Рабочая программа по биологии 8 класс 2 часа в неделю УМК Пономарева И.Н
рабочая программа по биологии (8 класс)

Данзанова Хандама Чойжамсоевна

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа курса «Биология» для восьмого класса под редакцией авторов Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. составлена на основе

 Нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Устав МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  7. Основная образовательная программа ООО МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  8. Авторская программа «Биология 5-11 классы» под редакцией Пономаревой И.Н.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия на изучение предмета «Биология» в основной школе в 8 классе выделяется 70 ч (2 ч в неделю, 70 учебных недели).

 

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Пономарёва, И. Н. Учебник «Биология» 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – 303 с.

- Пономарёва, И. Н. Биология 8 класс: методическое пособие / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – Москва: Вентана-Граф, 2020 г.- 260 с.

Цели:

Цель изучения курса:

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой биологических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

- формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- воспитывать культуру личности, отношения к биологии как части общечеловеческой культуры, понимание значимости биологии для научно-технического процесса.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx51.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Цаган-Моринская СОШ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»

 Протокол №1 от 23.08.2021г.

СОГЛАСОВНО с заместителем директора по УВР

Галданова С.З.

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»

________ Ринчинова С.С.

Приказ № 55

от 23.08.2021 г.

Рабочая программа по биологии

Предмет: биология

Класс: 8

Всего часов: 70 ч

Составила: Данзанова Х. Ч.,

учитель биологии

у. Цаган-Морин, 2021 год.

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Биология» для восьмого класса под редакцией авторов Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. составлена на основе

 Нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Устав МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  7. Основная образовательная программа ООО МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  8. Авторская программа «Биология 5-11 классы» под редакцией Пономаревой И.Н.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия на изучение предмета «Биология» в основной школе в 8 классе выделяется 70 ч (2 ч в неделю, 70 учебных недели).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Пономарёва, И. Н. Учебник «Биология» 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – 303 с.

- Пономарёва, И. Н. Биология 8 класс: методическое пособие / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – Москва: Вентана-Граф, 2020 г.- 260 с.

Цели:

Цель изучения курса:

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой биологических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

- формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- воспитывать культуру личности, отношения к биологии как части общечеловеческой культуры, понимание значимости биологии для научно-технического процесса.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
  • умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



Метапредметные результаты обучения:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
    умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
    умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • работать с учебником и дополнительной литературой;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас, на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов. докладов;
  • классифицировать витамины, типы и виды памяти, железы в организме человека;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
  • приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.


Предметные результаты обучения:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Обучающийся научится:

  • выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
  • объяснять место и роль человека в природе;
  • определять черты сходства и различия человека и животных;
  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
  • выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
  • наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
  • выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
  • объяснять особенности строения скелета человека;
  • распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
  • оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;
  • выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
  • проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;
  • объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
  • выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
  • измерять пульс и кровяное давление;
  • выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
  • оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.;
  • выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
  • приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;
  • выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
  • объяснять роль витаминов в организме человека;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;
  • выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;
  • объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
  • объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • выделять существенные особенности поведения и психики человека;
  • объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
  • характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
  • устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
  • выделять существенные признаки органов размножения человека;
  • объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
  • приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Содержание программы

1.Введение Общий обзор организма человека (6ч.)

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура.

Расы. Происхождение человека

Клеточное строение организма человека как доказательство единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

2.Регуляторная система организма(6ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Значение нервной системы, её строение и функции.  Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

3. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

4. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

5. Кровь и кровообращение (8 ч)

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.  Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

6. Дыхательная система (6ч)

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения.  Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

7. Пищеварительная система (7 ч.)

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

8. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном  ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

10. Поведение и психика (7ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

11.. Индивидуальное развитие организма (3 ч.)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

.12. Здоровье и охрана здоровья (2ч.) Вред наркогенных веществ, их влияние на различные органы.

Человек - часть живой природы. Роль человека в живой природе влияние экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды, света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу.

влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная деятельность человека; экологическое образование; ноосфера.

Учебно-тематический план биология 8 класс (70 ч) по разделам

 

тема

Количество часов

В том числе

теоретических

практических

Введение Общий обзор организма человека

6

6

Регуляторная система организма

6

6

Органы чувств. Анализаторы

6

6

+

Опорно-двигательная система

8

8

++

Кровь и кровообращение

8

8

+

Дыхательная система

6

6

+

Пищеварительная система

7

7

+

 Обмен веществ и энергии. Витамины

3

3

Мочевыделительная система и кожа

6

6

 Поведение и психика

7

7

+

Индивидуальное развитие организма

3

3

Здоровье и охрана здоровья

2

2

Уроки-резервы

2

Итого

70

70

7 обязательных , практических работ

Тематическое планирование по учебному предмету «Биология»

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

1

Введение: биологическая и социальная природа человека

1

Организм человека. Общий обзор

5

2

Науки об организме человека

1

3

Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека. Расы.

