План- конспект урока по биологии 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Настоящий план-конспект урока "Жгутиконосцы.Инфузории" может быть использован при изучении типа Простейших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План конспект урока по биологии 7 класс | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 7 классе
Тема урока: Жгутиконосцы. Инфузория.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель: Изучить особенности строения Жгутиконосцев, на примере Инфузории туфельки.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать знания у обучающихся о многообразии живых организмов;
- Сформировать знания о разнообразии одноклеточных животных;
- Формирование у обучающихся умений классифицировать представителей подцарства простейшие;
- Научить различать представителей подцарства простейшие.
Развивающие:
- Научить сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Формирование представлений о многообразии животного мира.
Воспитательные:
- Содействие формированию у учеников мировоззренческих идей;
- Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам.
Планируемые результаты:
Личностные: Осознание ценности представителей типа инфузории.
Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.
Предметные: Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (1 мин.) | Здравствуйте, рад нашей новой встрече. Кто сегодня отсутствует на нашем уроке? | Приветствуют учителя. Называют отсутствующих. |
2. Проверка домашнего задания (10 мин.) | Для начала предлагаю выполнить задания на карточках (Приложение 1), это поможет проверить уровень имеющихся у вас знаний. На работу у вас 8 минут, записываем только ответы, само задание переписывать не нужно. Выполняем. Время вышло, сдаем. | Выполняют и сдают работу. |
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (3 мин.) | Ребята, послушайте внимательно стихотворение-загадку и попробуйте предположить, о чём пойдет речь на уроке: Я вам всем кажусь спокойным. Только знайте: я устроен Очень хитро. У меня В глотке целых два копья. Коль моя добыча рядом, Понукать меня не надо: Никогда не промахнусь, До любого дотянусь. И теперь уверен я: Будет туфелька моя. Верно, речь сегодня на уроке пойдет о самых совершенных простейших организмах – Инфузориях. А что мы уже знаем об этих организмах? Молодцы, а сейчас запишите число и тему урока. (на слайде) Давайте поставим цель и задачи нашего урока. | Внимательно слушают учителя, изучают изображение на экране. - Инфузория туфелька. Отвечают на вопрос учителя. Записывают число и тему урока. Ставят цель и определяют задачи урока. |
4. Изучение нового материала (14 мин.) | Инфузории характеризуются наличием двигательных органелл – ресничек, ядерным дуализмом и особой формой полового процесса – коньюгацией. Большинство инфузорий – свободноживущие морские и пресноводные простейшие. Реже среди них встречаются симбионты и паразиты различных животных. (изображение на слайде) Инфузории – наиболее высокоорганизованные простейшие с наиболее сложной системой органелл (изображение на слайде). Клетка инфузорий покрыта пилликулой, обеспечивающей постоянство формы тела. Пелликула состоит из плазматической мембраны и уплотненного периферического слоя цитоплазмы, в котором располагаются в мозаичном порядке особые мешочки – альвеолы. Под пелликулой располагается эктоплазма, в которую погружены многие другие органеллы. Прежде всего это кинетосомы – базальные тельца ресничек. От базальных телец отходят три корневые структуры: кинетодесма и два пучка микротрубочек. Они обеспечивают синхронность веслообразных движений ресничек. Совокупность пелликулы и эктоплазмы со всеми структурами образует опорный комплекс – кортекс клетки инфузории. У многих инфузорий имеется сложная система органелл пищеварения. Рот нередко расположен во впадине тела – воронке (перистом), окруженной длинными ресничками, или мембранеллами. При помощи ресничек пища загоняется в рот (цитостом). Нередко рот ведёт в длинную глотку ( цитофаринкс), погруженную в эндоплазму. ( анимация «Питание инфузории» на слайде). У пресноводных инфузорий имеются сократительные вакуоли – органеллы осморегуляции и выделения. Иногда сократительные вакуоли образуют сложную систему. Так, у инфузории-туфельки две сократительные вакуоли с 5-7 приводящими каналами каждая. Вначале избыток жидкости собирается в лучеобразующие каналы, а из них выпрыскивается в центральную вакуоль, представляющую собой резервуар, из которого затем выталкивается наружу. В эндоплазме инфузорий расположен ядерный аппарат, им свойственен ядерный дуализм. Крупные ядра – макронуклеусы регулируют клеточный метаболизм, а мелкие ядра – микронуклеусы участвуют в половом процессе. Для инфузорий характерно два вида размножения. А сейчас, ребята, определите по тексту учебника, какие типы размножения встречаются у Инфузорий. Готовы? Бесполое размножение происходит у инфузорий как правило в благоприятных условия среды. (Анимация «Бесполое размножение инфузории-туфельки» на слайде) Половой процесс, или коньюгация впервые появившийся у представителей этого типа, происходит при наступлении неблагоприятных условий существования (Анимация «Коньюгация инфузории-туфельки» на слайде). Инфузории - это многочисленный тип животных. Всего известно 7500 видов. Тип Инфузории делится на классы ( схема «Классификация инфузорий» на слайде). Инфузории играют огромную роль в пищевых цепях водоемов: они пожирают бактерий и некоторых водорослей, сами являются объектами питания в составе животного планктона для водных обитателей. Однако среди них встречаются паразиты. На рыбах иногда можно увидеть сыпь, каждая крупинка – это инфузория-паразит ихтиофтирис. Достигнув в процессе роста 1 мм в диаметре, инфузория покидает рыбу и распадается на тысячу крошечных инфузорий. Они вновь заражают рыб. Другая инфузория-паразит, балантидий, селится в кишечнике человека и животных, вгрызается в стенки кишечника, вызывая образование язв. Встречаются инфузории-симбионты. Поселяясь в сложном желудке копытных животных, например коров, и помогают им переваривать жесткую растительную пищу. | Внимательно слушают учителя. Записывают основную информацию в тетради. Предполагаемый ответ: 1. Бесполое 2. Половое. |
5. Закрепление (10 мин.) | Предлагаю закрепить ваши знания. Для этого выполним Лабораторную работу «Строение и передвижение инфузории – туфельки». Раздайте ваши тетради для лабораторных работ. Записываем число, название лабораторной работы и начинаем выполнять. На работу у вас 8 минут. Время пошло. Не забываем о правилах работы с микроскопами! Итак, закончили. Дописываем и сдаем работы. | Выполняют Лабораторную работу «Строение и передвижение инфузории – туфельки» результаты записывают в своих тетрадях. |
6. Подведение итогов (4 мин.) | А сейчас давайте подведем итоги занятия. Выполнили ли мы поставленные задачи? Достигли ли цели нашего занятия? Для чего мы изучаем простейших? Каково значение простейших? | Подводят итог занятия. Отвечают на вопросы учителя. Ожидаемый ответ: 1) После того, как отрыли простейших и изучили их, люди смогли бороться со многими заболеваниями. 2) Образовали минералы и горные породы. Являются пищей для других животных. Являются показателями загрязненности водоемов. Содействуют геологической разведке. Являются возбудителями заболеваний животных и человека |
7. Рефлексия (2 мин.) | Продолжите фразу, что вы делали сегодня на уроке, что вам запомнилось больше всего (фразы на слайде): - у меня вызвало затруднение... - сегодня меня удивило..... - теперь я знаю.... - теперь я могу.... - на уроке мне было интересно..... | Выполняют рефлексию. |
8. Домашнее задание (1 мин.) | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание (на слайде): 1) § 9-10 2) Подготовить сообщение о паразитических простейших. | Записывают домашнее задание в дневники. |
Список используемой литературы:
- Биология: 7 класс: Методическое пособие/ Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. – М.:ВЕНТАНА-ГРАФ, 2014. – 128 с.
- Биология: 7 класс: Рабочая тетрадь №1/Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М.:ВЕНТАНА-ГРАФ, 2017. — 224 с.
- Биология: 7 класс: Учебник/Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.– М.:ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016. — 289 с.
Список дополнительной литературы для обучающихся:
- Журнал «Биология для школьников
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
- Энциклопедия для детей Аванта – Биология том 2, 1997
Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...
план-конспект урока по биологии с использованием ЭОР "Витамины" 8 класс
Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...
План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"
Аннотация. Конкурсная работа ме...
План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"
Аннотация. Конкурсная работа ме...
План-конспект урока по биологии в 8 классе с применением средств ИКТ
Биология это уникальная наука, так как в отличие от других она интегрирует в себе многие науки. Развивать творческий потенциал школьника позволяет мне использование на уроках информационных технологий...
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"...