? А. Лисица; Б. Еж; В. Крот; 10. (3 балла).Какой из органов чувств помогает рукокрылым ориентироваться в полете: А. Зрение; Б. Обоняние; В. Слух;
Часть Б. 11. ( 4 балла). Соотнесите: Отряды животных: Представители.
- Хищники Тюлень;
- Приматы Рысь;
- Ластоногие Вечерница Рыжая;
- Рукокрылые Лемур;
Задание со свободным ответом.12.( 5 баллов). Выберите правильные утверждения. 1.Основа плечевого пояса млекопитающих - лопатка; 2. Кожа млекопитающих состоит из двух слоев; 3.Плацента – место. Где происходит обмен веществ между организмами плода и матери; 4.Оплодотворенные яйцеклетки по яйцеводам поступают в матку; 5.Однопоходные животные распространены только в Южной Америке.
Часть С.
13. ( 8 балла). В чем сходство приматов и человека?
14. ( 9 баллов). Какие особенности строения позволяют млекопитающих разных отрядов приспособиться к различным условиям существования.
Административная контрольная работа по биологии в 7 классе.
Вариант 1
Часть 1.
Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:
1А. Переваривание пищи начинается внепищеварительного канала у
1) пауков
3) ракообразных
2) насекомых
4) моллюсков
2А. В процессе эволюции кровеносная система впервые появляется у
1) членистоногих
3) круглых червей
2) кольчатых червей
4) моллюсков
3А. Какое животное переносит возбудителя энцефалита?
1)вошь
3) чесоточный клещ
2) блоха
4) таежный клещ
4А. Какое животное имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце?
1) нильский крокодил
3) дельфин-белобочка
2) голубая акула
4) болотная черепаха
5А. Одно из доказательств родства птиц и пресмыкающихся
1)наличие двух пар конечностей
2) передвижение по суше с помощью задних конечностей
3) сухая кожа, лишенная желез, чешуйки на лапах.
4) отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях
6А. Какие животные дышат с помощью легких и кожи?
1) ящерицы
2)крокодилы
ё
4) лягушки
7А.Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у
1) большинства пресмыкающихся
2) птиц и млекопитающих
3) хвостатых земноводных
4) бесхвостых земноводных
8А.Животные какого типа имеют наиболее высокий уровень организации?
1) Простейшие
2) Плоские черви
3) Кишечнополостные
4) Кольчатые черви
Часть 2.
Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:
В1. Какие признаки характеризуют пресмыкающихся как наземных животных?
1) кровеносная система имеет два круга кровообращения
2) имеется орган слуха
3) неполная перегородка в желу
дочке сердца
4) оплодотворение внутреннее
5) конечности расчленены, состоят из трех отделов
6) имеется хвост
В 2. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:
А) Кистепёрые рыбы Б) Пресмыкающиеся В) Рыбы Г) Бесчерепные хордовые Д) Птицы
Часть 3.Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Земноводных и Пресмыкающихся.
Контрольная работа по теме «класс млекопитающие» - биология 7 класс
I.Выбрать один верный ответ:
1. К однопроходным животным относятся:
А) кунгуру, коала; Б) Лиса, енот; В)утконос, ехидна.
2. Шейный отдел позвоночника млекопитающих состоит из:
А) 5 позвонков; Б) 6 позвонков; В) 7 позвонков.
3. Сердце млекопитающих состоит из:
А) 2 камер; Б) 3 камер; В) 4 камер.
4. Все млекопитающие рождают:
А) беспомощных детенышей; Б) способных к самостоятельному существованию детенышей.
5.Чем представлена выделительная система млекопитающих:
А) почками; Б) нефридиями; В) слепой кишкой.
II. Какие утверждения верны:
Однопроходные животные распространены только в Южной Америке;
К плацентарным относится большинство современных млекопитающих;
Кожа млекопитающих состоит из двух слоев;
Млечные железы не относятся к группе кожных желез;
Позвоночник млекопитающих состоит из 5 отделов;
Основа плечевого пояса млекопитающих – лопатка;
Головной мозг млекопитающих имеет кору полушарий;
Соственно- кишечник млекопитающих представлен одним тонким отделом;
Сердце млекопитающих 3 –х камерное;
Выделительную функцию выполняют только почки;
Плацента – место, где происходит обмен веществ между организмами плода и матери;
Оплодотворенные яйцеклетки по яйцеводам поступают в матку.
III. Задания со свободным ответом:
Назовите особенности строения головного мозга млекопитающих.
Какие особенности внешнего строения указывают на родство пресмыкающихся и млекопитающих?
Чем моно объяснить, что у одних животных детеныши рождаются беспомощными, а у других приспособленными к жизни?
Ответы:
1. –в; 2- в; 3 – в; 4 – а; 5 – а. Верные утверждения- 2; 3; 5; 6; 7; 11; 12.
1. При понижении температуры окружающей среды пресмыкающиеся
1)начинают усиленно питаться 2)впадают в спячку
3)мигрируют на большие расстояния 4)не изменяют своего поведения
2. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них
1)полового размножения, влажной кожи
2)питания готовыми органическими веществами
3)приспособлений к дыханию кислородом воздуха
и передвижению по суше
4)костного или хрящевого внутреннего скелета
3. У каких животных в процессе эволюции впервые сформировался внутренний скелет?
1)паукообразных 2)насекомых
3)головоногих 4)хордовых
4. Какой фактор среды оказывает существенное влияние на распространение пресмыкающихся?
1)свет 2)температура
3)влажность 4)атмосферное давление
5. У каких животных в процессе эволюции появляется второй круг кровообращения?
1)хрящевых рыб 2)костных рыб
3)земноводных 4)пресмыкающихся
6. Сходство строения лягушки и крокодила объясняется
тем, что они
1)произошли от одного предка 2)заселяют один и тот же ареал
3)приспособлены к жизни в воде 4)относятся к одному классу
7. По какому признаку можно узнать рептилий среди позвоночных других классов?
1)сухая кожа с перьевым покровом
2)голая влажная кожа
3)кожа с железами, покрытая чешуёй
4)сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками
8. Каких древних животных считают предками пресмыкающихся?
1)ихтиозавров 2)археоптериксов
3)стегоцефалов 4)кистепёрых рыб
9. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у
1)земноводных 2)костных рыб
3)пресмыкающихся 4) хрящевых рыб
10. Один круг кровообращения и двухкамерное сердце имеет
1)нильский крокодил 2)голубая акула
3)дельфин белобочка 4)болотная черепаха
11. Сердце у крокодилов состоит из четырех камер, однако температура их тела непостоянная, так как клетки и ткани этих животных снабжаются кровью
1) насыщенной кислородом 2)венозной
3)насыщенной углекислым газом 4)смешанной
12. Древние пресмыкающиеся смогли полностью перейти к наземному образу жизни, так как
1)у них сохранились расчлененные конечности
2)у них клетки тела снабжались смешанной кровью
3)у них размножение и развитие яиц происходило на суше
4)они питались растительной и животной пищей
13. Какую функцию выполняет в организме рептилий выделительная система?
1)Удаляет из клеток тела кислород и питательные вещества
2)Удаляет из организма жидкие продукты обмена
3)Выводит из организма непереваренные остатки пищи
4)Удаляет пот из организма
14. Подвижность головы рептилий объясняется:
1) формой первых шейных позвонков
2) увеличением размеров шейных позвонков
3) увеличением количества шейных позвонков
4) увеличением количества шейных позвонков и развитием атланта и эпистрофия
15. Кто из пресмыкающихся имеет грудную клетку:
1) все пресмыкающиеся 2) все, кроме змей
3) все, кроме змей и черепах 4) только крокодилы
16. Какое строение лёгких у пресмыкающихся:
1) губчатое 2) складчатое, ячеистое
3) в виде мешка 4) имеет много лёгочных пузырьков
17. Зубы отсутствуют у:
1) ящериц 2) змей 3) крокодилов 4)черепах
В 1. Установите соответствие между видом животного и классом, к которому его относят.
Виды животных Классы животных
1) прыткая ящерица А) Земноводные
2) прудовая лягушка Б) Пресмыкающиеся
3) обыкновенная гадюка
4) нильский крокодил
5) болотная черепаха
6) серая жаба
В 2. Установите последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции.
