Метапредметный проект: «Нанотехнологии и теория вероятностей при выращивании растений»
проект по биологии (6, 7, 8 класс)

Горбачева Майя Валерьевна

Проект направлен на раннюю профилизацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию учебной и внеурочной деятельности по предметам биология, математика, информатика. Участие в проектной деятельности способствует росту степени социализации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургский научно-методический центр Выборгского района

Кафедра естественнонаучного образования

Курсовой проект

Тема: «Проектная деятельность»

Выполнила:

Учитель биологии ГБОУ школы № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга» Горбачёва Майя Валерьевна

Санкт-Петербург

2018

Содержание

  1. Введение. Теоретическое обоснование выбора темы                                           стр. 3                                                        
  2. Описание проекта                                                                                                     стр. 4
  3. Практическая реализация проекта                                                                          стр. 6
  4. Заключение                                                                                                                стр. 11
  5. Литература                                                                                                                 стр. 11

Теоретическое обоснование выбора темы

Метапредметный проект: «Нанотехнологии и теория вероятностей при выращивании растений»

Проект направлен на раннюю профилизацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию учебной и внеурочной деятельности по предметам биология, математика, информатика. Участие в проектной деятельности способствует росту степени социализации учащихся.

Цель проекта: Используя инновационные педагогические технологии, организовать и провести обучение школьников практическим навыкам работы с растениями и основам теории вероятностей.

Задачи:

  • сформировать основные умения по  посеву и выращиванию растений в искусственном грунте с использованием нанотехнологий.
  • Сформировать наглядно-практическое представление о классических  задачах по теории вероятностей,  их применения на практике.
  • Расширить представления учащихся о способах и методах вегетативного и генеративного размножения растений.
  • Сформировать навыки применения методов компьютерного обеспечения  для решения различных практических задач проекта.

Описание проекта

Метапредметный проект проходит в V этапов.

Первый этап проекта «Обучающая экскурсия в ЭБЦ «Крестовский остров» ЭБЦ «Крестовский остров»

В первом этапе принимали участие ученики 6 – 8 классов и педагоги – организаторы: Горбачева М.В, Оносовская Е.

Описание первого этапа (экскурсия)

I. Ознакомление с современными технологиями выращивания растений в тепличных условиях.

Экскурсия являлась пролонгированной к метапредметному проекту «Экология и теория вероятностей». В ходе экскурсии учащиеся ознакомились с многообразием растений, выращиваемых в теплицах, с классическими и новейшими технологиями выращивания и ухода за растениями. Сотрудниками ЭБЦ для учащихся был проведён мастер-класс «Способы размножения и посадка растений в защищённом грунте».

II. В апреле 2018 года планируется провести семинар для учащихся с предоставлением ими отчётов и презентаций о развитии растений в домашних условиях.

На семинар будут приглашены все желающие: как посетившие, так и не посетившие экскурсию учащиеся, классные руководители, воспитатели.

III. Проведение первого этапа проекта способствовало возникновению мотивации у детей для дальнейшей научно-исследовательской работы по проекту. Учащиеся предложили план работы по выборке посадочного материала (пшеницы) и дальнейшей работы с ним. Для этого требуется установление деловых контактов с ВИР.

На втором этапе в школе прошел «Мастер-класс Прививка лимона» для учащихся 6-10 классов.

Цель мастер-класса:  наглядная демонстрация способов традиционного и нанотехнологичного искусственного размножения растений; формирование исследовательских умений и интеллектуального потенциала, учащихся в процессе работы с природным материалом. Основой мастер-класса являлась передача опыта.

Описание второго этапа (мастер-класс «Прививка лимона»)

  1. Конструирование пластилинового макета подвоя и привоя.
  2. Работа с живыми объектами (черенковая прививка)
  • расщепление подвоя;
  • клиновидная обрезка привоя;
  • соединение объектов (совмещение участков камбия и коры);
  • закрепление конструкции;
  • создание оптимальных условий для развития привитого растения с помощью полиэтиленового пакета и влажной ваты.

