Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Помоги себе сам 7-8 классы
рабочая программа по биологии (7, 8 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Программа предусматривает рассмотрение вопросов, касающихся личного здоровья обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2019г

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от 31.08.2019г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Относовской СОШ  

от 31.08.2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по биологии

« Помоги себе сам»

7 – 8 классы

Составил: Сюрина Г.А.,

 учитель биологии

Относово

2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г.  «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;

Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;

Письмо Министерства образования и науки РФ  № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах  учебных предметов».

На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.

          Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии , анатомии человека, валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.

В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.

Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.

Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.

        Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.

        Результатом изучения  курса: "Помоги себе сам" является  урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое  знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях  курса. Итоги изучения внеурочного  курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.

Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.

Практические задачи данной программы:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;

адаптация  к жизни в обществе;

формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

Учебно-воспитательные задачи следующие:

сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;

формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия и физиология человека»;

дать обучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.

Ожидаемые результаты:

Снижение уровня заболеваемости обучающихся.

Формирование культуры здорового образа жизни.

Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.

 Проверка ожидаемых результатов:

1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.

2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.

3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».

4. Оказание первой доврачебной помощи.

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Самоопределение.

Смыслообразование.

Самооценка и личностное самосовершенствование.

Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.

Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации:

Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные:

проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

ставить учебную задачу под руководством учителя;

систематизировать и обобщать разные виды информации;

составлять план выполнения учебной задачи;

осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;

организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;

работать с различными источниками информации.

устанавливать  взаимосвязи здоровья и образа жизни;  воздействие природных и социальных факторов на организм человека;  влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

систематизировать  основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма.

Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования, лекции.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».

Содержание курса внеурочной деятельности:

Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Они научатся осуществлять  поиск и выделять  конкретную информацию с помощью учителя о здоровье человека.  Научаться использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ и др. болезней. Научатся определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье. Будут заботится о своем здоровье, оказывать  первую медицинскую помощь себе и своим одноклассникам.  Научатся задавать вопросы  для организации собственной деятельности, узнают основные (самые распространённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактические прививки.

                                Тематическое  планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Окружающая среда и здоровье

4

2

Режим дня

2

3

Вредные привычки

3

4

Питание и здоровье

4

5

Влияние физкультуры и спорта на организм человека

4

6

Бактерии, вирусы и человек

5

7

Заболевания зубов и гигиена ротовой полости

2

8

Уход и профилактика кожных заболеваний

5

9

Болезни зрительного анализатора

2

10

Болезни слухового  анализатора

1

11

Народная медицина

1

12

Защита проектов

1

Календарно - тематическое планирование

Тема.

Кол-во часов.

Дата проведения занятия        

Занятия  по данной теме        

Практические и лабораторные работы экскурсии, видеофильмы, проекты.

Тема № 1

 ( 4 часа)

Окружающая среда и здоровье.

6.09

13.09

20.09

27.09

Занятие № 1.Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления.

Занятие № 2.Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури.

Занятие № 3.Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений.

Занятие № 4. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению.

Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям.

Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь.

Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха.

Тема №2.Режим дня.

 ( 2 часа)

4.10

18.10

Занятие № 1.Режим дня. Биологические ритмы.

Занятие № 2. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна.

Практикум № 3 Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий .

Тема № 3

Вредные привычки (3 часа).

25.10

1.11

8.11

Занятие № 1.Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет.

Занятие № 2. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте.

Занятие №3 Переедание и гиподинамия – вред для организма

Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья»

Тема № 4. Питание и здоровье. ( 4 часа).

15.11

22.11

29.11

6.12

Занятие № 1. Понятие о правильном питании и режиме приема пищи.

Занятие № 2. Химический состав пищи. Калорийность.

Занятие № 3.Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ.

Занятие №4 Составление суточного рациона питания.

Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания.

Практикум № 5. Изучение этикеток  продуктов питания.

Практикум № 6. Расчет калорийности обеда.

Тема № 5. Влияние

физкультуры и спорта на организм человека (4 часа).

13.12

20.12

10.01

17.01

Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе.

Занятие № 2. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Занятие № 3. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы.

Занятие №4. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови.

Практикум № 7. Измерение жизненного объема легких у тренированного и нетренированного человека.

Тема №6. Бактерии, вирусы и человек.

(5часов)

24.01

31.01

7.02

14.02

28.02

Занятие №1. Общие сведения об инфекциях.

 Источники заражения и пути их передачи.

Сроки инкубационного периода некоторых И.Б.

Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними.

Занятие №2-3. Бактерии,  возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника,  лечение и профилактика.

Занятие №4. Антибиотики, их влияние на организм человека.

Занятие №5. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика.

Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки.

Тема №7. Заболевания зубов и гигиена полости рта (2 часа).

6.03

13.03

Занятие № 1. Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта.

Занятие №2. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона.

Просмотр видеофильма  «Здоровые зубы- здоровый организм».

Тема №8. Уход и профилактика болезней кожи. (5 часов)

20.03

27.03

3.04

17.04

24.04

Занятие № 1. Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний.

Занятие № 2. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей. Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок.

Занятие № 3. Обморожения и ожоги их классификация.

Занятие №4. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи.

Занятие №5. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за  ногтями и волосами.

Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри»

Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.

Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица.

Тема №9. Болезни зрительного анализатора.

(2 часа)

1.05

8.05

Занятие №1. Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки.

Занятие № 2.Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита.

Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз.

Тема №10. Болезни слухового анализатора.

(1 час)

15.05

Занятие №1. Возрастные изменения органов слуха.

Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости.

Тема №11

Народная медицина.

(1 час)

22.05

Занятие №1. Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека.

Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа.

Исследовательская работа: «Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека».

Тема №12.

 (1 час)

Итоговое занятие

29.05

Защита проектов.

Выступление учащихся по выбранным темам

Литература: (для учителя)

  1. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
  2. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
  3. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
  4. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
  5. Ресурсы Интернета.
  6. Электронные и энциклопедические справочники.
  7. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.
  8. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
  9. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.

Литература: (для детей)

1.Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

2.Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

3.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.

4.Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологического кружка для старшеклассников "Помоги себе сам" 8-11 классы

. Настоящая  Программа составлена  на   основе авторской   программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей  потенциал ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для учащихся 9 классов

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для  учащихся 9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для 7 класса "Экология животных"

Программа разработана на основе       Авторской программы по биологии  5-9 кл  системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф&raq...