технологическая карта урока химии "Оксиды азота"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Уважаемые коллеги! Вэтом разделе представлены уроки химии, биологии и географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_oksidy_azota.docx | 29.16 КБ |
ammiiak._soli_ammoniya.doc | 199.5 КБ |
metody_izucheniya_prirody.docx | 115.37 КБ |
nauki_o_prirode.docx | 188.43 КБ |
prirodnye_resursy.docx | 33.42 КБ |
prirodnye_usloviya_rossii.docx | 147.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Оксиды азота
Цель урока: создать условия для изучения состава и свойств оксидов азота, способов их получения и значения
Образовательная задача: ознакомить с оксидами азота, указать характер свойств оксидов (несолеобразующие, кислотные); сформировать умение объяснять причины выпадения кислотных дождей; отметить токсичность оксидов азота (II) и (IV)
Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности, обеспечение системности обучения
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля, правильной самооценки и чувства ответственности; повышение положительной мотивации учащихся путём постановки проблемных вопросов и их решения в ходе работы с заданиями различной формы; формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, формирование навыков здорового образа жизни
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать состав и свойства оксидов азота , способы их получения и значение
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом.
Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию.
Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности
Учащиеся должны:
знать существующие оксиды азота; значение оксидов азота
уметь записывать уравнения реакций их получения, уравнения окислительно- восстановительных реакций, составлять электронный баланс
Используемые технологии: технологии системно – деятельностного обучения, дифференцированного подхода, здоровье сберегающие
Методы и методические приемы: частично – поисковый, самостоятельная работа, тестовые задания, «метод ассоциация», работа в парах «сильные – слабые ученики», метод кластера.
Информационно – технологические ресурсы: Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, технологическая карта к урок
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, штатив, колба с пробкой и газоотводной трубкой, сухая колба, Cu (проволока), HNO3(концентрированная), стакан с холодной водой, синяя лакмусовая бумага
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент
| Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Проверка домашнего задания | Тест «3» | |
Этап мотивации учебной деятельности Цель: создать мотивацию к учебной деятельности, формирование у учащихся способности самостоятельно формулировать тему урока и ставить учебные цели на урок | Их у азота – пять. И нам давно пора узнать Их нравы, вкусы, настроенье, Манеру жизни, поведенье. Запомнить будет вам легко: N2 c O2 дает NO. И каждый из остальных оксидов Изучим мы сейчас У них у каждого свой собственный Способ полученья, косвенный Итак, тема нашего урока … | Высказывают предположения определяют тему урока, ставят цели |
Этап «Открытие нового знания»
| Учитель: Ребята, нам с вами пришло приглашение в музей Химии, в котором открылась экспозиция посвященная оксидам азота. Билетом для прохода в музей послужат ваши знания. Задание: Определите степени окисления атомов в соединениях: NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5 Молодцы, справились с заданием. Добро пожаловать! 1-й экскурсовод: Добрый день, я рада приветствовать вас в нашем музее. В 19 веке оксид азота был известен под названием «веселящий газ». Выдающийся английский химик Гемфри Дэви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы. Вот как описывал действие этого оксида один из современников Дэви:» Одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки. Третьи обнаружили чрезвычайную склонность к потасовке». Веселящий газ применяют в медицине обеспечивая пациент безопасный наркоз, в сжатом виде находит применение в качестве распылителя аэрозолей и пенообразовавателя. Монооксид диазота - бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым привкусом. Ребята, помогите мне написать формулу это оксида. Получить оксид азота(I) можно термическим разложением нитрата аммония: t NH4NO3= N2O+ 2H2O N2O- это несолеобразующий оксид, то есть он на растворяется в воде Данный оксид неустойчив и легко разлагается: N2O = N2 + O2 Задание: Расставьте коэфициенты. Составьте схему электронного баланса Поэтому в нем могут гореть углеродистые вещества, а смеси с азотом и водородом взрываются 2-й экскурсовод: Я приглашаю вас в зал посвященный несолеобразующему монооксиду азота NO. Это бесцветный газ с неприятным запахом. Он сильно ядовит Это единственный оксид азота, который образуется при непосредственном взаимодействии кислорода и азота. В природе он образуется в воздухе при грозовых разрядах. Получить этот оксид можно несколькими способами:
N2 + O2 = 2NO – 180кДж Реакция идет при очень высоких температурах. Получение в промышленности таким образом нецелесообразно, т.к требует больших энергетических затрат энергии. Первые промышленные установки, вырабатывающие NO таким образом, начали работать в начале XX в Норвегии, располагающие значительными ресурсами дешевой электроэнергии. Но экономически они оправдали себя только в этой стране. 2)Окислением аммиака в присутствии платины это промышленный способ получения оксида: Pt NH3+ O2 → NO+ H2O+ Q Задание: Расставьте коэфициенты. Составьте схему электронного баланса Эта реакция идет только в присутствии катализатора. Необходимо помнить, что окисление аммиака без катализатора идет иначе: 4NH3+ 3O2 → 2N2+ 6H2O Данный случай является примером использования катализатора для изменения направления реакции и образования нужных продуктов
Оксид азота(II) легко окисляется кислородом воздуха при обычных условиях. Опыт1: Открываем сосуд с оксидом азота. Наблюдаем появление бурого облака оксида азота (IV) 2NO+ O2= 2NO2 Проблемный вопрос: почему так трудно получить оксид азота непосредственно из простого вещества? Ответ: оксид азота содержит неспаренный электрон. Поэтому реагирует с другими свободными радикалами. Что такое радикал? Радикал - частица с неспаренными электронами Учитель: Сейчас немного отдохнем. Физминутка 3- й экскурсовод: Мы продолжаем знакомство с миром оксидов азота. Я расскажу вам о диоксиде азота – NO2.За характерную окраску он получил названия «бурый газ», «лисий хвост». Это газ с резким запахом, хорошо растворим в воде. Так как NO2 раздражает дыхательные пути, то является токсичным Каким способом можно получить?
