Конспект урока по теме 5 класс "Строение клетки"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) по теме
Урок системно-деятельностного типа. Учащиеся самостоятельно раскрывают тему урока: работают с материалом учебника, заполняют таблицу и оценивают свою работу. При выполнении лабораторной работы закрепляют на практике свои новые знания о клетке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Строение клетки - 5 класс | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Строение клетки.
Цель урока:
— сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;
— продолжить формирование умения обобщать, анализировать; находить основные части клетки на модели; схематически изображать строение клетки.
-- прививать бережное отношение к природе
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки;
схематически изобразить строение клетки в тетради.
Метапредметные:
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе(паре) информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - развиваются умения делать выводы о взаимосвязи строения органа и его функциях;
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, хромосомы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая(парная).
Методы: частично-поисковый.
Оборудование: графопроектор, таблица, тест
Ход урока: Орг. Момент
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток).
Кто изобрел световой микроскоп ?(Антони ван Левенгук)
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
I. Проверка знаний об устройстве лупы, микроскопа и правил работы с ними. (Ответ учащихся у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с лупой и микроскопом.)
- С помощью чего мы сможем узнать строение клетки? (микроскопа)
- Рассказать об устройстве микроскопа( дети показывают на объекте).
- Каковы правила нужны при работе с микроскопом? (рассказ детей)
II. Изучение нового материала
1. История открытия клетки. - В 1665 году Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание. Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира бесконечно.
2. Индивидуальная работа учащихся по листам- сопровождения.
- Ребята, перед вами лежит лист по которому вы сейчас будете работать. На нем представлен ряд заданий, выполнив каждое из которых вам необходимо подойти к учителю для проверки. Выполнив верно, без помощи учителя, ставите «+» в таблицу напротив задания ручкой, если возникли трудности, и помог учитель «+» ставите карандашом.
Лист- сопровождения индивидуальной работы по теме «Строение растительной клетки»
«Я хочу получит отметку- _____»
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | л/р | итог |
«3» | «4» | «5» | |||||
Отметка о выполнении |
Строение клетки. Задание: при помощи текста § 7 на стр. 35-36 выполните задания, свой ответ записывай в таблицу
Заполняем таблицу
Название части клетки | Характеристика | Функция |
- Какова основная функция мембраны?
Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой?
Для чего необходима эта плотная оболочка и из какого вещества она состоит.
- Что такое цитоплазма, ее функции в клетке?
- Вакуоль – кто она такая? Какие функции выполняет?
- Назовите важнейший и самый крупный органоид клетки?
- В какой части ядра зашифрована генетическая информация живых организмов?
III. Закрепление: Лабораторная работа №1 Изучение клеток растения с помощью лупы
Тема: «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений»
Цель: изучить устройство лупы, убедиться в клеточном строении растений
Оборудование: ручная лупа, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мякоть плода: помело (или другого), учебник, рабочая тетрадь
Ход работы:
- Рассмотри внимательно лупу. При помощи материала учебника на странице 14 ответь письменно в тетради на вопрос: «Во сколько раз может увеличивать предметы ручная лупа?»
- Рассмотри мякоть плода не используя лупу
- Рассмотри мякоть через лупу
- Зарисуй увиденное в рабочую тетрадь и раскрась свой рисунок.
Подпиши рисунок: «Мякоть плода»
IV. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
- Не знал…
- Не понимал…
- Не мог представить…
- Не мог выразить…
- Не мог выполнить…
Сейчас:
- Выяснил…
- Выучил…
- Познакомился…
- Запомнил…
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
V Задание на дом
В учебнике изучить § 7 «Строение клетки»
Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа.
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"
Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....
Конспект урока по теме:" Строение клетки"
Конспект можно использовать в 11 профильном классе...
Конспект урока по теме:" Строение клетки"
Конспект можно использовать в 11 профильном классе...
Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс
Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...
Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс
Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"...
Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....
Конспект урока по теме "Жизнедеятельность клетки"
Целью данного урока является осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникаль...