Конспект урока по теме 5 класс "Строение клетки"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) по теме

Наумова Татьяна Николаевна

Урок системно-деятельностного типа. Учащиеся самостоятельно раскрывают тему урока: работают с материалом учебника, заполняют таблицу и  оценивают свою работу. При выполнении лабораторной работы закрепляют на практике свои новые знания о клетке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Строение клетки - 5 класс21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строение клетки.

Цель урока:

— сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;

— продолжить формирование умения обобщать, анализировать; находить основные части клетки на модели; схематически изображать строение клетки.

-- прививать бережное отношение к природе

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки;

схематически изобразить строение клетки в тетради.

Метапредметные:

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе(паре)  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: развиваются умения делать выводы о взаимосвязи строения органа и его функциях;

- работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, хромосомы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая(парная).

Методы: частично-поисковый.

Оборудование: графопроектор, таблица, тест

Ход урока: Орг. Момент

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  
Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок,
 
В цитоплазме там и тут
 
Органоиды живут.
 
Там такое происходит -
 
Цитоплазма кругом ходит,
 
Помогает то движенье
 
В клетке чудным превращеньям.
 
Их не видел Левенгук,
 
Удивился б Роберт Гук.
 

Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток).

Кто изобрел световой микроскоп ?(Антони ван Левенгук)

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

I. Проверка знаний об устройстве лупы, микроскопа и правил работы с ними. (Ответ учащихся у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с лупой и микроскопом.)

- С помощью чего мы сможем узнать строение клетки? (микроскопа)

- Рассказать об устройстве микроскопа( дети показывают на объекте).

- Каковы правила нужны при работе с микроскопом? (рассказ детей)

II. Изучение нового материала

1.  История открытия клетки. - В 1665 году Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание. Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира бесконечно.

2. Индивидуальная работа учащихся по листам- сопровождения.

        - Ребята, перед вами лежит лист по которому вы сейчас будете работать. На нем представлен ряд заданий, выполнив каждое из которых вам необходимо подойти к учителю для проверки. Выполнив верно, без помощи учителя, ставите «+» в таблицу напротив задания ручкой, если возникли трудности, и помог учитель «+» ставите карандашом.

Лист-  сопровождения индивидуальной работы по теме «Строение растительной клетки»

«Я хочу получит отметку- _____»

№  задания

1

2

3

4

5

л/р

итог

 «3»

«4»

«5»

Отметка о выполнении

Строение клетки.  Задание: при помощи текста § 7 на стр. 35-36 выполните задания, свой ответ записывай в таблицу

Заполняем таблицу

Название части клетки

 Характеристика

Функция

  1. Какова основная функция мембраны?

Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой?

Для чего необходима эта плотная оболочка и из какого вещества она состоит.

  1. Что такое цитоплазма, ее функции в клетке?
  2. Вакуоль – кто она такая? Какие функции выполняет?
  3. Назовите важнейший и самый крупный органоид клетки?
  4. В какой части ядра зашифрована генетическая  информация живых организмов?

III. Закрепление: Лабораторная работа №1 Изучение клеток растения с помощью лупы

Тема: «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений»

Цель: изучить устройство лупы, убедиться в клеточном строении растений

Оборудование: ручная лупа, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мякоть плода: помело (или другого), учебник, рабочая тетрадь

Ход работы:

  1. Рассмотри внимательно лупу. При помощи материала учебника на странице 14 ответь письменно в тетради на вопрос: «Во сколько раз может увеличивать предметы ручная лупа?»
  2. Рассмотри мякоть плода не используя лупу
  3. Рассмотри мякоть через лупу
  4. Зарисуй увиденное в рабочую тетрадь и раскрась свой рисунок.

 Подпиши рисунок: «Мякоть плода»

IV. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока: 

  • Не знал…
  • Не понимал…
  • Не мог представить…
  • Не мог выразить…
  • Не мог выполнить…

Сейчас:

  • Выяснил…
  • Выучил…
  • Познакомился…
  • Запомнил…

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

V Задание на дом

В учебнике изучить § 7 «Строение клетки»

Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа.

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

     сочинить сказку о  клетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс

Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...

Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс

Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"...

Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....

Конспект урока по теме "Жизнедеятельность клетки"

Целью данного урока является осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникаль...