Технологическая карта по биологии 5 класс
Тема урока: «Строение цветка».
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Цель урока: сформировать у учащихся понятие «цветок», изучить особенности строения как органа семенного размножения, подчеркнуть особое положение цветковых растений в системе органического мира.
Задачи:
образовательные:
- рассмотреть особенности цветка;
- развивать аналитические способности учащихся работать с лабораторным оборудованием;
- определить роль цветковых растений в природе и жизни человека;
развивающие:
- развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;
- обучать умению находить необходимые сведения в тексте учебника;
- составлять таблицы, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию мышления обучающихся через создание проблемной ситуации, работе с различной информацией;
воспитательные:
- развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы;
- воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;
- воспитание толерантности, творческого подхода к работе, желание экспериментировать.
Опорные понятия, термины: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки, пестик (столбик, рыльце, завязь), тычинка (тычиночная нить и пыльник), формула цветка, околоцветник простой, околоцветник двойной, обоеполые цветки, однополые цветки.
Учащиеся должны знать: что цветок – это видоизмененный побег, строение цветка и его главные части, функциональные особенности частей цветка, биологическую роль цветка как генеративного органа.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать схемы, рисунки, тексты;
- сопоставлять рисунки и схемы;
- сворачивать и разворачивать текст.
Планируемые результаты:
Личностные:
Л1 формирование личностных представлений о ценности растений и их частей;
Л2 формирование научной картины мира на базе биологических знаний.
Метапредметные:
- познавательные:
П1 развитие умения работать с разными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной литературой, интернет-ресурсами);
П2 умение работать с моделями биологических объектов;
- коммуникативные:
К1 формирование умения работать в группе;
К2 формирование умения слушать и слышать, понимать речь других;
К3 формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю;
- регулятивные:
Р1 освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы);
Р2 отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля;
Предметные:
Пр1 формирование знаний о строении цветка и функции частей цветка;
Пр2 сформировать умение различать части цветка обоеполые и однополые;
Пр3 правильные и неправильные цветы, однодомные и двудомные растения, сформировать умение выделять отличительные черты с простым и двойным околоцветником;
Методы обучения: беседа, проблемная ситуация, объяснительно-иллюстративный, исследовательский метод.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, телевизор, таблицы: «Строение цветка», «Разнообразие цветков». Модели цветков тюльпана, картофеля, яблони, пшеницы, гербарные экземпляры и живые цветущие растения примула, фиалки. Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты: «Завязь и семяпочка», «Пыльник», лупа, пинцет, препаровальные иглы, чашки Петри.
Ресурсы: Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией В.В.Пасечника. - М.: Мнемозина, 2020 - 120 л.
Биология. 5 класс. Растения. Рабочая тетрадь к ученику Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. 5 класс. - Воронеж, ООО «Метода».
Н.Ф.Бодрова, Р.Н.Хрыпова. Биология. Методическое пособие. ФГОС. 5-6 класс.
№ п/п | Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент |
| Учитель приветствует обучающихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учитель делит учеников на группы: I группа – 12 учеников – первый ряд; II группа – 10 учеников – второй ряд; III группа – 10 учеников – третий ряд. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. Ученики сидят на закрепленных местах по посадочному листу. | Личностные: Отвечают на приветствие, настраиваются на работу. Л1 |
2 | Проверка степени усвоения содержания учебного материала | Органы растения. Обобщение ранее изученного материала. Тест: 1. Только растения способны: 1) создавать органические вещества, 2) использовать готовые органические вещества, 3) расти и развиваться, 4) разлагать органические вещества. 2. Генеративные органы растений – это: 1) побег и корень, 2) цветок и семя, 3) лист и плод, 4) корневище и стебель. 3. Вегетативные органы растений – это: 1) лист и цветок, 2)цветок и соцветие, 3) корень и побег. 4. Вегетативная почка – это зачаточный: 1) лист, 2) побег, 3) Цветок, 4) корень. 5.Видоизмененные побеги: 1) клубень, 2) луковица, 3) цветок, 4) стебель.