A)членистоногие Б) хордовые
B)простейшие Г) кольчатые черви
Д) кишечнополостные
В 4. Какие из названных признаков обеспечили пресмыкающимся приспособленность к жизни на суше?
А) Развитие зародышевых оболочек яйца
Б) Появление двух кругов кровообращения
В) Внутреннее оплодотворение
Г) Роговые образования кожи — чешуи, щитки
Д) Четырехкамерное сердце с полной перегородкой
Е) Трехкамерное сердце без перегородки
В 5. Установите последовательность эволюции животных.
A)членистоногие; Б) млекопитающие;
B)простейшие; Г) кишечнополостные;
Д) пресмыкающиеся; Е) рыбы.
С1. Найдите ошибочные утверждения. Запишите сначала номера этих утверждений, а затем правильно сформулируйте их.
1)У позвоночных наружный скелет.
2)У позвоночных развиты челюсти, служащие для захвата пищи.
3)Тело многих позвоночных покрыто хитиновым покровом.
4)Органы выделения позвоночных представлены специализированными клетками.
5)Органы пищеварения дифференцированы на отделы.
6)Системы пищеварения и дыхания связаны между собой.
7)Все позвоночные — двухслойные животные.
8)У всех позвоночных лучевая симметрия тела.
Контрольная работа «Рыбы»
1 вариант
Часть А
А1. Тело костной рыбы окуня покрывает
1) чешуя
2) хитин
3) раковина
4) известковый налет
А2. В теле окуня жаберные дуги крепятся
1) на ребрах
2) в черепе
3) на плавниках
4) на позвоночнике
А3. Только для представителей надкласса Рыбы характерно наличие специального органа чувств
1) глаз
2) внутреннего уха
3) боковой линии
4) вкусовых рецепторов
А4. Мельчайший кровеносный сосуд в теле рыбы — это
1) вена
2) аорта
3) артерия
4) капилляр
А5. Плавательный пузырь в теле рыбы необходим для осуществления
1) питания
2) дыхания
3) регенерации
4) вертикального перемещения в воде
А6. У представителей хрящевых рыб акул жаберные крышки
1) отсутствуют
2) расположены на голове
3) образованы плавниками
4) закрывают жаберные щели
А7. Среди плавников акул парными являются
1) спинной
2) грудной
3) хвостовой
4) анальный
А8. Представителями хрящекостных рыб являются
1) осетр
2) акула
3) щука
4) латимерия
А9. Скелет парных плавников похож на конечности наземных позвоночных у
1) окуня
2) осетра
3) акулы
4) латимерии
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Головной мозг рыбы состоит из трех отделов.
Б. Снаружи чешую костной рыбы покрывает слизь, выполняющая бактерицидное значение.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Верны ли следующие утверждения?
А. Двоякодышащие рыбы способны дышать атмосферным кислородом во время пересыхания водоема.
Б. Осетр — ценная промысловая рыба.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б3. Выберите три верных утверждения. Скелет взрослого окуня включает
1) череп
2) раковину
3) позвоночник
4) ребра
5) бедро
6) лопатку
Б4. Установите соответствие между видом рыбы и ее принадлежностью к систематической группе.
Вид рыбы
А. Белая акула
Б. Скат манта
В. Окунь морской
Г. Карп озерный
Д. Тигровая акула
Систематическая группа
1. Хрящевые рыбы
2. Костные рыбы
Б5. Установите последовательность стадий развития костной рыбы, начиная со взрослого животного.
1)личинка
2) взрослая рыба
3) неоплодотворенная икра
4) малек
5) зародыш
Контрольная работа «Рыбы»
2 вариант
Часть А
А1. Костный скелет, как опора тела, характерен для
1) акулы
2) окуня
3) ланцетника
4) краба
А2. Спинной мозг рыбы располагается
1) в черепе
2) внутри хорды
3) в позвоночнике
4) в спинном плавнике
А3. Характерной особенностью строения рыб является
1) отсутствие сердца
2) двухкамерное сердце
3) трехкамерное сердце
4) четырехкамерное сердце
А4. Органы дыхания рыбы представлены
1) кожей
2) жабрами
3) трахеями
4) легочными мешками
А5. В пищеварительной системе рыбы желчь вырабатывает
1) печень
2) желудок
3) кишечник
4) поджелудочная железа
А6. У взрослых акул скелет
1) представлен хордой
2) хрящевой
3) костный
4) наружный
А7. В отличие от костных рыб у акул отсутствует
1) сердце
2) кишечник
3) плавательный пузырь
4) орган зрения
А8. В отличие от других групп рыб для двоякодышащих рыб характерно наличие
1) легочного дыхания
2) парных плавников
3) жабер
4) черепа
А9. В теле двоякодышащих рыб функцию легочного дыхания выполняет
1) глотка
2) боковая линия
3) плавательный пузырь
4) ротовая полость
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Орган слуха рыб включает внутреннее и наружное ухо.