Каждый участник смог лично попрактиковаться в прививке плодовых деревьев на лабораторном материале (двух ветках с почками).

  1. Демонстрация прививки лимона и лайма на школьных объектах.

К двум апельсиновым деревьям из коллекции школьных комнатных растений были привиты отростки лимона, давно известного в нашей стране сорта Павловский лимон и лайма.

Практические занятия сопровождались рассказом об уникальной истории выращивания цитрусовых в России.

В заключение занятия каждый участник построил свою собственную замкнутую систему круговорота воды в природе с помощью укорененного зеленого растения в горшочке, заключенного в полиэтиленовый пакет.

По окончанию мастер-класса у учащихся возникла идея проведения подпроекта    «Наблюдение за привитыми растениями с фиксацией этапов развития»

После проведения мастер-класса   «Прививка лимона»  была дана консультация в подборе     растений (пшеница или кресс-салат) и грунта (агроперлит или вермикулит) для реализации школьного проекта.

Практическая реализация проекта

Первый практический этап метапредметного проекта «Экология и теория вероятностей»

I. Ознакомление с современными технологиями выращивания растений в тепличных условиях.

Мы посетили ЭБЦ «Крестовский остров» с целью ознакомления с новейшими технологиями выращивания растений в тепличных условиях. Экскурсия являлась пролонгированной к метапредметному проекту «Экология и теория вероятностей». В ходе экскурсии учащиеся ознакомились с многообразием растений, выращиваемых в теплицах, с классическими и новейшими технологиями выращивания и ухода за растениями. Сотрудниками ЭБЦ для учащихся был проведён мастер-класс «Способы размножения и посадка растений в защищённом грунте».

II. Посаженные ребятами растения – декоративные лианы Сциндапсус (Scindapsus aureus) – были разобраны по домам для наблюдения динамики развития растений с фиксированием основных этапов для составления письменных и фото- отчётов. В апреле 2018 года планируется провести семинар для учащихся с предоставлением ими отчётов и презентаций о развитии растений в домашних условиях.

Планируемые темы для обсуждения:

1. нормальное развитие растения,

2. варьирование нормы в зависимости от условий выращивания и ухода (норма реакции),

3. отклонения от нормы и их причины.

На семинар будут приглашены все желающие: как посетившие, так и не посетившие экскурсию учащиеся, классные руководители, воспитатели, родители.

Второй практический этап метапредметного проекта «Экология и теория вероятностей»

Мастер-класс «Как привить лимон»

http://3.s7usercontent.com/u41/photo7677/10020811692541-0/large.jpeg#10020811692541

Дата проведения: 24. 11. 2017 г.

Учителя: Горбачёва М.В., Оносовская Е.Г.

Цель:

Создание условий для углубления и реализации на практике знаний и умений по теме «Размножение растений»

Задачи:

1. Актуализация и углубление знаний по теме «Вегетативное размножение растений».

2. Практическая реализация навыков работы с живыми биологическими объектами.

3. Формирование практических умений прививки цитрусовых растений.

Оснащение:

1. Два апельсиновых деревца (подвой); черенки лимона (подвой)

2. черенки лимона и лайма (привой)

3. садовый нож;

4. лезвие бритвы;

5. полиэтиленовые пакеты;

6. скотч;

7. торфяные горшочки диаметром 9 см.;

8. искусственный грунт "Агроперлит»;

9. влажная вата.

Ход мероприятия

Вводная часть:

Прививка - распространённый способ вегетативного размножения цитрусовых. Если выращивать лимонное дерево из косточки, то цвести оно начнёт только через 9-10 лет, а правильно произведённая прививка лимона позволит полакомиться кислыми плодами уже по прошествии 3-4 лет. Рассмотрим подробно, как привить лимон в домашних условиях и сделать это грамотно.

Подготовка к операции: выбор способа, времени, материалов

Существует ряд способов прививания лимона из косточки, то есть используя сеянец.