Ответы: 1 1), 2 2),3 4), 4 2), 5 3). | Учитель объясняет задание выполнить тест в тетради по карточкам. Осуществляет контроль выполнения работы одного из учащихся. Учитель активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.
| Учащиеся выполняют тест по карточкам в тетради. Осуществляют самопроверку. Один ученик отвечает остальные проверяют.
| Р1, Р2, П2, К1, К2, К3 |
3 | Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока
| Загадка: Цветок напрасный Плод опасный А поле всё засажено (Картофель) Итак, ребята. Почему у картофеля цветок напрасный? Давайте вместе подумаем, что мы будем изучать?
| Учитель: Ребята отгадайте загадку. Учитель: Правильно цветок. Строение цветка. Учитель: Почему Цветковые растения занимают господствующее положение на Земле?
| Учащиеся отгадывают загадку. Ученики отвечают на вопрос учителя, слушают мнение одноклассников. Отвечают, что им не хватает информации и где они могут найти. Учащиеся рассказывают о своём любимом растении (гербарии). Учащиеся формируют тему урока «Строение цветка». | К2, Р2 |
4 | Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | Для каждого любителя природы цветы - это праздник души. Все люди с любовью относятся к этим замечательным произведения природы, желаю быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы сегодня на уроке познакомимся с этими растениями, населяющими нашу планету. | Учитель: Давайте вспомним, что Вы знаете о цветке? Что нам нужно изучить? Учитель: Почему цветковых растений так много? Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? | Обучающиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников и анализируют. | Р1, Р2, Р3
|
5 | Первичное усвоение новых знаний. Построение проекта решения проблемы | I. Работа с текстом. II. Работа с разборными моделями цветов (тюльпана, картофеля). III. Лабораторная работа. | На магнитной доске вывешиваются слова для вставки: двудомное, тычиночное, пестичный, однодомное, обоеполый. Задания появляются на экране интерактивной доски. Учитель раздаёт ученикам модели цветков тюльпана, картофеля. Выставляется оборудование для лабораторной работы. | Учащиеся разделясь на три группы выполняют задания: работают с текстом, тестом на соответствие, выполнение лабораторной работы.
| Пр1, К1, Р1, П1, Л1 |
6 | Реализация проекта | Строение цветка. I группа работает с текстом. Вставьте пропущенные слова: Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют -------. Цветок, имеющий только тычинки называют ------------------. Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют ---. Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то подобные растения называют -----. Слова для вставки: двудомное, тычиночное, пестичный, однодомный, обоеполый. Затем эта группа учащихся работают с микроскопом и микропрепаратом «Завязь и семяпочка».
II группа работает с разборными моделями цветков (яблоня, картофель, тюльпан, сурепка, горох) и с рисунком 63 стр.100 из учебника, определяют части цветка.
III группа выполняет лабораторную работу. Лабораторная работа. Цель: Познакомиться со строением цветка как генеративного органа покрытосеменных (цветковых) растений. Оборудование: Лупа, пинцет, препаровальная игла, живые цветки примулы, фиалки, чашки Петри. Инструктивная карточка 1. Рассмотрите цветок изучаемого Вами растения под лупой. 2. Определите простой или двойной околоцветник имеет изучаемый Вами цветок. 3. Найдите цветоножку; цветоложе; венчик, состоящий из лепестков; чашечку, состоящую из чашелистиков; тычинки и пестик. 4. Определите главные части цветка растений. 5. Какие функции выполняет каждая часть цветка. 6. Разрежьте завязь поперёк и рассмотрите её под лупой. Что формируется из семязачатков? 7. Выполните рисунок 63 стр.100 учебника в тетради и подпишите части цветка.
| Учитель объясняет, как работать с текстом. Напоминает правила техники безопасности при работе с микроскопом. Выполняют рисунок №63 «Строение цветка» в тетради из учебника стр.100.
Учитель объясняет, что нужно назвать части цветка по моделям цветка и сравнить с рисунком из учебника, а затем зарисовать рисунок 63 в тетрадь и обозначить части цветка.
Учитель смотрит за выполнением работы. Учитель: Итак, Вы сделали свой выбор, определили свой путь достижения нашей общей цели. Попробуйте самостоятельно определить ход вашего исследования, а затем сверьте ваши предполагаемые действия с инструкцией и сделайте вывод. Вывод. Учитель: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, а из завязи формируется плод. Каждая часть цветка выполняет свою функцию. Учитель объясняет задание – назвать части цветка по живым цветам. Определить простой или двойной околоцветнику модели цветка тюльпана и модели цветка картофеля.
| I группа работает с текстом, вставляют пропущенные слова: двудомное, тычиночное, пестичный, однодомное, обоеполый. Осуществляют самопроверку, работают с микроскопом и микропрепаратом.
