Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гусихинская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР_______ /Цыренова О.С./ «___»__________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гусихинская ООШ» _____________/Бориско Г.В./ от «_____»____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2021/2022гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 68ч/год; 2 ч в неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2020г.
Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2020 г.
Биология 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. Пальдяева Г.М. – М.: Дрофа, 2019г.
Учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана- Граф 5-9 классы по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина .
. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
Рабочую программу составила Бориско Г.В.,
Учитель биологии I категории
2021г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
- договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин.
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. - СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 1.1. Химическая организация клетки (3ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку (Буферные системы клетки и организма.)
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие) Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая) ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности Углёводы в жизни растении, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров полисахаридов Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины:
строение источники поступления, функции в организме.
демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке Фотосинтез. Хемосинтез.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия.Принципы организации органических соединении. Углеводы жиры белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Тема 1.3. Общие принципы клеточной организация (5ч)
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов Общие принципы организации клеток.
Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цито плазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро, ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип, деление клеток. Понятие о митотическом цикле интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток, понятие о дифференцировке.
прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерии: автотрофные и гетеротрофные бактерии, аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение Место и роль прокариот в биоценозах.
Неклеточные формы жизни вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.
демонстрация. Модели клетки Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растении, животных и одноклеточных грибов.
Практическая работа №2. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Тема 2.1. Размножение организмов (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития, периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.
Демонстрации: Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.
Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.
Учения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития
РАЗДЕЛ III. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (8 ч)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и
полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С Четвериков, С. Н. Давиденков).
Тема 3.2. Основные формы изменчивости (3 ч)
Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа № 3. Решение генетических задач и составление родословных.
Практическая работа № 4. Изучение изменчивости. По строение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана.
Тема 3.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (3 ч)
Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Учения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
Тема 4.1. развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье я Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Тема 4.2. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
(3 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 4.3. Современные представления об эволюции (4 ч)
Генетика и эволюционная теория Эволюционная роль мутаций Биологический вид — качественный этап эволюции Вид как генетически изолированная система, репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования Показ живых растений и животных гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции Характеристика представителей животных и растений занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства
Основные понятия. Эволюция Вид, популяция их критерии Борьба за существование Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания «Волны жизни» их причины, пути и скорость видообразования Макроэволюция Биологический прогресс и биологический регресс Пути достижения биологического прогресса ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация Значение работ А. Н. Северцова
Умения. На основе знания движущих сил эволюции их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды
Межпредметные связ.и История Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в Культура первого периода новой истории Великие географические открытия Экономическая география зарубежных стран Население мира География населения мира
Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (2 ч)
Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Демонстрация. Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растений, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. примеры различных видов покровительственной окраски.
Тема 4.5. Возникновение и развитие жизни на Земле (2 ч)
Органический мир как результат эволюции Возникновение и развитие жизни на Земле Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина) биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов
Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (5 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники голосеменные растения. Возникновение позвоночных рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений. многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Номо sapiens в системе животного мира. признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. популяционная структура вида Номо sapiens; человеческие расы расообразование - единство происхождения рас.
Свойства человека как социального существа. Движущие силы антропогенеза Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяньи в человека Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека, Взаимоотношение социального и биологического в 3воiюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация. Репродукция картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции, происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами- давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Межпредмепiные связи. Физическая география. История континентов Экономическая география. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (6 ч)
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения. хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения нейтрализм.
