РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Биология. Введение в биологию» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом  примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно - методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015  1/15), федерального).

Цели изучения предмета

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность в качестве носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_8_klass.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

городского округа Спасск - Дальний

РАССМОТРЕНО

На заседании  ШМО

31 августа 2021 года

ПРОВЕРЕНО

Методист _____ Козак О.С.

31 августа 2021 года    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

8 класс

Составитель:

Чуднова Серафима Михайловна,

Учитель биологии, высшая категория

г. Спасск-Дальний

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Рабочая программа учебного предмета «Биология. Введение в биологию» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом  примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно - методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015  1/15), федерального).

Цели изучения предмета

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность в качестве носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Ценностные ориентиры биологического образования

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности  научного  знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

-понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии  обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. 

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – осознание важности  жизни во всех ее проявлениях, включая понимание  уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

У учащихся формируется способность к эстетическому восприятию объектов живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

 Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

В содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты обучения

  • формирование ответственного отношения к учению, труду;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих УУД:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
  • Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • Знать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
  • Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе.
  • Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • Распознавать и описывать на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • Выявлять взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • Сравнивать человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • Определять принадлежность человека к определенной систематической группе;
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет ресурсах;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  • Оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Биология»  по авторской программе  отводится «Биология. Человек» 8 класс, 68 ч, 2 ч в неделю;

Содержание программы «Биология. Человек. 8 класс» (68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Человек как биологический вид (2 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

1

Урок №1  

Место человека в органическом мире.

5-8

2

Урок № 2

Черты сходства человека и человекообразных обезьян. Особенности человека.

9-11

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- признаки, доказывающие родство человека и животных.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.

Раздел 2. Происхождение человека (3 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

3

Урок №3  

Биологические и социальные факторы антропогенеза.

12

4

Урок № 4

Этапы антропогенеза и факторы становления человека.

12-16

5

Урок № 5

Расы человека, их происхождение и единство.

18-20

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- биологические и социальные факторы антропогенеза;

- основные этапы эволюции человека;

- основные черты рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о человеке. Наука, изучающие организм человека. (7 часов).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Сроки проведения

Сроки проведения

6

Урок №6  

Науки о человеке.

21

7

Урок № 7

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален,  Андреас Везалий

21-22

8

Урок № 8

Великие анатомы и физиологи XVI – XVII веков

23-24

9

Урок № 9

Великие анатомы и физиологи XVIII -XIX веков.

25-26

10

Урок № 10

Великие анатомы и физиологи.

23-26

11

Урок № 11

Великие отечественные анатомы и физиологи.

23-26

12

Урок № 12

Основные этапы развития биологии

21-26

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.

Раздел 4. Общий обзор организма человека.(4 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

13

Урок №13  

Клеточное строение организма.

31-33

14

Урок № 14

Ткани, их строение и функции. Лабораторная работа "Изучение микроскопического строения тканей".

34-38

15

Урок № 15

Органы. Системы органов. Практическая работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов».

39-42

16

Урок № 16

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

39-42

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- основные признаки организма человека.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать основные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

- устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением  и функциями клеток тканей, органов и их систем.

Раздел 5. Координация и регуляция. (10 часов).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

17

Урок №17  

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

46-50

18

Урок № 18

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция, её нарушения.

50-52

19

Урок № 19

Нервная регуляция.  Строение и значение нервной системы.

54-58

20

Урок № 20

Строение спинного мозга, отделов головного мозга. Лабораторная работа: «Изучение головного мозга человека (на муляжах)».

60-62

21

Урок № 21

Строение и функции головного мозга

63-68

22

Урок № 22

Большие полушария головного мозга, их значение и связь с другими отделами мозга.

70-74

23

Урок № 23

Органы чувств, их строение и функции. Лабораторная работа: «Изучение изменения размеров зрачка».

76-79

24

Урок № 24

Строение, функции и гигиена органов зрения.

79-82

25

Урок № 25

Строение и функции органов слуха.

84-90

26

Урок № 26

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

91-98

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- роль регуляторных систем;

- механизм действия гормонов.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.

Раздел 6. Опора и дыхание (8  часов).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

27

Урок №27  

Скелет человека, его значение, строение скелета.  

100-103

28

Урок № 28

Особенности скелета человека, связанного с трудовой деятельностью и  прямохождением.

100-103

29

Урок № 29

Состав и строение костей. Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения костей».

103-104

30

Урок № 30

Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Практическая работа: «Измерение массы и роста своего организма».

104-106

31

Урок № 31

Строение скелета

108-115

32

Урок № 32

Строение мышц. Основные группы мышц

116-121

33

Урок № 33

Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Практическая работа: «Выявление влияния статистической динамической нагрузки на утомление мышц».

122-125

34

Урок № 34

Значение физической культуры и режима труда  для правильного  формирования опорно- двигательной системы. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

281-282,

289,

263-265

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- части скелета человека;

-химический состав и строение костей;

- основные  скелетные мышцы человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать части скелета  на наглядных пособиях;

- находить на наглядных пособиях основные мышцы;

- оказывать первую доврачебную помощь при переломах.

Раздел 7. Внутренняя среда организма. (3 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

35

Урок №35  

Внутренняя среда организма и ее значение.

127-128

36

Урок № 36

Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Лабораторная работа:  «Изучение микроскопического строения крови».

128-134

37

Урок № 37

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Переливание крови. Донорство.

136-144

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- признаки внутренней среды организма;

- признаки иммунитета;

- сущность прививок и их значение.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

- объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.

Раздел 8. Транспорт веществ. (4 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

38

Урок № 38  

Органы кровообращения. Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфодвижение.

145-150

39

Урок № 39

Работа сердца

151-154

40

Урок № 40

Движение крови по сосудам. Практическая: «Измерение кровяного давления». Практическая работа «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

155-158

41

Урок № 41

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

289,

265-267

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- существенные признаки транспорта веществ в организме.

Учащиеся должны уметь:

-различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

- измерять пульс и кровяное давление;

- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Раздел 9. Дыхание (5 часов).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

42

Урок № 42  

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение.

160-163

43

Урок № 43

Дыхательные движения. Практическая работа: «Определение частоты дыхания».

166-167

44

Урок № 44

Газообмен в легких и тканях.

164-165

45

Урок № 45

Регуляция дыхания.

167-168

46

Урок № 46

Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

272, 278

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- органы дыхания, их строение и функции;

- гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

- оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

Раздел 10. Пищеварение. (5 часов).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

47

Урок № 47  

Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение.

173-175

48

Урок № 48

Пищеварение в ротовой полости

176-180

49

Урок № 49

Пищеварение в желудке и кишечнике  

182-185

50

Урок № 50

Всасывание. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Лабораторная работа:  «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».

185-187

51

Урок № 51

Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Практическая  работа: «Определение норм рационального питания».

конспект

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- органы пищеварительной системы;

- гигиенические меры и меры профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

Раздел 11.Обмен веществ и энергии. Витамины. (2 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

52

Урок № 52  

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

189-194

53

Урок № 53

Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

196-199

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

- роль витаминов.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращение энергии.

Раздел 12. Выделение. (2 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

54

Урок № 54  

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделение. Почки, их  строение и функции.

201-202

55

Урок № 55

Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

202-205

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- органы мочевыделительной системы;

- меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 13. Покровы тела. (3 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

56

Урок № 56  

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.  

207-210

57

Урок № 57

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиенические требования к одежде, обуви.

211-213

58

Урок № 58

Заболевания кожи и их предупреждение.

267-270

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- строение и функции кожи;

- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять механизм терморегуляции;

- оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.

Раздел 14. Размножение и развитие организма. (3 часа).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

59

Урок № 59  

Система органов размножения: строение и гигиена.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация.

214-221

60

Урок № 60

Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

227-230

61

Урок № 61

Наследственные заболевания

222-225

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- строении и функции органов половой системы человека;

- основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность. (5 часов).

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

62

Урок № 62  

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухмомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Торможение.