Демонстрация опыта1: В колбу помещают медную проволоку, добавляют HNO3 (конц) и закрывают пробкой с газоотводной трубкой . Собирают NO2 методом вытеснения воздуха. Cu + HNO3= Cu(NO3)2+ NO↑+ H2O В молекуле NO2 также присутствует неспаренный электрон, поэтому молекула. Может терять и приобретать электроны: +4 +5 NO2 - e→ NO2 (нитроний – ион) +4 +3 NO2 +e→ NO2 (нитрит – ион) Вывод:Указанные превращения определяют способность NO2 к взаимодействию с водой и растворами щелочей: +4 +5 +3 2NO2+ H2O ↔ НNO3+ НNO2 +4 +5 +3 2NO2+ 2КОH ↔ КNO3+ КNO2+ H2O NO2 взаимодействует с водой Демонстрация опыта 2 В пробирку с NO2 наливаем воду. Наблюдаем, что бурая окраска исчезает. В раствор кладем синюю лакмусовую бумагу. Что доказываем? Вывод: об окислительно –восстановительных свойствах Учитель: Оксиды азота образуются при сжигании топлива Попадая воздух они загрязняют и вызывают образование кислотных дождей. Проблемный вопрос: Могут ли выпасть кислотные дожди в нашей родной Герасимовке, Новосергиевке? Какие последствия могут возникнуть | выступают в роли эксурсоводов, готовят презентацию работают в тетради, составляют ОК Называют формулу Расставляют коэффициенты Составляют схему электронного баланса Расставляют коэффициенты Составляют схему электронного баланса Высказывают предположения, характеризуют молекулу азота Запись в тетрадь Проводят физминутку Отвечают, что окислением NO Демонстрирует опыт Работает под тягой Расставляют коэффи-циенты. Составляют схему электронного баланса Делают вывод Составляют схему электронного баланса Отвечают, что кислотность Решают проблему, предлагают пути решения |
| Проводят физминутку | |
Проверка усвоения нового материала | Вопросы и задания на странице учебника 130 | Выполняют дифференцированные задания |
Подведение итогов. Рефлексия. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия | В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвящённые сегодняшнему дню. 1) Сегодня я узнал ……… 2) Я удивился ……… 3) Я хотел бы …… | Делятся своими впечатлениями об уроке Выставляют оценки за урок в дневник |
Домашние задание | &29, зад 3 стр 130 |
Приложение 1
Тест
Вариант 1
1.Азот при обычных условиях – это:
а) тяжелый металл; б) бесцветная маслянистая жидкость; в) одноатомный инертный газ; г)газ без цвета и запаха, молекула двухатомная.
2.реакция между хлоридом аммония и гидроксидом кальция идет потому, что
а) выпадает осадок; б) выделяется газ – аммиак; в)образуется растворимая соль; г) реакция не идет.
3.Аммиак горит в кислороде в присутствии катализатора с образованием?
а) азота; б)оксида азота (II); в)оксида азота (III); г) образуется азотная кислота.
4. степень окисления азота в молекуле аммиака?
а) 0; б) +3; в) -3; г)+5.
5.Нашатырь –это:
А) раствор аммиака в воде; б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония; г) поваренная соль
Вариант 2
1.Азот входит в главную подгруппу:
а) IV группы; б) V группы; в) VI группы; г) VII группы.
2.Раствор аммиака в воде окрашивает фенолфталеин в:
а) желтый цвет; б) синий цвет; в) фиолетовый цвет; г)малиновый цвет.
3.Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:
а) азота; б) оксида азота (II); в) оксида азота (III); г) азотной кислоты.
4.Валентность азота в молекуле аммиака:
а) V; б) III; в)II; г)IV
5.Нашатырный спирт – это:
а) раствор аммиака в воде; б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония; г) медицинский спирт.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Аммиак. Соли аммония
Цель урока: изучить строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, выявить особенности солей аммония
Образовательная задача: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность обучающихся; изучить строение молекулы аммиака; историю происхождения химического названия и физические свойства, спрогнозировать химические свойства аммиака на основании строения его молекулы, спрогнозировать практическое применение этого вещества на основании его физических и химических свойств; изучить химические свойства через проведение лабораторных опытов; сформировать умения правильного обращения с аммиаком и оказания первой помощи при отравлении парами аммиака; продолжить формирование коммуникативных умений обучающихся; активизировать познавательную деятельность обучающихся путём вовлечения их в исследовательскую деятельность и творческую работу.
Развивающая: развивать любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать свою деятельность, делать выводы из наблюдаемых явлений, познавательные способности; навыки проведения химического опыта, умения прогнозирования; развить умения работать с текстом учебника и дополнительными источниками, ПК для получения и обработки информации, работать в паре.
Воспитательная: формирование навыков поведения обучающихся в коллективном и индивидуальном учебном труде, воспитание экологической культуры; бережного отношения к здоровью как ценности для человека, привычки соблюдать правила безопасности при проведении исследовательских работ, умение слушать сверстников.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Правила обращения с аммиаком;
правила оказания первой помощи при отравлении аммиаком;
владеть информацией об экологических проблемах, связанных с авариями при производстве и транспортировке аммиака, и на производствах, использующих аммиак;
уметь экспериментально распознавать аммиак;
писать химические формулы и уравнения реакций с участием аммиака
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом.
Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию.
Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности
Используемые технологии: технологии проблемного обучения и дифференцированного подхода, использование ИКТ в форме презентации
Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа, тестовые задания, само и взаимопроверка,
Информационно – технологические ресурсы: Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, технологическая карта к уроку, инструктивная карта, тесты для контроля знаний учащихся, оборудование для проведения опытов и демонстрационного эксперимента.
Девиз урока: Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь (китайская пословица)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ПК, экран, использование мультимедиа презентаций Power Point учителя и обучающихся заранее подготовленных к уроку, набор реактивов: раствор аммиака, 25% раствор соляной кислоты, индикаторы фенолфталеин и универсальный индикатор, лучина, спички, лабораторная посуда.
Ход урока
Приложения к уроку 35 на тему «Аммиак. Соли аммония»
Приложение № 1
Вводный контроль, тест 5-7 мин.
Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота. Оценивание до 5 баллов при взаимопроверке.
- Как изменяются неметаллические свойства элементов подгруппы азота с увеличением порядкового номера элемента?
а) увеличиваются; б) уменьшаются; в) остаются без изменения; г) сначала увеличиваются , потом уменьшаются
2.На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?
а) 2S; б) 3D ; в) 2P; г) 3P.
3. Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления?
а)NO2; б) Ca 3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3 )2
4.Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления?
а)NH3 ; б) HNO2; в)Na3N; г)N2 O.
5. Азот проявляет восстановительные свойства, реагируя с:
а) водородом; б) кислородом; в) магнием; г) фтором.
Приложение к уроку № 3
Правила техники безопасности при работе с аммиаком
Соблюдайте правила осторожного обращения с раствором аммиака:
1.Помните, что небрежное обращение с этим веществом может привести к химическому ожогу глаз, слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
2.Не подносить бутылку с нашатырным спиртом близко к глазам и носу.
3. После прекращения опыта заткнуть отверстие пробирки кусочком ваты.
4. Наливать в пробирку не более 1 мл нашатырного спирта.
Приложение № 4
Химические свойства аммиака
Опыт №1. Определение запаха нашатырного спирта
Цель: определить запаха нашатырного спирта
Открыть бутылочку с нашатырным спиртом, определить его запах не поднося близко к носу, направить на себя воздух рукой. Быстро завернуть крышку!
Беречь глаза и слизистые оболочки носа
Опыт №2. Действие аммиака на индикатор фенолфталеин и на универсальный индикатор.
Цель: исследовать , как действует аммиак на индикатор фенолфталеин и на универсальный индикатор.
1.Налить в пробирку 1 мл. аммиака и прибавим несколько капель фенолфталеина. Заткнуть отверстие пробирки ватой. О чём свидетельствует окраска индикатора?
2. Окрашенный фенолфталеином раствор аммиака нагревать на спиртовке. Что происходит?
3. Сделайте вывод.
Опыт №3. Реакция аммиака с кислотами. “ Дым без огня”.
Цель: выяснить как аммиак реагирует с кислотами.
1. Смочите две стеклянные палочки, одну раствором аммиака, а другую концентрированной соляной кислотой НCl. Что происходит?
2.Запишите уравнение реакции.
3. Сделайте вывод.
Приложение 5
Смысловое чтение текста
1 группа. Получение солей аммония
1.Используя текст учебника на странице 126 -127 охарактеризуйте соли аммония и выявите способы их получения.
2. уравнения реакции.
3. Сделайте выводы
2 группа. Химические свойства солей аммония
1.Используя текст учебника на странице 126- 127 охарактеризуйте химические свойства солей аммония.
2. Напишите уравнения реакции.
3. Сделайте выводы
- группа
1.Выполните лабораторный опыт 9 «Качественная реакция на соли аммония.(учебник стр 128)
2. Объясните наблюдаемое. Составьте сокращенное ионно- молекулярное уравнение реакции.
Приложение № 6
Аварии, связанные с утечкой аммиака. Оказание первой помощи при отравлениях аммиаком.
На Микояновском мясоперерабатывающем заводе в Москве произошла крупная авария.
Аммиак – смертельно опасное вещество, и его воздействие на органы дыхания может привести к изъязвлениям и поражению кожи и слизистой. При разливе аммиака при его высокой концентрации нельзя прикасаться к разлитому веществу, это может вызвать болезненный ожог кожных покровов.
При утечке аммиака важно в первую очередь защитить кожу и органы дыхания, а также избегать падания аммиака в глаза, так как это вызовет необратимые последствия. Категорически запрещается делать искусственное дыхание, если человек надышался аммиачными парами, так как это только ускорит процесс окисления и вызовет удушье. При отравлении аммиаком нельзя пить, а нужно закапать в глаза альбуцид или промыть глаза раствором борной кислоты, по возможности немедленно снять контактные линзы. В нос закапать теплое подсолнечное, оливковое или персиковое масло, а лицо, руки и вообще пораженные участки тела промыть 2-процентным раствором борной кислоты.
Пострадавших легко узнать по отеку глаз и волдырям на коже, жалобам на жжение во всем теле, покраснению кожи, нестерпимому зуду кожи. Вдохнувшие испарения аммиака чихают, кашляют, у них меняется сердцебиение. Недаром от обморока используют нашатырный спирт: он активно пробуждает кору головного мозга, стимулируя защитные реакции. Пострадавших нужно транспортировать только в лежачем положении. При отсутствии воды на лицо надо наложить повязку, смоченную обычной мочой, лучше детской.
Приложение 7
Мне грустно, Мне обидно, что не Я злюсь на себя
я не все понял спросили
Мне понравилось Я в восторге, все понял Я удивлен
Предварительный просмотр:
Гемберг Марина Ивановна, учитель географии, МОБУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевский район
Название предмета: биология
Класс: 5
УМК: Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. -128 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа.)
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Методы изучения природы
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: данный урок является вторым уроком в теме «Введение»
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.
Задачи урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о методах изучения природы, научить применять теоретические знания на практике, пробудить интерес к экспериментальной деятельности
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитывать: воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе
Планируемые результаты:
Предметные: освоение знаний по теме, понятий, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта
Метапредметные:
Познавательные УУД: определение понятий «наблюдение», «эксперимент (опыт», «измерение»,умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; применение полученных знаний в практической деятельности.
Регулятивные УУД: преобразование информации из одного вида в другой; умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, преобразование информации из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Личностные: понимание необходимости методов наблюдения и эксперимента при изучении природы, принятие правил работы в кабинете биологии.
Техническое обеспечение урока: учебник, мультимедийное приложение к учебнику (презентация « Фабр - основоположник энтомологии», мультфильм «Эксперимент»), портрет Жана Анри Фабра; оборудование для исследования: дождевой червь, бумага, предметное стекло, фонарик, кусочек лука, пипетка, йод, хлеб, срез клубня картофеля, яблоко, весы.