Тема 5.2. Биосфера и человек (3 ч)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы защита от загрязнении, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование
Обобщение (3 часа)
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Контрольные работы, проектные, лабораторные работы, практические, экскурсии | Всего |
1. | Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов | 1 | ||
2. | Структурная организация живых организмов | 12 | 1 | |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 1 | |
4. | Наследственность и изменчивость организмов | 15 | 1 | |
5. | Эволюция живого мира на Земле | 20 | 1 | |
6. | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 10 | 2 | |
7 | Биосфера и человек | 3 | ||
8 | Обобщение | 2 | ||
Итого | 68 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биолгия,9 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факти-ческая | Примечание | |||||||
1 | Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов | 1 | ||||||||||
2 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. | 1 | ||||||||||
3 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Белки | 1 | ||||||||||
4. | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | 1 | ||||||||||
5 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | ||||||||||
6 | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. | 1 | ||||||||||
7 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание | 1 | ||||||||||
8 | Прокариотические клетки. | 1 | ||||||||||
9 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды клетки. | 1 | ||||||||||
10 | Эукариотическая клетка. Ядро | 1 | ||||||||||
11 | Практическая работа №2 «Изучение клеток растений и животных» | 1 | ||||||||||
12 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1 | ||||||||||
13 | .Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке». | 1 | ||||||||||
14 | Бесполое размножение. | 1 | ||||||||||
15 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 1 | ||||||||||
16 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | 1 | ||||||||||
17 | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. | 1 | ||||||||||
18 | Контрольная работа № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 1 | ||||||||||
19 | Основные понятия генетики | 1 | ||||||||||
20 | .Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. | 1 | ||||||||||
21 | Первый закон Менделя. Неполное доминирование | 1 | ||||||||||
22 | Второй закон Менделя. Составление простейших схем скрещивания | 1 | ||||||||||
23 | Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. | 1 | ||||||||||
24 | Генетика пола. Наследование сцепленное с полом | 1 | ||||||||||
25 | Практическая работа №3 «Решение генетических задач». | 1 | ||||||||||
26 | Генотип как система взаимодействующих генов. | 1 | ||||||||||
27 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 | ||||||||||
28 | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Лабораторная работа «Построение вариационной кривой» | 1 | ||||||||||
29 | Выявление изменчивости организмов. Практическая работа №4 «Выявление изменчивости организмов» | 1 | ||||||||||
30 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | ||||||||||
31 | Методы селекции растений, животных | 1 | ||||||||||
32 | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. | 2 | ||||||||||
33 | Контрольная работа №3 «Основы учения о наследственности и изменчивости» | 1 | ||||||||||
34 | Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера, работы К. Линнея | 1 | ||||||||||
35 | .Учение Ж.Б. Ламарка. | 1 | ||||||||||
36 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | 1 | ||||||||||
37 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | ||||||||||
38 | Вид – элементарная эволюционная единица | 1 | ||||||||||
39 | Элементарные эволюционные факторы. | 1 | ||||||||||
40 | Законы Менделя. | 1 | ||||||||||
41 | Формы естественного отбора. | 1 | ||||||||||
42 | Главные направления эволюции | 1 | ||||||||||
43 | Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | ||||||||||
44 | Забота о потомстве, физиологические адаптации | 1 | ||||||||||
45 | Выявление приспособленности к среде обитания. Практическая работа №5 «Выявление приспособленности к среде обитания». | 1 | ||||||||||
46 | Современные представления о происхождении жизни. | 1 | ||||||||||
47 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни | 1 | ||||||||||
48 | .Развитие жизни в протерозойскую эру. | 1 | ||||||||||
49 | Развитие жизни в палеозойскую эру. | 1 | ||||||||||
50 | Развитие жизни в мезозойскую эру. | 1 | ||||||||||
51 | Развитие жизни в кайнозойскую эру. | 1 | ||||||||||
52 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека | 1 | ||||||||||
53 | Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции» | 1 | ||||||||||
54 | Биосфера – глобальная экосистема. Структура биосферы. | 1 | ||||||||||
55 | Экосистемная организация живой природы. Практическая работа №6«Составление схем передачи веществ и энергии» и выводы к ней. | 1 | ||||||||||
56 | Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. Практическая работа №7 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | 1 | ||||||||||
57 | Экологические факторы. Абиотические факторы. Влияние факторов на организмы. | 1 | ||||||||||
58 | Биотические факторы. Типы взаимодействия организмов в биоценозе | 1 | ||||||||||
59 | Биотические факторы. Типы взаимодействия между организмами. | 1 | ||||||||||
60 | Природные ресурсы и их использование | 1 | ||||||||||
61 | Роль человека в биосфере. Практическая работа №8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | 1 | ||||||||||
62 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | ||||||||||
63 | Контрольная работа № 5 «Основы экологии» | 1 | ||||||||||
64 | Итоговый урок - выполнение работы за курс 9 класса | 1 | ||||||||||
65 | Анализ и работа над ошибками | 1 | ||||||||||
66 | Повторение и обобщение тем курса Биология Общие закономерности | 1 | ||||||||||
67 | Повторение и обобщение тем курса Биология Общие закономерности | 1 | ||||||||||
68 | Повторение и обобщение тем курса Биология Общие закономерности | 1 | ||||||||||
Итого | 68ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...