232-240

63

Урок № 63

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

241-244,

64

Урок № 64

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Мышление. Сознание.

245-247

65

Урок № 65

Познавательные процессы. Память.

248-256

66

Урок № 66

Эмоции. Особенности психики человека. Гигиена умственного труда.

256-260

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- особенности высшей нервной деятельности человека;

- значение сна, его сна.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки человека;

- характеризовать типы нервной системы.

Раздел 16. Человек и его здоровье. (4 часа)

№ п/п

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки проведения

67

Урок № 67  

Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.  Оказание первой доврачебной  помощи при кровотечении, отравления угарным газом, спасение утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Практическая работа: «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечения».

286-287

68

Урок № 68

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Практическая работа: «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды».

281-285

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- приёмы рациональной организации труда и отдыха;

- отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать нормы личной гигиены  и профилактики заболеваний;

- оказывать первую доврачебную помощь.

Тема

Содержание

Характеристики видов деятельности учащихся

Место человека в системе органического мира (2 ч)

Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

Объясняют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы

Происхождение человека (3 ч)

Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

Краткая история развития знаний о строении функциях организма человека (7 ч)

Краткая история развития знаний о строении функциях организма человека

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий

Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека

Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Координация и регуляция (10 ч)

Координация и регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств

Опора и движение (8 ч)

Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц. Роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей. Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломе

Внутренняя среда организма (3 ч)

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма. Определяют понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм свёртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение

Транспорт веществ (4 ч)

Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения и их предупреждение

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем о описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях

Дыхание (5 ч)

Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом

Пищеварение (5 ч)

Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы

Обмен веществ и энергии (2 ч)

Обмен веществ

Общая характеристика обмена веществ энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека. Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза

Выделение (2 ч)

Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ

Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы. Распознают органы мочевыделительной системы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Перечисляют и обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Покровы тела (3 ч)

Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение

Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

Размножение и развитие (3 ч)

Размножение и развитие

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи

Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития человека

Высшая нервная деятельность (5 ч)

Высшая нервная деятельность

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека

Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы

Человек и его здоровье (4 ч)

Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументировано доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Формы контроля:

  • Устный ответ
  • Тестирование
  • Практическая (лабораторная работа)
  • Самостоятельная  письменная или контрольная работа
  • Экспериментальная работа
  • Составление и заполнение таблицы

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик: даёт полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов – устный ответ.

Тестовое задание - 91-100%.

Экспериментальная работа: ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик: даёт полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров – устный ответ.

Тестовое задание - 71-90%

Экспериментальная работа: опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик при ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя – устный ответ.

Тестовое задание  - 50-70%

Экспериментальная работа: опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик имеет знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал – устный ответ.

Тестовое задание – менее 50%

Экспериментальная работа: не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

устный ответ - отказ от ответа.

Тестовое задание – отказ от выполнения теста.

Экспериментальная работа - отказ от выполнения работы.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; 
2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта.  В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. Или было допущено два-три недочета; 
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. Или эксперимент проведен не полностью; 
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик: 
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 

Повышенный уровень (Отметка «4»), если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок; 
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик: 
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

Составление и заполнение таблицы

Критерии

баллы

Умение составить таблицу с учётом поставленных задач

1

Правильность заполнения

1

Полнота раскрытия материала (наличие примеров из художественного текста)

1

Наличие вывода

1

Эстетичность оформления

1

Самостоятельность выполнения задания

1

«5» высокий уровень - 6 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 4-5 баллов (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2-3 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям);

«1» очень низкий уровень – ученик не выполнил работу.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Дополнительная литература

1.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3.Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

4.Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

5.Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
  6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  7. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
  8. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
  9. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  10. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  11. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Мультимедиа-поддержка курса

  1. Биология 8 класс «Человек». Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. ( электронное учебное издание ), Дрофа. Физикон, 2006.
  2. Биология 6-11 классы: лабораторный практикум (СD)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Интерактивная доска, проектор
  2. 8 компьютеров
  3. Лабораторное оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...