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап. Организационный момент. 1 мин | Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. Т- тетрадь Р- ручка . У- учебник. Д- дневник. Будем трудиться, откройте тетради и запишите дату. | настраиваются на работу, приветствуют друг друга |
2 этап. Проверка домашнего задания 7 минут | Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Давайте вспомним. Фронтальная беседа: 1. Какое общее название имеют науки о природе? 2. Перечислите известные вам науки о природе. 3. Что изучает биология? Выставка творческих работ (оформляют перед уроком) Индивидуальная работа *Работа с мультимедийным приложением к учебнику (учащиеся со слабой учебной мотивацией) *Тестирование (Приложение 1) | отвечают на вопросы отчет о д/з работа на компьютере работа в тетради, взаимопроверка |
3 этап. Мотивация и постановка цели и задач урока 2 минуты | Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения А. Целищева и найдите в нем ответ на вопрос о теме нашего урока. Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет, Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек, И комар завопит из прозрачных тенет, Паучок упадет, как зеленый горошек. Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать? Как жестоки порой наши вольные руки. Где, вы, души, готовые петь и рыдать Над невзрачным цветком в век могучей науки? | читают стих, находят ответ на вопрос и определяют цели и задачи урока |
4 этап. Актуализация знаний 3 минуты | Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. метод «Мое любимое место» Ребята, опишите свое любимое место в нашем селе. Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. И нам необходимо знать, как правильно изучать природу. Как вы сможете это узнать? - Ребята, приведите примеры наблюдений, которые вы провели, изучая природу в начальной школе? - Как вы понимаете смысл слова «метод»? Запишите понятие своего термина в тетрадь. В учебнике найдите научное определение. | высказывают находят определение на стр 7, запись в тетрадь |
5 этап. «Открытие нового знания». 23 мин | метод «Смысловое чтение» Мы с вами выяснили, что слово метод означает… Прочитайте 1 абзац учебника на стр 7 и выявите, какие главные методы используют для познания природы. Заполните схему Методы изучения природы ↓ ↓ ↓ метод «Портрет» (приложение 2) Сборщицы винограда шли рано утром на работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же. проблемный вопрос: чем мог, занимается мужчина весь день? Ребята просмотрите видеофрагмент « Основоположник энтомологии» и ответьте на вопросы: 1. О каком ученом идет речь? 2. Основателем, какой науки стал Жан Анри Фабр? 3. Какие насекомые стали объектом его изучения? 4. В каких условиях он изучал? Природа- чудесница! Это известно, Её волшебство наблюдать интересно. А если не просто, дружок наблюдать, а чудо своими руками создать? Попробуй-ка опыты эти проделать- И можешь ученым назвать себя смело. Ребята, сейчас вы станете настоящими исследователями. У каждой группы для проведения работы имеется необходимое оборудование. (Учитель проводит инструктаж ТБ!!!) У каждого из вас на парте лежит инструктивная карточка (Приложение 3). Внимательно ее прочитайте и выполните задания. Выберите капитана в группе, который предоставит результаты вашей работы. На выполнение исследований 5 минут. предоставление отчета групп «Наблюдение» и «Измерение» просмотр мультфильма «Эксперимент Галилея» - Ребята посмотрите мультфильм и определите, о каком методе изучения природы идет речь? Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения и метода измерения. Сейчас группа эксперимент предоставит результаты своего труда вывод: методы наблюдения, эксперимента и измерения позволяют изучать природу | работают с текстом отвечают, заполняют схему работа с портретом выдвигают версии отвечают на вопросы работа в группах, слушают инструктаж по ТБ выполняют работу, предоставляют отчет на основе просмотра мультфильма отвечают на вопрос делают вывод |
физминутка | ||
6 этап. Закрепление изученного материала 7 минут | *выполнение задания №3 стр 9 учебника *Сейчас вам предстоит выполнить задание в печатной рабочей тетради на странице 4 задание № 2, 3 , а после выполнения проведите взаимопроверку и поставьте оценки друг другу. *решение биологических задач: определите, какие методы применены для изучения природы: За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? (измерение); Грязный снег быстрее тает, чем чистый (эксперимент) Лен цветет голубыми цветочками только до обеда; (наблюдение) |
работают в РТ, проводят взаимопроверку, оценивают |
7 этап. Рефлексия (итог урока). 1 минуты | В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого дополните предложения, посвящённые сегодняшнему дню. - Что было главным на уроке? -Какие затруднения у вас возникли на уроке? -Что нового вы узнали? -Что было интересно? -Чему научились? -Что пригодится в жизни? -Какую (и почему) ставлю себе оценку? -Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)? Итоговая скорректированная учителем оценка выставляется в дневник | Оценивают ответы друг друга. Оценивают свою работу на уроке. |
8. Домашнее задание. 1 минута | Консультирует и объясняет д\з :&2, подготовить мини – проект «Домашний питомец» (задание 2 стр 10), задание 1, 4 в РТ | Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
Тест «Науки о природе»
1 вариант
1. Что изучают естественные науки?
1. жизнь людей 2. историю 3. экономику 4. природу
2. К естественным наукам НЕ относят:
1. историю 2. астрономию 3. физику 4. биологию
3. Телами называют:
1. животные и растения 2. все окружающие нас предметы
3. предметы, сделанные человеком 4. горные породы и минералы
4. К живым телам относятся:
1. растения 2. животные 3. грибы и бактерии 4. все перечисленное
5. Веществами называют:
1. айсберг и сосулька 2. углекислый газ и кислород 3. гвоздь и ложка 4. дерево и бумага
6. Выберите названия тел неживой природы:
1. Солнце 2. цветок 3. гриб 4. гвоздь 5. камень 6. воробей
7. Выберите явления природы:
1. заход Солнца 2. извержение вулкана 3. дерево 4. прилет птиц
Впиши недостающее слово:
Наука, занимающаяся описанием и изучением земной поверхности, называется ________
Природные явления, изменения, которые происходят с природными телами, изучает ____
Процессы превращения веществ изучает наука ______________
Строение, состав и движение в космическом пространстве небесных тел изучает ______
Особенности строения живых организмов изучает наука.