1

4

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода

1

5

Ткани. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма

1

Регуляторные системы организма

6

7

Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

1

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

9

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. № 1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение», П.р. № 2 «Действие прямых и обратных связей»

1

10

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. № 3 «Штриховое раздражение кожи»

1

11

Спинной мозг

1

12

Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 3» Изучение строение головного мозга»

1

Органы чувств. Анализаторы

6

13

Как действуют органы чувств и анализаторы

1

14

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения и работы органа зрения»

Практическая работа № 3 «Принципы работы хрусталика»

Практическая работа №4 «Обнаружение слепого пятна»

1

15

Заболевания и повреждения глаз

1

16

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Практическая работа № 5 «Проверьте ваш вестибулярноый аппарат»

1

17

Органы осязания, обоняния и вкуса

Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов»

1

18

Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы"

1

Опорно – двигательная система

8

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей

Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани»

Лабораторная работа № 6 «Состав костей»

1

20

Скелет головы и туловища

Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков»

1

21

Скелет конечностей

1

22

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

23

Мышцы

1

24

Работа мышц

1

25

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Практическая работа № 7 «Проверяем правильность осанки»

Практическая работа № 8 «Есть ли у вас плоскостопие»

1

26

Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная система"

1

Кровь. Кровообращение

8

27

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

28

Иммунитет.

1

29

Тканевая совместимость и переливание крови

1

30

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

31

Движение лимфы.

Практическая работа № 10 «Кислородное голодание»

1

32

Движение крови по сосудам

Практическая работа №11«Измерение артериального давления»

Практическая работа №12 «Пульс и движение крови»

 Практическая работа № 13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»

Практическая работа № 14 «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу»

1

33

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Практическая работа №16 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

1

34

 Первая помощь при кровотечениях

1

Дыхательная система

6

35

Значение дыхания. Органы дыхания

1

36

Строение легких. Газообмен в легких и тканях 

Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

37

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения»

Практическая работа №17 «Определение жизненной емкости лёгких»

1

38

Болезни органов дыхания и их предупреждение.  Гигиена дыхания. Практическая работа №13 «Определение запыленности воздуха в зимнее время»

1

39

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

40

Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система"

1

Пищеварительная система

7

41

Значение пищи и ее состав

1

42

Органы пищеварения.

Практическая работа №14 «Определение местоположения слюнных желез»

1

43

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

1

44

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

45

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав

1

46

Заболевания органов пищеварения

1

47

Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система"

1

Обмен веществ и энергии

3

48

Обменные процессы в организме

1

49

Нормы питания

Практическая работа №15 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

50

Витамины

1

Мочевыделительная система и кожа

6

51

Строение и функции почек

1

52

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

53

Значение кожи и ее строение

1

54

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

1

55

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

1

56

Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа"

1

Поведение и психика

7

57

Общие представления о поведении и психике человека

1

58

Врождённые и приобретённые формы поведения.

Практическая работа №16 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»

1

59

Закономерности работы головного мозга

1

60

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

62

Воля и эмоции. Внимание

Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных условиях»

1

63

Психологические особенности личности

1

Индивидуальное развитие организма

3

64

Половая система человека

1

65

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

1

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

Здоровье. Охрана здоровья человека

2

67

Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ

1

68

Человек- часть живой природы

1

69

Урок-резерв

1

70

Урок-резерв

1

Список литературы.

  1. Александрова В. П. и др. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5—10 классы. М.: ВАКО, 2018.
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2019.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс /Сост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО, 2019.
  4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2018.
  5. Пономарева И.И. и др. Биология. 5—11 классы. Программа курса биологии в основной школе. М.: Вентана-Граф, 2019
  6. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. М.: Просвещение, 2018.
  7. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Методическое пособие для учителя. М.: ГЕНЖЕР, 2018.
  8. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

       Используемый учебно-методический комплект

 1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2020.

 2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2020.

 3. Пономарева И.Н. и др. Биология. 5-11 классы: Программа курса биологии в основной школе. М.: Вентана-Граф, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год (базовый уровень) линия пономаревой 2 часа в неделю

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.

Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы  В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева....

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Рабочая программа по биологии (108 часов)

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины...

Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской...