календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса Сонин
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса составлено на основе авторской программы Н.И. Сонина. КТП расчитано на 1 учебный час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_kl_biologiya.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании учителей МО «Естественнонаучные предметы» и рекомендовано к утверждению протокол № ____ от «___» ___________ 2021 г. Рук. МО ______________ (О.Т. Дубовик) | Согласовано: зам. директора по УВР ____________ (А.А. Фоменко) «___» ______________ 2021 г. | Утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 4 № ___ от ________________ ____________ О.С. Ломонос |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
на 2021 – 2022 уч. год
№ | дата | тема | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты | |||
универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
план | факт | |||||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов. | ||||||||
1 | 02.09. | Введение. Живой организм. (формирование новых знаний) | Проведение инструктажа. Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма. | Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение. | Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, узнавать на таблицах и микропрепаратах различные биологические объекты; определять основные методы биологических исследований; давать определение понятиям темы; объяснять роль биологических знаний; научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; познакомятся с устройством светового микроскопа; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; знать: основные признаки живой природы; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; делать выводы по результатам работы; определять основные методы биологических исследований; научатся применять полученные знания в практической работе. Метапредметные (УУД): познавательные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; подводить итоги работы, формулировать вывод; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи; уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке. Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; сориентированы на качественное получение образования; владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; проводят самооценку уровня личных учебных достижений; правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности. | |||
2 | 09.09. | Наука о живой природе. (формирование новых знаний) | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология | ||||
3 | 16.09. | Методы изучения природы. Л/р № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение | ||||
4 | 23.09. | Увеличительные приборы. Л/р № 2 «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Изучение устройств увеличительных приборов | Лупа, микроскоп | ||||
5 | 30.09. | Живые клетки. Л/р № 3 «Строение клеток живых организмов». (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма | Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные. | ||||
6 | 07.10. | Химический состав клетки. Л/р № 4 « Изучение химического состава семян» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Формирование представлений о химическом составе клеток | Неорганические и органические вещества. | ||||
7 | 14.10 | Обобщение и повторение по теме «Живой организм: строение и изучение» | ||||||
8 | 21.10. | К/р 1 «Живой организм: строение и изучение». (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение». | Биология, живые клетки тела, вещества. | ||||
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов | ||||||||
9 | 28.10. | Как развивалась жизнь на Земле. РК «Палеонтологические находки Ставропольского края» (комбинированный) | Формирование представлений о развитии жизни на Земле. | Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров. | Предметные: научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека Метапредметные (УУД): познавательные: использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные: имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении; проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; понимают социальную роль и нравственную позицию ученика; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, | |||
10 | 11.11. | Разнообразие живого. (комбинированный) | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения | Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел) – класс – отряд (порядок) – семейство – род – вид | ||||
11 | 18.11. | Бактерии. (формирование новых знаний) | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы | Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы | ||||
12 | 25.11. | Грибы. РК «Многообразие грибов Ставропольского края» (комбинированный) | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных. | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | ||||
13 | 02.12. | Растения. Водоросли. (формирование новых знаний) | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные) | ||||
14 | 09.12. | Мхи и папоротники. (формирование новых знаний) | Формирование представлений об особенностях высших споровых растений. | Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь. | ||||
15 | 16.12. | Голосеменные растения. РК «Хвойные растения нашего села» (комбинированный) | Формирование представлений об особенностях высших семенных растений. | Голосеменные растения, пихта, лиственница, сосна сибирская | ||||
16 | 23.12. | Покрытосеменные (цветковые) растения. (формирование новых знаний) | Формирование представлений об особенностях высших семенных растений. | Покрытосеменные, семя, цветок | ||||
17 | 30.12. | Значение растений в природе и жизни человека. (комбинированный) | Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной деятельности человека | Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения | ||||
18 | 131.01. | Признаки царства животные. Простейшие. (формирование новых знаний) | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы | Животные. Простейшие (одноклеточные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые | ||||
19 | 20.01. | Беспозвоночные животные. (формирование новых знаний) | Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных. | Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие. | ||||
20 | 27.01. | Позвоночные животные. (формирование новых знаний) | Формирование представлений о многообразии позвоночных животных. | Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. | ||||
21 | 03.02. | Значение животных в природе и жизни человека. (комбинированный) | Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной деятельности человека | Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения | ||||
22 | 17.02. | К/р 2 «Многообразие живых организмов». (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов». | Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения. | ||||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов. | ||||||||
23 | 24.02. | Три среды обитания. (формирование новых знаний) | Формирование представлений об особенностях водной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах. | Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания | Предметные: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами; научатся применять полученные знания в самостоятельной работе. Метапредметные: познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | |||
24 | 03.03. | Жизнь на разных материках. (формирование новых знаний) | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты. | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков | ||||
25 | 10.03. | Природные зоны Земли. РК «Природные зоны Ставропольского края» (комбинированный) | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты. | Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес. | ||||
26 | 17.03. | Жизнь в морях и океанах. Л.р. № 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | ||||
27 | 24.03. | П.р. № 1 «Исследование особенностей строения живых организмов, связанных со средой обитания». (комплексное применение знаний, умений, навыков) | осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно | Экология, экологические проблемы | ||||
28 | 07.04. | ВПР | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов». | |||||
Раздел 4. Человек на Земле. 7 часов. | ||||||||
29 | 14.04. | Как человек появился на Земле. (комбинированный) | Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. | Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец. | Предметные: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей;соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; соблюдать правила поведения в природе; Метапредметные: познавательные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями. Личностные: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; | |||
30 | 21.04. | Как человек изменил Землю. (формирование новых знаний) | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | ||||
31 | 28.04. | Промежуточная аттестация в форме теста. (комплексное применение знаний, умений, навыков) | ||||||
32 | 05.05. | Жизнь под угрозой. РК «Экологические проблемы нашего района» (комбинированный) | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) | ||||
33 | 12.05. | Здоровье человека и безопасность жизни. (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья. | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему | ||||
34 | 19.05. | Повторение по теме «Многообразие живых организмов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров
Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, линейный курс Сонин, Захаров
Календарно-тематическое планирование по биологии, линейный курс Сонин, Захаров...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....