Б. Рыбы — раздельнополые животные, половая система которых имеет существенные отличия.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Верны ли следующие утверждения?
А. Тело акулы покрыто чешуей, похожей по строению на ее зубы.
Б. Кистеперая рыба латимерия способна дышать атмосферным кислородом.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б3. Выберите три верных утверждения. К органам выделительной системы рыб относятся
1) семенники
2) почки
3) мочеточники
4) яичники
5) мочеиспускательный канал
6) кишечник
Б4. Установите соответствие между видом рыбы и ее принадлежностью к систематической группе.
Вид рыбы
А. Латимерия
Б. Осетр
В. Протоптер
Г. Стерлядь
Систематическая группа
1. Хрящекостные рыбы
2. Двоякодышащие рыбы
3. Кистеперые рыбы
Б5. Установите последовательность органов, образующих пищеварительный канал рыбы.
1) кишечник
2) рот
3) желудок
4) пищевод
5) анальное отверстие
6) глотка
Ответы на тест по биологии Надкласс рыбы
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-3
А4-4
А5-4
А6-1
А7-2
А8-1
А9-4
Б1-2
Б2-3
Б3-134
Б4-11221
Б5-23514
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-2
А5-1
А6-2
А7-3
А8-1
А9-3
Б1-2
Б2-1
Б3-235
Б4-3121
Б5-264315
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ "Беспозвоночные животные" (за I полугодие)
1. Повторите по учебнику биологии 7-го класса §§ 1-26. 15 минут.
2. На выполнения теста дается 25 минут.
3. Вам предстоит выполнить 16 заданий.
4.В течение работы с тестом вы можете исправлять варианты ответов.
Критерии оценки:
- "5" - 90-100% правильных ответов
- "4" - 57-89%
- "3" - 36-56%
- "2" - менее 36%
Успеха при выполнении теста!
Контрольная работа составлена по принципу основного государственного экзамена. Что позволяет уже на уровне 7 класса готовить учащихся к выпускным экзаменам.Итоговое тестирование. Биология. 7 класс. Беспозвоночные животные.
Вариант № 1.
Часть 1
При выполнении заданий этой части рядом с номером выполняемого вами задания (А1 – А10) поставьте номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1.У какого животного клетка выполняет все функции живого организма?
1. у многоклеточного организма 2. у простейшего
3. у колониального организма 4. у любого живого организма
А 2. Животные должны передвигаться, так как
1. они ищут освещенные места 2. добывают готовые органические вещества
3. все они – хищники, ищут жертву 4. они – паразиты
А 3. Стрекательные клетки характерны
1. для всех кишечнополостных 2. только для актиний
3. только для гидры 4. для некоторых, особо опасных для человека, медуз
А 4. К двустворчатым моллюскам не относятся
1. перловица 2. жемчужница
3. корабельный червь 4. каракатица
А 5. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них
1. хитинового покрова 2. трех пар ног
3. членистых конечностей 4. отделов тела
А 6. Из указанных ниже насекомых роющие конечности у?
1. мухи 2. медведки
3. клопа 4. стрекозы
А 7. К насекомым с полным превращением не относится
1. капустница 2. колорадский жук
3. тля 4. тутовый шелкопряд
А 8. Скорпионы относятся к классу
1. ракообразных 2.паукообразных
3. насекомых 4. ни к одному из перечисленных
А 9. Ротовые органы божьей коровки по типу строения относятся к
1. грызущим 2. лижущим
3. грызуще-лижущим 4. грызуще-сосущим
А10. У насекомых с полным превращением
1. личинка похожа на взрослое насекомое
2. за стадией личинки следует стадия куколки
3. во взрослое насекомое превращается личинка
4. личинка и куколка питаются одинаковой пищей
Часть 2
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести.