В комнатной культуре обыкновенно применяют:

  • прививку черенком
  • копулировку

При прививке черенком в качестве привоя (часть растения, прививаемая на подвое) используется веточка с несколькими листьями. Существует прививка "в расщеп" и "за кору". Проводить возможно в любой сезон года, хотя обычно рекомендуется делать это весной или летом.

Как правильно выбрать подвой

Чтобы точно знать, как привить домашний лимон, следует для начала разобраться, как подобрать подвой. Вообще, проблема соответствия подвоя привою традиционно считается одной из самых важных, а подвой называют "фундаментом" всего дерева. Для лимона это тоже справедливо.

http://2.s7usercontent.com/u41/photo252A/10020257838239-0/large.jpeg#10020257838239

Необходимо только провести над ними несколько рискованную, аккуратную операцию.

http://2.s7usercontent.com/u41/photo68AE/10020480911088-0/large.jpeg#10020480911088

Следует подметить ещё один небольшой, но очень важный факт по поводу подбора привоя - той части растения, которая, собственно, прививается на подвое. Привой обязательно должен быть взять с плодоносящего деревца, иначе после прививки ждать урожаев не приходится.

Как правильно привить черенком

Для прививки возможно использовать также черенок - веточку с несколькими листьями от плодоносящего лимона. Этот способ выгодно отличается тем, что привить растение таким образом можно не только лишь при активном сокодвижении. Суть метода - совмещение коры подвоя с веточкой одинаковой либо различной толщины.

Вначале у подвоя срезают всю кору на расстоянии 7-10 см над землёй. Затем пенёк пополам расщепляется ножичком на глубину где-то в 2-4 см, потом в образовавшуюся щель вставляется черенок, имеющий три-четыре почки. У основания черенка предварительно необходимо сделать у противоположных сторон двух- четырёхсантиметровые косые срезы. Кора подвоя и привоя должна совмещаться хотя бы с одной стороны. Наконец, место прививки нужно тщательно замотать плёнкой. Этот способ называют прививкой "в расщеп".

Заключение

Целью нашей деятельности является качественное развитие личности учащегося. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их способностей  используя новейшие технологии в  теоретической подготовке и на и практике. Проектные  технологии предполагают выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения.

Нашей задачей является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.

И поэтому организация проекта позволила внедрить в практику такие инновационные технологии как: 

- проектные  технологии
- технологии проблемного обучения

- интерактивные технологии: мультимедиа уроки, презентации

Проведение первого и второго этапов  проекта способствовало возникновению мотивации у детей для дальнейшей научно-исследовательской работы по проекту. Учащиеся предложили план работы по выборке посадочного материала (пшеницы) и дальнейшей работы с ним. Для этого требуется установление деловых контактов с ВИР.

Проведение последующих этапов проекта запланировано на февраль, март, апрель 2018 года.

Используемая литература

  1. С.В. Кудрина «Организация учебных и внеклассных занятий в коррекционной школе»

Изд. РГПУ им. А.И. Герцена 2008 г.

  1. Ю.А. Данилова и Е.А. Генельт-Яновский «Методические материалы и рекомендации по проведению занятий для школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

Элементы статистики и теории вероятностей в результатах ГИА по математике. Проект ученика.

Слайд 1. Элементы статистики в  результатах  ГИА по математикеВ своей исследовательской работе «Элементы статистики и теории вероятностей в  результатах  ГИА по математике» я...

Презентация учителя к проекту "Теория вероятностей на уроке математики

Дпнный материал предназначен для проведения уроков при реализации проекти "Теория вероятностей при подготовке к ОГЭ"...

Метапредметный проект: «Нанотехнологии и теория вероятностей при выращивании растений»

Делюсь результатами проектной деятельности, задачами которой было: сформировать основные умения по  посеву и выращиванию растений в искусственном грунте с использованием нанотехнологий.сформ...

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА

Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...