Методическая разработка урока биологии по теме "Иммунитет"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Торопова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk._toropova._biologiya_8_klass.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Торопова Наталья Николаевна

Район, название ОУ

Петроградский район, ГБОУ СОШ № 84

Используемый УМК

«Линия жизни» под ред. В.В.Пасечника, базовый уровень

Учебный предмет

Биология 

Класс

8 класс

Тема: «Иммунитет».

Тип: урок открытия новых знаний

Цели по содержанию:

Обучающие:  ознакомление  учащихся с понятием иммунитета, его видах и способах формирования.

Развивающие:  умение делать выводы, использовать дополнительную информацию, развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность.

Воспитывающие:  формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

Знать – основные виды иммунитета, способы его формирования. Понимать смысл выражения «Инфекционные заболевания», знать способы их профилактики.

Уметь – отличать  искусственный  иммунитет от естественного, отличать вакцину от сыворотки, обосновывать необходимость соблюдения правил общественной и личной гигиены.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать этапы решения учебной задачи;

- удерживать цель деятельности до достижения результата;

-анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного;

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные УУД:

-учиться доносить свою позицию до других;

- умение извлекать информацию, проводить сравнение.

Личностные

- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;

- провести рефлексию деятельности после проделанной работы.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник В.В. Пасечника «Биология 8 класс» М. Просвещение 2021г. 256с., рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент об иммунитете.

Этапы урока

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

(1 мин.)

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Мотивация познавательной деятельности

(4 мин.)

Постановка проблемы.

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина  "Пир во время чумы":

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Слушают стихотворение.

Возможный ответ: об эпидемии чумы.

Возможный ответ: оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки, которые защищают наш организм - это клетки крови лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

Формируют тему урока: «Иммунитет».

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(5 мин.)

1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания. Кто из обучающихся болел и сколько раз?

2.Вспомните, что такое фагоцитоз?

Что такое защитные силы организма, какие клетки в этом участвуют?

3.Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией.

1.Делятся мнением и личным опытом. Выдвигают гипотезы.

2.Вспоминают, что фагоцитоз важен при борьбе с инфекцией.

Вспоминают роль лейкоцитов (прошлый урок).

3.Формулируют задачи урока:

Узнать что такое иммунитет? От чего он зависит? Насколько важен в жизни человека?

Как использовать полученные знания на практике?

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Сообщение

нового

материала.

(20 мин.)

Организует деятельность учащихся:

1 Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.

2.В учебнике изучите материал о формировании естественного и  искусственного  иммунитетов, о роли кожи и слизистых оболочек в защите организма.

Рассмотрите схемы, иллюстрации в учебнике. Выпишите  определения  понятий «иммунитет» , «антитело», «антиген» в тетрадь.

3.Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Иммунитет».

4.Организация выступления заранее подготовленного ученика по теме

«Вклад Э. Дженнера и Луи Пастера»

1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

2. Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике.

3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему «Виды Иммунитета»,

иллюстрируют ее примерами (из презентации, из учебника, из жизни).

https://infotables.ru/images/biologia/chel_sh_08.jpg

4. Анализируют информацию, задают интересующие вопросы и заполняют таблицу:

Виды иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Первичное закрепление.

(4 мин.)

Проверка правильности заполнения таблицы.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Продолжают работать со схемой и таблицей «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

Самостоятельная

работа с

взаимопроверкой по эталону.

(6 мин)

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

1.    Что такое иммунитет?
2.    Что такое антитело?
3.    Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
4.    Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
5.    Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным? 
6.    Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
7.    Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы диктанта. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимопроверку.

6 и 7 вопрос – повышенный уровень сложности.

По  окончании работы выполняют взаимопроверку.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Информация о домашнем задании

(2 мин.)

Задание по уровням:

Базовый –стр. 73 задание «Подумайте» - письменно.

(Почему младенцы, которых матери кормят молоком, реже болеют?)

Углубленный – Подготовить сообщение об известных вам нарушениях иммунитета.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии

(3 мин.)

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...