РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Биология. Введение в биологию» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом  примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно - методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015  1/15), федерального).

Цели изучения предмета

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность в качестве носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности  жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение  нового знания

 о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными ценностно-смысловыми, коммуникативными:

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой  в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к  эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.      

В 7 классе учащиеся  получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, о принципах их квалификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения  функций организмов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_7_klass.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

городского округа Спасск-Дальний

РАССМОТРЕНО

На заседании  ШМО

31 августа 2021 года

ПРОВЕРЕНО

Методист _____ Козак О.С.

31 августа 2021 года    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

7 класс

Составитель:

Чуднова Серафима Михайловна,

Учитель биологии, высшая категория

г. Спасск-Дальний

2021 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология. Введение в биологию» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом  примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно - методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015  1/15), федерального).

Цели изучения предмета

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность в качестве носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности  жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение  нового знания

 о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными ценностно-смысловыми, коммуникативными:

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой  в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к  эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.      

В 7 классе учащиеся  получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, о принципах их квалификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения  функций организмов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному  плану на изучение биологии в 7 классе основной школы выделяется  34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).

Ценностные ориентиры биологического образования

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности  научного  знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

-понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии  обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. 

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – осознание важности  жизни во всех ее проявлениях, включая понимание  уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

У учащихся формируется способность к эстетическому восприятию объектов живой природы.

Общая характеристика курса

Программа является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов.

Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая (общая) часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Знание систематических таксонов не является обязательным. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность курса биологии, его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями

В программе заложены также возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся УУД.

Требования к результатам обучения - сформированность предметных, метапредметных и личностных учебных действий.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

—разнообразие и распространение бактерий и грибов;

—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

—методы профилактики инфекционных заболеваний.

—основные понятия, относящиеся к строению про_ и эукариотической клеток;

—строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

—особенности организации шляпочного гриба;

—меры профилактики грибковых заболеваний;

—основные методы изучения растений;

—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

—роль растений в биосфере и жизни человека;

—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

—основные свойства животных организмов;

—сходство и различия между растительным и животным организмами;

—что такое зоология, какова её структура;

—признаки одноклеточного организма;

—основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

—значение одноклеточных животных в экологических системах;

—паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики;

—современные представления о возникновении многоклеточных животных;

—общую характеристику типа Кишечнополостные;

—общую характеристику типа Плоские черви;

—общую характеристику типа Круглые черви;

—общую характеристику типа Кольчатые черви;

—общую характеристику типа Членистоногие;

—современные представления о возникновении хордовых животных;

—основные направления эволюции хордовых;

—общую характеристику надкласса Рыбы;

—общую характеристику класса Земноводные;

—общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

—общую характеристику класса Птицы;

—общую характеристику класса Млекопитающие;

—общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

—пути проникновения вирусов в организм;

—этапы взаимодействия вируса и клетки;

—меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—давать общую характеристику бактерий;

—характеризовать формы бактериальных клеток;

—отличать бактерии от других живых организмов;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

—давать общую характеристику бактерий и грибов;

—объяснять строение грибов и лишайников;

—приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

—характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

—определять несъедобные шляпочные грибы;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

—давать общую характеристику растительного царства;

—объяснять роль растений в биосфере;

—давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

—характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

—объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов;

—объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

—представлять эволюционный путь развития животного мира;

—классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

—применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

—объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

—распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

—раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

—применять полученные знания в повседневной жизни;

—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

—понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

—характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

—выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

—объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

—характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

—выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

—осуществлять на практике мероприятия по профилактике паразитарных и вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Познавательные УУД:

Учащиеся должны уметь:

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

—разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

.—пользоваться поисковыми системами Интернета.

—пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

—находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы

в другую.

—давать характеристику методов изучения биологических объектов;

—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

—сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

—выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

Коммуникативные УУД:

- владеть коммуникативными умениями;

-строить монологические высказывания,

- обмениваться мнениями в паре;

-активно слушать одноклассников и понимать их позицию;

- строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

-аргументировать свою позицию;

- уметь корректно вести диалог;

- участвовать в дискуссии;

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу;

-составлять план работы,

-выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

-выполнять лабораторные работы,

-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно

- адекватно воспринимать информацию учителя;

- отвечать на вопросы;

-оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

—Развитие и формирование интереса к изучению природы;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей;

—воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

—признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

—развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Содержание курса:

Введение (2 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Прокариоты (1 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (1 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация. Строение клеток различных прокариот.

Лабораторная работа1.Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 2. Царство Грибы (2ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (1 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторная работа 2. Строение плесневого гриба мукора

 Практическая работа 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Тема 2.2. Лишайники (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

   Раздел 3. Царство Растения (6 ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (1ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2. Низшие растения (1ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа 3.Изучение внешнего строения водорослей

Тема 3.3. Высшие споровые растения (2ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,

 различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника, древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.

Лабораторная работа 4.Изучение внешнего строения мха.

    Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (1 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Лабораторная работы 6.Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (3 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка,  цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторная работа 7.Изучение строения покрытосеменных растений.