Учащиеся работают с моделью, выполняют рисунок в тетради и определяют формулу цветка тюльпана *О3+3Т3+3П1. Один ученик из группы определяет и отвечает формулу цветка тюльпана.
Учащиеся работают по инструкции, выполняя лабораторную работу. Дети работают в парах, которые сидят за одним столом. Весь ряд выполняет лабораторную работу, делают сообщение. Записывается вывод по лабораторной работе работе с текстом, работе с моделями. Выполняют рисунок 63 стр.100 учебника в тетради и подписывают части цветка.
| П1, К1, Р1, Пр1, Л1 |
7 | Физкультминутка | Выполняется под музыку. | Даёт задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи. Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, сгибать, читать. И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем. Вправо – влево, раз и два. Думай, думай головой. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Выполняют задания учителя, повторяют упражнения. Учащиеся выполняют упражнения: 1.наклоны вперед и назад 2.рывки руками перед грудью 3.вращение головой (садятся за парты) | П1, К1 |
8 | Первичное закрепление | Определение главных компонентов цветка и их строение.
№ п/п | Части цветка | Функции | 1 | Цветоножка | Прикрепляет к стеблю | 2 | Цветоложе | Располагаются чашечка, венчик, тычинки и пестик. | 3 | Чашечка | Состоит из чашелистиков. Фотосинтез и защита. | 4 | Венчик | Состоит из лепестков. Имеют яркую окраску. Привлечение насекомых. | 5 | Тычинка | Состоит из тычиночной нити и пыльника. Мужской орган размножения. Образование пыльцы. | 6 | Пестик | Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод. |
| Учитель: Ребята, а почему у нас получились одинаковые выступления, мы же работали с разными заданиями и разными цветами? Предлагается проверить правильность заполнения таблицы. В таблице допущены ошибки. Учитель: Заполните таблицу. Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Учитель объяснил, как записать таблицу в тетради. | Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно в тетради. | Р1, П1, Пр1 |
9 | Включение в систему знаний и повторение |
Название частей цветка | Функции | 1 Цветоножка | А Привлечение опылителей | 2 Цветоложе | Б Побег, несущий цветок | 3 Чашечка | В Мужской орган. Образование пыльцы | 4 Венчик | Г Женский орган размножения | 5 Тычинки | Д Расположены все части цветка | 6 Пестик | Е Фотосинтез, защита |
Выполнение теста-соответствие «Строение цветка».
Ответы: 1Б, 2Д, 3Е, 4А, 5В, 6Г. | Объясняет, как выполнять тест на соответствие. | Выполняют тест на соответствие и проверяют ответы. Один ученик зачитывает ответы. | Р1, П1, Пр1 |
10 | Обобщение знаний. Итоги урока | Растения определяют современный растительный облик Земли и являются нашими кормильцами. Все хлебные злаки, овощи, плодовые деревья – это покрытосеменные растения. У всех этих растений есть цветок, имеющий приспособление для опыления. В нём происходит оплодотворение, а затем образуются семена и формируется плод. Поэтому цветок является органом семенного размножения покрытосеменных растений и они занимают особое положение в системе органического мира. | Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы изучали строение цветка покрытосеменных (цветковых) растений. Давайте подведем итоги. Настало время оценить вашу работу на уроке. Если Вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5» или оцените свою работу другой оценкой. | Участвуют в беседе. Дают оценку результата своего труда. | К3, Р1, Пр1, Пр2, Пр3, Л1, Л2 |
11 | Домашнее задание | Домашнее задание §23, с.99-104.
| Записывает задание на доске. Учитель: Сделайте презентацию «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника». | Ученики записывают в дневнике домашнее задание. | П1, Р1 |
12 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Что мы узнали на уроке о строении цветка? Что было самым интересным? Почему у нас получились одинаковые выступления, хотя мы работали с цветами разных растений? | Учитель: Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек жёлтого цвета, а если что-то не понравилось, то прилейте на доску листочек зелёного цвета. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за активную творческую работу. До свидания! | Учащиеся выбирают соответствующие листочки и приклеивают на доску. | К3, Р1 |