2 вариант
1.Что изучают естественные науки:
1. образ жизни людей 2. историю цивилизаций
3. экономику стран 4. природу окружающего мира
2. К естественным наукам НЕ относят:
а) филологию б) астрономию в) географию г) химию
3.Телами называют:
1. животные и грибы 2. все окружающие нас предметы
3. полезные ископаемы 4. машины и механизмы
4.Объектом неживой природы является:
1.грозовая туча 2. божья коровка 3. белый гриб 4. головастик
5. К веществам относятся:
1. вода и рыба 2. облако и кислород 3. соль и сахар 4. стекло и стакан
6. Выберите названия тел живой природы:
1. Солнце 2. цветок 3. гриб 4. гвоздь 5. камень 6. воробей
7. Выберите явления природы:
1. восход Солнца 2. движение катера 3. гроза 4. шум мотора
Впиши недостающее слово:
Наука, изучающая строение, состав и движение небесных тел, называется - ____________
___________ - наука о связях организма с окружающей средой.
_________- наука, описывающая природу Земли.
Загадки Вселенной изучает наука - _______
__________- наука, изучающая движение тел, звук, свет, электричество.
___________ - наука о веществах и их превращениях.
__________ - наука о форме, составе и строении Земли.
__________ - наука о живой природе.
Приложение 2
Приложение 3
Инструктивная карточка группе « Наблюдение»
Цель: провести наблюдение за дождевым червем.
Оборудование: дождевой червь, бумага, предметное стекло, фонарик, кусочек лука
1. Рассмотрите внешнее строение дождевого червя. Проведите пальцем вдоль тела червя. Что вы почувствовали? Чем покрыто тело?
2. Обратите внимание на характер движения дождевого червя.
2.1.Пронаблюдайте, как он ползет по бумаге. Что вы слышите?
2.2. Затем положите его на мокрое стекло и прислушайтесь, есть ли шуршание.
3. Выявите реакцию дождевого червя на раздражители: прикоснитесь листочком бумаги, поднесите к передней и задней части свежесрезанный кусочек лука, посмотрите его реакцию на свет.
4. Сделайте вывод: метод наблюдения позволяет……
Инструктивная карточка группе «Эксперимент»
Цель: Экспериментальным путем выявить, в каком из продуктов содержится наибольшее количество крахмала?
Оборудование: пипетка, йод, срез клубня картофеля, яблоко, хлеб
Ход работы:
1. Изучите текст:
Одно из свойств крахмала – это способность давать синюю окраску при взаимодействии с йодом. Эту окраску легко наблюдать, если поместить каплю раствора йода на срез картофеля или ломтик белого хлеба. Крахмал широко распространен в растениях и является для них резервным источником энергии. В основном он содержится в клубнях, семенах и корнях в виде зерен. Крахмал используют как пищевой продукт, компонент лекарственных средств и для накрахмаливания белья.
2. С помощью пипетки поместить каплю раствора йода на срез клубня картофеля. Отметить интенсивность окрашивания.
Поместить каплю йода на срез яблока и ломтик хлеба. Также отметить интенсивность окрашивания.
3. По интенсивности окрашивания сделать вывод о том, в каком из продуктов содержится больше крахмала
Инструктивная карточка группе «Измерение»
Цель: вычислить среднее значение веса учеников группы
Оборудование: весы, ручка, тетрадь
Ход работы:
1. Измерьте с помощью весов вес учеников группы.
1. Вес 1 ученика – кг
2. Вес 2 ученика – кг
3. Вес 3 ученика – кг
и т.д.
2.Найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех данных веса и разделите на количество участников группы)
1+2+3+… = кг
Количество участников группы
Среднее значение веса участников группы составляет - кг
3. Ответьте на вопрос: используя текст учебника на странице 9 выявите, какова роль метода измерения?
Предварительный просмотр:
Гемберг Марина Ивановна, учитель географии, МОБУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевский район
Название предмета: биология
Класс: 5
УМК: Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. -128 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа.)
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Науки о природе
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: данный урок является первым уроком в теме «Введение»
Цель урока: сформировать представления о многообразии естественных наук и объектов их изучения
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать и углубить знания о классификации естественных наук, ввести понятия терминов, приобретать навыки чтения учебного текста.
Развивающая: формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитывать: умение работать в коллективе, сопереживать
Планируемые результаты:
Предметные: знание естественных наук и объектов их изучения, умения формулировать определение понятий «естественные науки», «физика», «химия», «биология», «физическая география», «астрономия»; различать многообразие наук о природе по объекту их изучения; распознавать объекты изучения естественных наук; осмысливать многообразие наук, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, поиск и выделение необходимой информации для решения учебных задач; умение давать определения понятиям, организовывать собственную познавательную деятельность.
Личностные УУД: эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, выделять версии; владение монологической и диалоговой формами речи; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Личностные: познавательный интерес к естественным наукам; понимание многообразия и единства живой природы.
Техническое обеспечение урока: учебник, энциклопедии, презентация «Науки о природе», презентация «Удивительные места на Земле», мультимедийное приложение к учебнику, звуки природы - лес, оборудование для опытов: 2 стакана, соль, ложка, стеклянная палочка, соляная кислота, цинк, медь; инструкция опыта, контур паука, красные и синие карточки.