В1.Сложные фасеточные глаза имеют:
- Пчёлы 4.Бабочки
- Пауки 5. Кузнечики
- Жуки 6. моллюски
В2. Гермафродитами являются:
1. бычий цепень 4. нереида
2. медицинская пиявка 5. пескожил
3. дождевой червь 6. человеческая аскарида
При выполнении заданий В3 - В5 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В3.Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
А | Кишечная полость | 1) | гидроидные |
Б | Нервная система в виде сетки | 2) | Малощетинковые черви |
В | Полостное и клеточное пищеварение |
Г | Тело состоит из двух слоёв клеток |
Д | тонкая кожа, покрытая слизью |
Е | Замкнутая кровеносная система |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В4. Найдите соответствие между типами беспозвоночных и их представителями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | ТИП |
А | Молочно-белая планария | 1.Кишечнополостные |
Б | Человеческая аскарида | 2. Плоские черви |
В | Кошачья двуустка | 3.Круглые черви |
Г | Цианея арктическая |
Д | Гидра пресноводная |
Е | Луковая нематода | |||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |||
В5. Найдите соответствие между отрядами насекомых и их представителями
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ |
А. Термиты | 1. Двукрылые |
Б. Оводы | 2. Перепончатокрылые |
В.Комары | 3. Жесткокрылые |
Г.Слепни |
Д. Долгоносики |
Е. Наездники |
А | Б | В | Г | Д | Е | |||||
Часть 3
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, запишите правильно их
- Речной рак – представитель класса Насекомые
- Обитает в пресных водоемах с чистой водой
- Питается разными беспозвоночными, растениями, падалью
- Ведет дневной образ жизни
- Тело членистое, состоит из головы, груди и брюшка
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ "Беспозвоночные животные" (за I полугодие)
1. Повторите по учебнику биологии 7-го класса §§ 1-26. 15 минут.
2. На выполнения теста дается 25 минут.
3. Вам предстоит выполнить 16 заданий.
4.В течение работы с тестом вы можете исправлять варианты ответов.
Критерии оценки:
- "5" - 90-100% правильных ответов
- "4" - 57-89%
- "3" - 36-56%
- "2" - менее 36%
Успеха при выполнении теста!
Контрольная работа составлена по принципу основного государственного экзамена. Что позволяет уже на уровне 7 класса готовить учащихся к выпускным экзаменам.
Итоговое тестирование. Биология. 7 класс. Беспозвоночные животные.
Вариант № 2.
Часть 1
A.1.Хитиновый покров выполняет функцию скелета у
1. моллюсков 2. пресмыкающихся
3. членистоногих 4. кольчатых червей
А 2. Эвглену зеленую называют «переходной формой», поскольку она
1. передвигается с помощью жгутиков 2. имеет хлоропласты
3. имеет признаки растения и животного 4. состоит из одной клетки
А 3. Простейшие, обитающие в воде, дышат
1. растворенным в воде кислородом 2. атмосферным кислородом
3. атмосферным углекислым газом 4. растворенным в воде углекислым газом
А 4. В пищу употребляют моллюсков
1. полевого слизня и живородку 2. жемчужницу и дрейсену
3. мидию и устрицу 4. большого и малого прудовика
А 5. Клетка животных не имеет
1. хлоропластов 2. цитоплазмы
3. ядра 4.пищеварительной вакуоли
А 6. К группе плоских червей относят
1. аскариду 2. белую планарию
3. дождевого червя 4. перловицу
А 7. Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих скелет из хитина, относят к типу
1. кишечнополостные 2. моллюски
3. кольчатые черви 4. членистоногие
А 8. Кто из указанных насекомых оказывает влияние на численность вредителей в природе
1. наездники 2. божьи коровки
3. муравьи 4. все указанные насекомые
А 9. Из указанных ниже пауков ядовиты для человека
1. паук-серебрянка 2. каракурт
3. паук-крестовик 4. домовой паук
А 10. К насекомым с неполным превращением относятся
1. клопы 2. муравьи
3. бабочки 4. жуки
Часть 2
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести.
