Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Помоги себе сам 7-8 классы
рабочая программа по биологии (7, 8 класс)
Программа предусматривает рассмотрение вопросов, касающихся личного здоровья обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 1 от 28.08.2019г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 31.08.2019г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Относовской СОШ от 31.08.2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по биологии
« Помоги себе сам»
7 – 8 классы
Составил: Сюрина Г.А.,
учитель биологии
Относово
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов».
На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии , анатомии человека, валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.
Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "Помоги себе сам" является урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях курса. Итоги изучения внеурочного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.
Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.
Практические задачи данной программы:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;
адаптация к жизни в обществе;
формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
Учебно-воспитательные задачи следующие:
сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия и физиология человека»;
дать обучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Ожидаемые результаты:
Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
Формирование культуры здорового образа жизни.
Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Самоопределение.
Смыслообразование.
Самооценка и личностное самосовершенствование.
Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
работать с различными источниками информации.
устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма.
Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования, лекции.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».
Содержание курса внеурочной деятельности:
Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Они научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя о здоровье человека. Научаться использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ и др. болезней. Научатся определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье. Будут заботится о своем здоровье, оказывать первую медицинскую помощь себе и своим одноклассникам. Научатся задавать вопросы для организации собственной деятельности, узнают основные (самые распространённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактические прививки.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Окружающая среда и здоровье | 4 |
2 | Режим дня | 2 |
3 | Вредные привычки | 3 |
4 | Питание и здоровье | 4 |
5 | Влияние физкультуры и спорта на организм человека | 4 |
6 | Бактерии, вирусы и человек | 5 |
7 | Заболевания зубов и гигиена ротовой полости | 2 |
8 | Уход и профилактика кожных заболеваний | 5 |
9 | Болезни зрительного анализатора | 2 |
10 | Болезни слухового анализатора | 1 |
11 | Народная медицина | 1 |
12 | Защита проектов | 1 |
Календарно - тематическое планирование
Тема. Кол-во часов. | Дата проведения занятия | Занятия по данной теме | Практические и лабораторные работы экскурсии, видеофильмы, проекты. |
Тема № 1 ( 4 часа) Окружающая среда и здоровье. | 6.09 13.09 20.09 27.09 | Занятие № 1.Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Занятие № 2.Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Занятие № 3.Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Занятие № 4. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. | Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям. Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь. Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха. |
Тема №2.Режим дня. ( 2 часа) | 4.10 18.10 | Занятие № 1.Режим дня. Биологические ритмы. Занятие № 2. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. | Практикум № 3 Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий . |
Тема № 3 Вредные привычки (3 часа). | 25.10 1.11 8.11 | Занятие № 1.Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. Занятие № 2. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. Занятие №3 Переедание и гиподинамия – вред для организма | Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья» |
Тема № 4. Питание и здоровье. ( 4 часа). | 15.11 22.11 29.11 6.12 | Занятие № 1. Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Занятие № 2. Химический состав пищи. Калорийность. Занятие № 3.Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. Занятие №4 Составление суточного рациона питания. | Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания. Практикум № 5. Изучение этикеток продуктов питания. Практикум № 6. Расчет калорийности обеда. |
Тема № 5. Влияние физкультуры и спорта на организм человека (4 часа). | 13.12 20.12 10.01 17.01 | Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе. Занятие № 2. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Занятие № 3. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Занятие №4. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | Практикум № 7. Измерение жизненного объема легких у тренированного и нетренированного человека. |
Тема №6. Бактерии, вирусы и человек. (5часов) | 24.01 31.01 7.02 14.02 28.02 | Занятие №1. Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. Занятие №2-3. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. Занятие №4. Антибиотики, их влияние на организм человека. Занятие №5. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. | Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки. |
Тема №7. Заболевания зубов и гигиена полости рта (2 часа). | 6.03 13.03 | Занятие № 1. Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта. Занятие №2. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона. | Просмотр видеофильма «Здоровые зубы- здоровый организм». |
Тема №8. Уход и профилактика болезней кожи. (5 часов) | 20.03 27.03 3.04 17.04 24.04 | Занятие № 1. Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. Занятие № 2. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей. Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок. Занятие № 3. Обморожения и ожоги их классификация. Занятие №4. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи. Занятие №5. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами. | Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри» Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица. |
Тема №9. Болезни зрительного анализатора. (2 часа) | 1.05 8.05 | Занятие №1. Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки. Занятие № 2.Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита. | Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз. |
Тема №10. Болезни слухового анализатора. (1 час) | 15.05 | Занятие №1. Возрастные изменения органов слуха. Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости. | |
Тема №11 Народная медицина. (1 час) | 22.05 | Занятие №1. Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека. Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа. | Исследовательская работа: «Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека». |
Тема №12. (1 час) Итоговое занятие | 29.05 | Защита проектов. | Выступление учащихся по выбранным темам |
Литература: (для учителя)
- Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
- Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
- Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
- Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
- Ресурсы Интернета.
- Электронные и энциклопедические справочники.
- Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.
- Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
- Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.
Литература: (для детей)
1.Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
2.Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
3.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.
4.Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психологического кружка для старшеклассников "Помоги себе сам" 8-11 классы
. Настоящая Программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей потенциал ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...
рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая биология" 7 класс
quot;Творческая биология" 7 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для учащихся 9 классов
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для учащихся 9 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы
Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"
Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для 7 класса "Экология животных"
Программа разработана на основе Авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф&raq...