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||
1этап. Организационный момент. 1 мин | Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории. Мы пошли с друзьями в лес И сказала не спеша, | настраиваются на работу, приветствуют друг друга | ||||||||||||||||||||||||
2 этап. Мотивация к учебной деятельности. 5 минут | Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, познакомимся с многообразием живых организмов и их приспособлением к различным условиям, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой. - А поможет нам в изучении биологии учебник под редакцией А.А.Плешакова - Как же работать с учебником? - Ребята, помимо учебника на уроке нам понадобится… | работа с обращением к учащимся на стр 3 знакомятся с правилами поведения и ТБ в кабинете | ||||||||||||||||||||||||
3 этап. Актуализация знаний 5 минут | Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Исаак Ньютон сказал: « Не знаю как другие, а я чувствую себя ребенком, который бродит весь день у кромки воды, находя тот раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». (презентация «Науки о природе», сл.1) Демонстрация картинок с изображением организмов, предметов неживой природы, природных явлений, внимание акцентируется на различие понятий «тело» и «явления».(сл 2) Беседа: 1.Что изображено на картинках? 2.Что такое «тело» и «явление»? 3.Задание: В приведенном списке выберите природные тела и природные явления (сл 3.) гроза бабочка туман закат дуб смена времен года овраг кипение воды радуга
4. Как одним словом можно определить все, что мы сейчас рассмотрели? 5.Что такое природа? Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает записать определение «природы» в тетрадь. | объясняют смысл высказывания, связывают его со своей деятельностью на уроке отвечают на вопросы учителя, слушают собеседника, обсуждают ответы, оформляют свои мысли в устной речи. Природа – это все то, что нас окружает. | ||||||||||||||||||||||||
4 этап. Постановка цели и задач урока 1 минута | Раскрыть тайны природы вам помогут разнообразные энциклопедии. Как выдумаете, как они связаны с нашим уроком? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какова цель нашего урока? Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? | определяют и записывают в тетрадь тему урока формулируют цель и задачи урока | ||||||||||||||||||||||||
5 этап. «Открытие нового знания». 23 мин | Сейчас давайте прогуляемся по лесу, послушаем пение птиц, почувствуйте себя спокойными и свободными. Походите мысленно по лесу. Но, что это за чудо дерево на вашем пути.(сл 4). А называется оно «Естественные науки». Каждое дерево дает плоды. И на этом чудо – дереве тоже висят разнообразные плоды. Каждый плод – это наука. Давай их сорвем и поближе познакомимся с ними. таблица «Естественные науки» (сл 5.)
Ребята посмотрите фрагмент интерактивного учебного пособия и определите, о какой науке идет речь. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом Какую роль в семье естественных наук играет наука физика вы узнаете прочитав текст учебника стр 5. Докажем это опытом «Плавающее яйцо». (Приложение 1) Оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль. Ход работы: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовые ложки соли. Потом опустите в воду второе яйцо. Результат: Вывод: Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. Плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх. Метод «Ассоциаций» Какая ассоциация у вас возникает при слове «география»? Дайте свое определение науки. Найдите на стр 5 учебника научное определение термина. Приём "Удивительные места на Земле". Приём «Химики» Ребята у меня на столе пробирки, склянки, вещества. Подскажите для чего они нам пригодятся? Опыт «Металлы и соляная кислота». Ход опыта: в 2 пробирки наливаем по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку опускаем кусочек меди, а во вторую гранулу цинка. Что наблюдаем? Что изучает биология вы узнаете прочитав текст учебника на стр 5- 6. Приём "Сочиняй-ка.» Предлагаю составить «сиквейн», ключевое слово БИОЛОГИЯ 1.Тема, ключевое слово 2.Описание понятия (2 прилагательных) 3.Действие (3 глагола) 4.Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу) 5.Повторение сути (синоним 1 строки) оказывайте только добрые лица и не вредите окружающей вас природе. | слушают звуки природы рисуют в тетради таблицу, в процессе урока заполняют 1 и 2 колонки астрономия работают с текстом стр 5-6 работают в группе отвечают на вопрос, записывают определение смотрят презентацию выдвигают предположения смотрят опыт, делают вывод на основе текста составляют синквейн зачитывают свои работы | ||||||||||||||||||||||||
физминутка | ||||||||||||||||||||||||||
6 этап. Закрепление изученного материала 7 минут | "Паучок" | работают дифференцированно | ||||||||||||||||||||||||
7 этап. Рефлексия (итог урока). 2 минуты | Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике (Приложение 5) выставление оценок за урок | Оценивают свою работу на роке. | ||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. 1 минута | & 1, доделать таблицу, творческая работа на тему «Естественные науки» (проект, занимательные вопросы, ребусы и т.д) | Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
Опыт «Плавающее яйцо»
Оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль, ложка, стеклянная палочка.
Ход работы: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Потом опустите в воду второе яйцо.
Результат:
Вывод:
Приложение 2.
Приложение 3
движение планет | кипение воды |
падание камня | перелет птиц |
вращение Земли вокруг своей оси | распускание листьев |
испарение воды | таяние снега |
отскок мяча от стены | сверкает молния |
гремит гром | извержение вулканов |
растворение сахара | прорастание семян растений |
образование кислорода | смена времен года |
АСТРОНОМИЯ | |
ФИЗИКА | |
ХИМИЯ | |
ГЕОГРАФИЯ | |
БИОЛОГИЯ |
Приложение 4. Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
Термометр вашего настроения
Предварительный просмотр:
Гемберг Марина Ивановна, учитель географии, МОБУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевский район
Название предмета: география
Класс: 9
УМК: Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций/Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев.- 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. -344 с.: ил., карт.- (Инновационная школа.)
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Природные ресурсы России
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: данный урок является вторым уроком в теме «Природа и человек»
Цель урока: сформировать представление о природных ресурсах как основе развития отраслей хозяйства России.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать и углубить знания о природных ресурсах, выявить каково влияние природных ресурсов на размещение и развитие отраслей хозяйства России, охарактеризовать природные ресурсы, выявить проблемы их использования.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитывать: воспитывать чувство любви к родному краю, товарищества, умение работать в коллективе, сопереживать
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить понятие «природные ресурсы», познакомить с классификацией природных ресурсов и их хозяйственной оценкой, описывать виды природных ресурсов на основе различных классификаций
Метапредметные:
Познавательные УУД: умения анализировать информацию; делать выводы; устанавливать соответствие между объектами их характеристиками.
Личностные УУД: умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя; предоставлять результаты работы; навыки самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умения работать в парах или группах, слушать одноклассников; адекватно аргументировать свою точку зрения.