В 1. Выберите признаки, говорящие о возможном паразитическом образе жизни червей:
А) отсутствие кровеносной системы Б) раздельнополость В) высокая плодовитость
Г) развитие с промежуточным хозяином Д) способность к бескислородному дыханию
Е) членистость тела.
В 2. Выберите процессы, происходящие при дыхании:
А) поглощение кислорода Б) выделение энергии В) поглощение углекислого газа
Г) выделение углекислого газа Д) поглощение воды Е) поглощение энергии
При выполнении заданий В3 - В5 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В 3. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ КЛАССА СТРОЕНИЯ ЧЛЕНИСТОНОГИХ
A) отделы тела: голова, грудь, 1) Паукообразные
брюшко
Б) 3 пары ходильных ног 2) Насекомые
B) наличие паутинных желез
Г) 4 пары ходильных ног
Д) отделы тела: головогрудь,
брюшко
Е) наличие усиков
А | Б | В | Г | Д | Е | |
В 4.Соотнесите название вида клеток кишечнополостных с их функциями, проставив соответствующие буквы. Виды клеток | Функции клеток | |||||
1.Стрекательные 2. Нервные 3.Промежуточные 4. Железистые | А. Выделение пищеварительного сока Б. Получение информации из окружающей среды В. Защита от врагов Г. Обездвиживание добычи Д. Замена старых клеток Е. Образование любых клеток | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
В 5. Установите соответствие между признаком и типом животного, для которого он характерен
Признак
А) Характерна линька Тип
Б) Преимущественно ведут паразитический образ жизни 1. Членистоногие
В) Наличие кожно-мускульного мешка 2. Плоские черви
Г) Наличие хитинового покрова
Д) Конечности имеют суставы
Е) Развитие осуществляется с чередованием поколений
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С1. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.
2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
3. У клещей тело слитное.
4. Имеется три пары ходильных ног.
5. Все пауки ведут наземный образ жизни.
Ответы.
Часть А.
ЧастьА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Вариант 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 | 1 |
Часть В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1 | 124 | 123 | 111122 | 232113 | 211132 |
Вариант 2 | АВГ | АБГ | 221112 | 421133 | 122112 |
Часть С | 1 | |
Вариант 1 | 145 | 1.Речной рак – представитель класса Ракообразные. 4.Ведет ночной образ жизни 5.Тело членистое, состоит из головогруди и брюшка. |
Вариант 2 | 145 | 1.Самый многочисленный класс типа членистоногие — насекомые; 4. У паукообразных 4 пары ходильных ног; 5. Есть пауки, обитающие в воде(серебрянка). |
Контрольная работа №2 7 класс
ХОРДОВЫЕ
Вариант 1 | Вариант 2 |
ЧАСТЬ 1. Тест с 1 верным ответом | |
1. Двухкамерное сердце имеют а) бесчерепные б) хрящевые и костные рыбы в) земноводные г) птицы и млекопитающие 2. Стабильная (постоянная) температура тела у: а) нильского крокодила б) белой совы в) комодского варана г) слоновой черепахи 3. Зубы большинства млекопитающих подразделяются на: а) резцы и клыки б) резцы и коренные в) коренные и клыки г) резцы, клыки, коренные 4. Наиболее сложное строение среди современных пресмыкающихся имеют а) черепахи б) крокодилы в) змеи г) ящерицы 5. Выкармливают молоком детенышей млекопитающие: а) ведущие наземный образ жизни б) все в) большинство видов г) травоядные 6. Важнейшим эволюционным приобретением птиц: а) разделение крови на венозную и артериальную б) наличие клоаки в) появление теплокровности г) откладывание яиц 7. В коже млекопитающих имеются железы: 8. Признаков, позволяющий рыбам затрачивать меньше энергии на преодоление сопротивления воды при движении, – а) покровительственная окраска б) боковая линия в) черепицеобразное расположение чешуи г) слизь 9. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоемы и дышат при помощи: а) кожи и легких б) легких в) легких и жабр г) кожи 10. Первыми животными, приспособившимися к наземному образу жизни были: а) рыбы б) земноводные в) пресмыкающиеся г) млекопитающие 11. К какому отделу позвоночника ящерицы относят ребра: а) шейного б) туловищного в) хвостового г) крестцового 12. Кожа у пресмыкающихся имеет: а) имеет сальные железы б) сухая, без желёз в) небольшое кол-во желёз г) потовые железы 13. У земноводных, в отличие от рыб, в позвоночнике есть а) шейный позвонок б) туловищные позвонки в) хвостовые позвонки г) поясничные позвонки 14. Способность к размножению на суше в процессе эволюции животных впервые появилась у: а) земноводных б) пресмыкающихся, в) птиц г) млекопитающих 15. Сердце земноводных: а) двухкамерное б) четырехкамерное; в) однокамерное г) трехкамерное 16. Пресмыкающиеся унаследовали от земноводных: а) внутреннее оплодотворение б) кожное дыхание в) два круга кровообращения г) грудную клетку 17. К насекомоядным млекопитающим относят: а) китов б) бурозубок в) тюленей г) мышей 18. Защитных плотных яйцевых оболочек нет у яиц: а) черепахи б) страуса в) сельди г) гадюки | 1. В процессе эволюции позвоночник впервые появился у а) ланцетника б) членистоногих в) земноводных г) рыб 2. Личинка земноводных: а) икринка б) планула; в) головастик г) малек 3. Развитие зародыша у млекопитающих происходит в: а) яйцеводе б) яичнике в) матке г) брюшной полости 4. Тело ящерицы покрыто: а) голой влажной кожей б) шерстью в) роговыми чешуйками г) раковиной 5. Какие животные в наименьшей степени зависят от температуры окружающей среды? а) птицы б) моллюски в) земноводные г) пресмыкающиеся 6. У лягушек число шейных позвонков а) семь б) четыре в) два г) один 7. Направление и силу течения рыбы ощущают а) большими полушариями мозга б) спинным мозгом в) плавательным пузырём г) боковой линией 8. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: а) земноводных б) костных рыб, в) пресмыкающихся г) млекопитающих 9. Органами дыхания млекопитающих являются: а) жабры б) кожа в) лёгкие г) воздушные мешки 10. У птиц, в отличие от других позвоночных, а) кожа сухая, покрыта перьями б) 2 кр. кровообращения в) развит шейный отдел позвоночника г) всеядные 11. Земноводные произошли от: а) хрящевых рыб б) кистеперых рыб; в) моллюсков г) членистоногих 12. Признаки, отличающие рыб от других позвоночных, — а) позвоночник из 3-х отделов б) двухкамерное сердце в) замкнутый круг кровообращения г) есть хвост 13. Приспособленность млекопитающих к жизни в воде: а) однообразная форма тела б) дышат при помощи жабр в) конечности - ласты г) имеют волосяной покров 14. Для млекопитающих характерно наличие: а) потовых желез и млечных желез б) волосяного покрова в) хорошо развитого головного мозга г) все ответы верны 15. Кожа земноводных: а) сухая б) гладкая и влажная; в) покрыта чешуей г) щитковая 16. Схема, правильно отражающая место птиц в эволюции позвоночных животных, это: а) рыбы – пресмыкающиеся – млекопитающие – птицы б) земноводные – рыбы – пресмыкающиеся – птицы в) рыбы – земноводные – пресмыкающиеся – птицы г) пресмыкающиеся – земноводные - птицы – млекопитающие 17. Киль, формирующийся у большинства птиц, находится на поверхности а) позвонков позвоночника б) грудины в) рёбер г) тазовых костей 18. Какое из перечисленных животных не относится к пресмыкающимся: а) ящерица б) крокодил, в) жаба г) черепаха |
ЧАСТЬ 2. | |
1. Выпишите номера верных суждений | |
1. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью. 2. У млекопитающих нет клоаки. 3. Кровеносная система у рыб замкнутая. 4. Кожа у млекопитающих без желез. 5. Лошадь - представитель отряда непарнокопытных. 6. Птицы - холоднокровные животные. 7. Сердце у бесхвостых земноводных трехкамерное, у хвостатых — двухкамерное. 8. Зубы птиц дифференцированы. 9. Млекопитающие произошли от земноводных. 10. Среди земноводных самое крупное животное — нильский крокодил | 1. Cиноним названия млекопитающих- звери. 2. В шейном отделе млекопитающих разное количество позвонков. 3. Зубы млекопитающих не дифференцированы. 4. Органы дыхания земноводных являются лёгкие. 5. У жвачных парнокопытных желудок сложный 6. Сердце у птиц четырёхкамерное. 7. Скелет млекопитающих во многом сходен со скелетом других наземных позвоночных животных. 8. Оплодотворение у рыб внешнее. 9. Северный олень- представитель непарнокопытных 10. Ехидна- живородящее животное. |