    Практическая работа 2.Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений в биосфере;

— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 4. Царство Животные (22 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация. Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Практическая работа 3.Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (1 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа 8.Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (1 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторная работа 9.Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 4.5. Тип Плоские черви (1 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторная  работа 10. Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация.Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторная работа 11.Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (1 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.

Лабораторная работа 12.Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (1 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа 13.Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (3 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика.Различные представители класса Паукообразные.Схемы строения насекомых различных отрядов.

Лабораторная работа 14.Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

— общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11. Тип Хордовые.  Подтип Бесчерепные (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация. Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (1 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа 15.Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13. Класс Земноводные (1 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа16.Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (1 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Практическая работа 4. Сравнительный анализ строения черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 4.15. Класс Птицы (2ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа 17.Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (2 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация. Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторная работа 18. Изучение строения млекопитающих.

     Практическая работа 5.Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

— давать характеристику методам изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

                                                        Раздел 5. Вирусы (1 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (1 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

— пути проникновения вирусов в организм;

— этапы взаимодействия вируса и клетки;

— меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Личностные результаты обучения

— развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

        

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

всего

часов

Из них

практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1

2

3

4

5

1

Введение.

2

Мир живых организмов. уровни организации

1

Причины многообразия. Естественная   система квалификации

1

Раздел 1. Царство Прокариоты(1ч)

2

Тема 1.1.Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

1

Лабораторная работа 1. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Раздел 2. Царство Грибы(2 ч)

3

Тема 2.1.Общая характеристика грибов

1

Лабораторная работа 2. Строение плесневого гриба мукора

Практическая работа 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

4

Тема 2.2. Лишайники

1

Раздел 3. Царство Растения (6 часов)

5

Тема 3.1.Общая характеристика растений

1

6

Тема 3.2. Низшие растения

1

Лабораторная работа 3.Изучение внешнего строения водорослей

7

Тема 3.3. Высшие споровые растения

2

Лабораторная работа 4.Изучение внешнего строения мха.

    Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения папоротника.

8

Тема 3.4.Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения

1

Лабораторная работы 6.Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

9

Тема 3.5.Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

3

Лабораторная работа 7.Изучение строения покрытосеменных растений.

    Практическая работа 2.Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Контрольная работа по теме «Царство растения»

Раздел 4. Царство Животные (22 часа)

10

Тема 4.1.Общая характеристика животных

1

-

11

Тема 4.2.Подцарство Одноклеточные

1

12

Тема 4.3.Подцарство Многоклеточные

1

-

13

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

1

14

Тема 4.5.Тип Плоские черви

1

15

Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

16

Тема 4.7.Тип Кольчатые черви

1

Контрольная работа по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви»

17

Тема 4.8. Тип Моллюски

1

18

Тема 4.9.Тип Членистоногие

3

Контрольная работа по теме «Членистоногие»

19

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

20

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные

1

21

Тема 4.12.Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

1

22

Тема 4.13.Класс Земноводные

1

23

Тема 4.14.Класс Пресмыкающиеся

1

Контрольная работа по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы»

24

Тема 4.15. Класс Птицы

2

25

Тема 4.16.Класс Млекопитающие

2

Контрольная работа по теме « Млекопитающие»

Раздел 5. Вирусы (1ч)

26

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов

1

Итого

34

5

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Формы контроля:

  • Устный ответ
  • Тестирование
  • Практическая (лабораторная работа)
  • Самостоятельная  письменная или контрольная работа
  • Экспериментальная работа
  • Составление и заполнение таблицы

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик: даёт полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов – устный ответ.

Тестовое задание - 91-100%.

Экспериментальная работа: ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик: даёт полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров – устный ответ.

Тестовое задание - 71-90%

Экспериментальная работа: опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик при ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя – устный ответ.

Тестовое задание  - 50-70%

Экспериментальная работа: опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик имеет знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал – устный ответ.

Тестовое задание – менее 50%

Экспериментальная работа: не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

устный ответ - отказ от ответа.

Тестовое задание – отказ от выполнения теста.

Экспериментальная работа - отказ от выполнения работы.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; 
2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта.  В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. Или было допущено два-три недочета; 
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. Или эксперимент проведен не полностью; 
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик: 
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 

Повышенный уровень (Отметка «4»), если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок; 
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик: 
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Очень низкий уровень (Отметка «1») ставится, если ученик вообще не выполнил работу.

Составление и заполнение таблицы

Критерии

баллы

Умение составить таблицу с учётом поставленных задач

1

Правильность заполнения

1

Полнота раскрытия материала (наличие примеров из художественного текста)

1

Наличие вывода

1

Эстетичность оформления

1

Самостоятельность выполнения задания

1

«5» высокий уровень - 6 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 4-5 баллов (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2-3 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям);

«1» очень низкий уровень – ученик не выполнил работу.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Дополнительная литература

1.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3.Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

4.Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

5.Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

6.Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
  6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  7. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
  8. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
  9. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  10. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  11. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Мультимедиа-поддержка курса

  1. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология 7 класс. Многообразие живых организмов»
  2. Биология 6-11 классы: лабораторный практикум (СD)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Интерактивная доска, проектор
  2. 8 компьютеров
  3. Лабораторное оборудование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...