Личностные: развитие познавательного интереса к предмету, любознательности в изучении мира географии
Техническое обеспечение урока: карточки с определениями, индивидуальные карточки, учебник, атлас
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1этап. Организационный момент. 1 минута | Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света. Пусть все лучи соберутся и свет всех ваших мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любой работе. | настраиваются на работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Проверка домашнего задания. 7 минут | Метод «Уборка территории» - собрать наибольшее количество карточек, соответствующих теме «Природные условия». Работа по карточкам Фронтальная беседа: 1. Как природные условия Крайнего Севера влияют на жизнь людей и их хозяйственную деятельность? 2.Насколько комфортны природные условия села Герасимовка? 3.С какой целью выделяют территории с разной степенью комфортности природных условий? | работают с понятиями работают с карточками отвечают | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Постановка цели и задач урока 1 минута | Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения о России. Внимательно прослушайте, чтобы вы могли ответить на мои вопросы. Россия, ты – великая держава, Озёрный плен твои леса венчает. В земле твоей богатств поток неиссякаем, Вопрос: О чем говорится в этом стихотворении? Какие слова стали ключевыми? Что мы будем сегодня оценивать? Для чего это надо знать? Какую цель мы поставим перед собой, работая на уроке? | определяют и записывают в тетрадь тему урока формулируют цель и задачи урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап. Актуализация знаний 5 минут | Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Вспомните 1.Что такое природные ресурсы? Сформулируйте свое понятие определения «Природные ресурсы» 2.В чем различие между природными ресурсами и природными условиями? 3. Как вы думаете, всегда ли можно провести четкую границу между понятиями природные условия и ресурсы? Могут ли природные условия стать природными ресурсами? 4. Какими ресурсами богат наш родной край? | записывают свое определение ПР составляют кластер | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. «Открытие нового знания» 20 минут | работа с термином. Вы записали свое определение «природные ресурсы», а теперь давайте сравним его с научным определением термина. Найдите его на странице 43 учебника. Существует много классификаций ПР. Мы будем пользоваться природной (генетической) классификацией. работа с рисунком Задание: на основе рисунка 13 стр 43 составьте по 3 вопроса по теме «Классификация ПР» Задайте свои вопросы одноклассникам Работа с картой: - Выявите, какими ПР богата наша страна. - Соотнесите карты и выявите в какой части России живет большая часть населения страны, а где расположены основные месторождения угля, нефти, газа, запасы лесных ресурсов. Дополните предложения: *Ресурсы в европейской части значительно …………….., поэтому требуется особо экономное их ………………… * Богатство России природными ресурсами позволяет: * Богатство Оренбургской области природными ресурсами позволяет: работа в группе: для выявления особенностей ПР России я предлагаю вам стать исследователями. У нас будет 6 лабораторий: 1 группа - исследователи минеральных ресурсов, 2- водных, 3- почвенных, 4- агроклиматических, 5- лесных, 6- рекреационных. На выполнение заданий вам дается 5 минут. Представьте результаты своей работы. вывод: по запасам и разнообразию ПР Россия относится к числу самых богатых стран мира | работают с учебником, записывают работают с рисунком 13 стр 43. работа в парах работают с картой «Природные ресурсы», «Плотность населения» дополняют работа в группах на основе текста &7 представляют результаты работы запись в тетрадь | ||||||||||||||||||||||||||||||||
физминутка 1 минута | проводят физминутку | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап. Закрепление изученного материала 7 минут | Практическая работа 6. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов. Цель работы: оценить ресурсообеспеченность территории России 1. Рассчитать ресурсообеспеченность минеральных ресурсов Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .
Сопоставив полученные данные, сделайте вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами
Сопоставив полученные данные, сделайте вывод – от чего зависит обеспеченность лесными ресурсами на душу населения? 3. Проанализируйте данные таблицы «Структура водопотребления России» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями? Сделать вывод.
вывод: понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. выскажите свое мнение: 1. Богатство природными ресурсами – это благо или зло? 2. Географ Д.Л. Арманд высказал такую мысль: «Возобновимость и невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека». Как вы относитесь к этой точке зрения великого учёного? Свой ответ обоснуйте. 3. Обязательно ли должна Россия обеспечивать себя всеми видами природных ресурсов? Может быть, некоторые виды дешевле купить, как это делают Япония,США? | выполняют практическую работу по вариантам вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления. вывод: обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона. вывод: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап. Рефлексия (итог урока). 2 минуты | В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого дополните предложения, посвящённые сегодняшнему дню. - Что было главным на уроке? -Какие затруднения у вас возникли на уроке? -Что нового вы узнали? -Что было интересно? -Чему научились? -Что пригодится в жизни? -Какую (и почему) ставлю себе оценку? -Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)? Итоговая скорректированная учителем оценка выставляется в дневник | Оценивают ответы друг друга. Оценивают свою работу на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. 1 минута | & 7, творческие работы на тему «Объекты Всемирного культурного наследия» | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Гемберг Марина Ивановна, учитель географии, МОБУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевский район
Название предмета: география
Класс: 9
УМК: Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций/Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев.- 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. -344 с.: ил., карт.- (Инновационная школа.)
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Природные условия России
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: данный урок является первым уроком в теме «Природа и человек»
Цель урока: сформировать представление о непосредственном влиянии природных условий на жизнь людей в России.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания о природных условиях, выявить степень комфортности природных условий в пределах территории России, охарактеризовать природные факторы, определить хозяйственный потенциал.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитывать: воспитывать чувство любви к родному краю, товарищества, умение работать в коллективе, сопереживать
Планируемые результаты:
Предметные: умения формулировать определение понятий «природные условия», «комфортность природных условий», «природные факторы», выявлять степень комфортности районов России, описывать природные условия своей местности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.