2. Спишите предложения и замените характеристику понятий их определением | |
1. Отряд млекопитающих, характеризующийся наличием чётного количества пальцев, покрытым роговым чехлом- копытом 2. Небольшая складка на животе кенгуру. 3. Органы дыхания личинок земноводных. 4. Особый орган, в котором происходит развитие зародыша у большинства млекопитающих. | 1. Класс животных, откладывающие кожистые яйца. 2. Отряд млекопитающих, у которых на пальцах развиты ногти. 3. Место в теле самки млекопитающих, где развивается зародыш. 4. Периодическая смена шёрстного покрова у млекопитающих. |
ЧАСТЬ 3. | |
Дайте полный развернутый ответ на вопрос | |
Какова положительная роль птиц в природе? | Каково преимущество растительноядных животных перед хищниками или паразитами? |
Зачетный тест по теме «Простейшие» 7 класс.
Вариант – 1.
Задание – 1. Дополните предложения:
1. Саркодовые передвигаются при помощи …
2. Орган выделения инфузории-туфельки - …
3. К паразитическим жгутиковым относятся …
4. При неблагоприятных условиях простейшие образуют …
5. Тяжелое заболевание – малярию вызывают простейшие из класса - …
6. Фораминиферы, лучевики, солнечники относятся к классу …
7. Малое ядро инфузории туфельки носит название - …
8. Порошица входит в состав пищеварительной системы простейшего - …
9. Трипаносома вызывает заболевание, которое называется …
10. Простейшее, которое имеет хлоропласты и способное к фотосинтезу - …
Задание – 2. Выберите правильный ответ:
1. Дуализм – это наличие у простейшего
А – двух сократительных вакуолей Б – сложной пищеварительной системы
В – двух ядер Г – хлоропластов
2. Смешанный тип питания простейших называется
А – автотрофный Б – гетеротрофный В – миксотрофный
3. К раковинным амебам относятся
А – лучевики Б – вольвокс В – лямблии Г – сувойки
4. Процесс фагоцитоза и пиноцитоза происходит у простейших
А - жгутиковых Б – саркодовых В – инфузорий Г- споровиков
5. Не имеет постоянной формы тела
А – лямблия Б – сувойка В – солнечник Г – амеба обыкновенная
Зачетный тест по теме «Простейшие» 7 класс.
Вариант – 2.
Задание – 1. Дополните предложения:
1. Инфузории передвигаются при помощи …
2. Орган выделения амебы обыкновенной - …
3. К свободноживущим жгутиковым относятся …
4. Способ размножения простейших - …
5. Тяжелое заболевание – дизентерию вызывают простейшие из класса …
6. Лямблия относится к классу …
7. Крупное ядро инфузории туфельки носит название - …
8. Светочувствительный глазок имеется у простейшего - …
9. Колониальный вид жгутиковых - …
10. Исключительно паразитические организмы – простейшие из класса - …
Задание – 2. Выберите правильный ответ:
1. К простейшим относятся организмы, тело которых состоит из
А – двух клеток Б – одной клетки В – множества клеток
2. Эвглену зеленую называют «переходной формой» потому, что она
А – передвигаются с помощью жгутика Б – имеет хлоропласты
В - имеет признаки растения и животного г – состоит из одной клетки
3. Сократительные вакуоли необходимы для
А – пищеварения Б – газообмена В – поглощения воды из окружающей среды
Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами окисления
4. К раковинным амебам относятся
А – вольвокс Б – сувойка В – трипаносома Г –фораминиферы
5. Псевдоподии имеются у простейших
А – солнечники Б – лямблии В – инфузория – трубач Г - вольвокс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...