Личностные УУД: умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД: умения работать в парах или группах, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Личностные: познавательный интерес к родному краю, осознание значения знаний по географии для человека и общества
Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация, звуки природы (метель, пение птиц), классическая музыка, карточки со словами, индивидуальные карточки,учебник, атлас
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
1этап. Организационный момент. 1 мин | Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и грустное. Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить. | прикрепляют свои лучики | ||||||||
2 этап. Актуализация знаний 5 минут | Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Ребята, сегодня на уроке мы с Вами начинаем изучение раздела экономической и социальной географии, который называется – Природа и человек. Давайте вспомним, что вы изучали в курсе географии 8 класса Работа с терминами и понятиями (Приложение 1). Вспомните: Как природные условия влияют на повседневную жизнь человека? | Вспоминают материал по курсу географии 8 класса индивидуальная работа | ||||||||
3 этап. Постановка цели и задач урока 1 минута | Попробуйте сформулировать тему нашего урока используя следующие слова: комфортные, природные, жизнь людей и послушав звуки природы. (слайд 1-4) Какова цель нашего урока? Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? | определяют и записывают в тетрадь тему урока формулируют цель и задачи урока | ||||||||
4 этап. «Открытие нового знания». 27 минут | Метод ассоциации. Какая ассоциация возникает у вас при словосочетании «природные условия»? Работа с текстом (Приложение 2). Дополните утверждения: Россия - самая (большая) по (площади) страна мира. Значительная часть населения проживает в (северных) широтах. Большая часть нашей страны находиться севернее 60° с.ш. и почти четверть расположена за (Северным полярным кругом). Поэтому природные (условия) на значительной части территории России весьма (неблагопрятные). Отдельные ее (районы) имеют (благоприятные ) условия. Проблемный вопрос: почему природные условия в России ухудшаются в направлении с юго- запада на северо – восток? (слайд 5) Работа с картой: Чтобы ответить на этот вопрос соотнесите физическую и климатическую карту России. вывод: Россия – северное государство с суровыми климатическими условиями (Слайд 6).
| отвечают на вопрос работают с текстом работа с картой отвечают на вопрос работа с картами запись в тетрадь | ||||||||
физминутка 1 минута | Гимнастика для глаз 1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево. | проводят гимнастику для глаз | ||||||||
4 этап. «Открытие нового знания» | Внимание! Проблема! Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность? Работа с текстом. На жизнь людей и их хозяйственную деятельность влияют определенные факторы. Какая существует среди них классификация, вы узнаете прочитав текст на стр 39 учебника. На основе полученной информации составьте интеллект – карту. (Слайд 7) И все- таки есть ли оценка природных условий с точки зрения жизни человека? Географ О.Р. Назаревский проанализировал 30 показателей по территории России. Это средние температуры, осадка, продолжительность безморозного периода, сейсмичность, заболоченность, обеспечение водой, условия для охоты и рыбной ловли, сбора ягод, наличие гнуса и др. В результате работы получена карта комфортности природных условий для жизни человека (сл 8). Работа с картой: 1.Как вы думаете, с точки зрения жителя какого района России произведена оценка комфортности природных условий для жизни? (жителя центральных районов европейской части) 2. Какие районы наиболее благоприятны для жизни? 3. Какие районы являются неблагоприятными для жизни? 4. В каком районе вы живете? Дайте ему свою оценку. 5.Распределите показатели природных условий села Герасимовка по 5 бальной шкале. 6.Как вы думаете, если бы оценку природных условий давали коренные жители Севера, она бы изменила карту природных условий? проблемный вопрос: С какой целью выделяют территории с разной степенью комфортности природных условий. Прием "Инсерт". Правильно ли вы рассуждали, вы узнаете, поработав с текстом «Хозяйственный потенциал природных условий России» Заполните таблицу
V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Сейчас нам результаты своей работы предоставят… вывод: ПУ различны в разных районах России….. | решают проблему работая в парах составляют интеллект – карту (кластер) анализируют карту на основе краеведческого материала Учащиеся читают текст на стр 40- 41, маркируя его значками зачитывают | ||||||||
6 этап. Закрепление изученного материала 7 минут | Задание для учащихся с повышенной мотивацией обучения: 5-минутное эссе на тему « Насколько комфортны природные условия села Герасимовка ». Главное правило письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Задание для учащихся с пониженной мотивацией обучения: Используя карту, заполните таблицу «Степень благоприятности природных условий для жизни людей». (Приложение 3) | выполняют дифференцированные задания | ||||||||
7 этап. Рефлексия (итог урока). 2 минуты | А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте. А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки, которые лежат на ваших столах и поставьте себе на каждый пункт смайлик радостный или грустный. (Приложение 4) Откройте дневники, запишите домашнее задание и поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми. Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки и представим себе, что вы плывете на лодке по нашей любимой реке Кинделя (слайд 9) (Учитель в это время ставит роспись в дневниках) | Оценивают ответы друг друга. Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание | ||||||||
8. Домашнее задание. 1 минута | & 6, творческая работа на тему «География проживания моих родственников» |
Приложение 1.
Задание для учащихся с повышенной мотивацией обучения:
Раскройте смысл перечисленных понятий:
1.Природные условия –
2. Адаптация -
3. Существуют виды адаптаций и
Задание для учащихся с пониженной мотивацией обучения:
Соотнесите термин и понятие
термин понятие
1.Природные условия А. процесс приспособления человека к природным условиям 2. Адаптация Б. происходит за счет возможности человеческого организма
3.Биологическая адаптация В. особенности природы влияющие на жизнь человека
4. Небиологическая адаптация Г. изоляция от влияния неблагоприятных условий
Приложение 2.
Дополните утверждения:
Россия - самая …….. по ……. страна мира. Значительная часть населения проживает в ………… широтах. Большая часть нашей страны находиться севернее 60° с.ш. и почти четверть расположена за ……… ……… …….. Поэтому природные …….. на значительной части территории России весьма ………. Отдельные ее …… имеют ……….. условия
Приложение 3.
Используя карту, заполните таблицу «Степень благоприятности природных условий для жизни людей»
крупные природные районы | природные условия | |||
неблагоприятные | благоприятные | малоблагоприятные | наиболее благоприятные | |
Приложение 4.
1. Как Вы оцениваете атмосферу на уроке? ____________________
2. Как Вы думаете, активно ли Вы работали на уроке?______________
3. Как Вы считаете, Вы грамотно отвечали на уроке?______________
4. Понравился ли Вам сегодняшний урок? _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"
Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)
Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока "Кислородные соединения азота"
Разработка урока по теме "Кислородные соединения азота"...
Технологическая карта урока по химии в 9 классе Тема: Азот и его свойства
Технологическая карта урока по химии в 9 классе...