рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая биология" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа"
Поныровского района Курской области
Рабочая Программа
Внеурочной деятельности по биологии
7класс
«Творческая биология»
Выполнила:
учитель географии, биологии, химии
Золотухина Е. Н.
(высшая квалификационная категория)
2017-2018 год
Пояснительная записка
Качественное образование сегодня – это создание условий
воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта второго поколения (ФГОС),
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина Российской Федерации. Среди установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы
выделяются личностные, предметные и метапредметные (межпредметные понятия и УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные.) В то же время среди личностных характеристик выпускника ФГОС ориентирует на становление таких качеств как креативность, умение критически мыслить, мотивированность на творчество и инновационную деятельность
[ФГОС ст.2,п.п.п.5,8;10]. Программы воспитания и социализации
обучающихся в соответствии с духовно-нравственной Концепцией должны быть построены на основе базовых национальных ценностей российского общества среди которых: труд и творчество, природа и искусство, патриотизм и т.д. Так как ее целью является воспитание
высоконравственного, творческого и компетентного гражданина.
Таким образом, для обеспечения достижения результатов освоения
основной образовательной программы, необходимо создание условий для самореализации и развития обучающихся, становления их личностных характеристик. Реализация всех этих требований немыслима при передаче готовых знаний от учителя ученику. Для достижения желаемого результата мы предлагаем использовать деятельность, которая заставляет искатьанализировать, сравнивать, делать выводы, создавать новое (пусть даже субъективно новое), т.е. творческую деятельность и краеведческий подход при изучении биологии. Такая работа должна быть комплексной и
системной. Только использование всего спектра творческих работ ирегиональной составляющей обеспечивает формирование и развитие полного комплекса УУД, а также вышеуказанных национальных ценностей. При этом для реализации такого подхода учителю часто нехватает урочного времени и программа внеурочной деятельности «Творческая биология» помогает решить данную проблему. Реализация программы «Творческая биология», опираясь на содержание основной образовательной программы по биологии, переводит усвоение учебной информации на III (применение) и IV(творчество) уровни (по В.П.Беспалко).
Таким образом, биологическая составляющая способствует формированию научного мировоззрения, позволяет постигнуть законы природы,творческая деятельность и креативность является неотъемлемой частью деятельности. В связи с отсутствием в обязательном минимуме содержания основной образовательной программы по биологии ФГОС регионального компонента, краеведческая (региональная) составляющая программы
«Творческая биология» позволяет реализовать такой национальной
ценности как воспитание патриотизма и любви к родному краю.
Программа основана на возрастных особенностях учащихся 5-8
классов: любознательность, богатство воображения, стремление
к творчеству, высокий уровень познавательного интереса, конкретность восприятия, желание быть лидером и чувство взрослости. Учитывает ведущую деятельность младших подростков (Д.Б.Эльконин,1971)- интимно-личностное общение со сверстниками.
При этом занятия по программе позволяют использовать системно-
деятельностный и личностно-ориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.
Нормативно - правовая база:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая биология» для 7 классов составлена на базе программы внеурочной деятельности «Творческая биология» для 5-8 классов (автор Хрусталева С.Ю в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ об утверждении
подписан министром МОиН 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте
России 7.06.2012); М.Просвещение,2010.
На основании:
Закона РФ «Об образовании»:
Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
(п. 6; 7) - пункт 6: «Разработка и утверждение компонента образовательного
учреждения государственного образовательного стандарта общего
образования, образовательных программ и учебных планов (в ред.
Федерального закона от 25.06.2002 №71-ФЗ);
- пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007
N 309-ФЗ).
локального акта «О составлении рабочих программ в МКОУ
«Нижнесмородинская СОШ»
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10,
Срок реализации программы: 1 год.
Место курсав учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа (1 часу в неделю)
Количество тем регионального содержания – 10;
Количество творческих работ – 29;
Количество экскурсионно-практических работ - 2;
Количество бесед – 34;
Промежуточная аттестация проводится в форме представления
обучающимися творческих работ, созданных на занятии.
В конце курса отдельные обучающиеся или группы
обучающихся представляют научно- исследовательские работы на школьной научно-практической конференции. Программа адресована в первую очередь педагогам дополнительного образования - учителям биологии. Поскольку изучение биологии, начинается с 5-го класса, реализация данной программы позволит увлечь обучающихся, активизировать познавательную деятельность при изучении данного предмета.
Цель курса:
Формирование универсальных учебных действий, национальных ценностей: патриотизм, творчество.
Задачи: Образовательные (Учебные): способствовать формированию представлений о сущностибиологических понятий, явлений природы, интереса к биологии.
Познакомить обучающихся с увлекательно-познавательнымиопытами, в основе которых лежат биологические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение. Сформировать навыки проведения наблюдений в природе и лабораторных условиях, работы со справочной литературой, моделирования, составления загадок и небылиц, работы с природными материалами, работы с картами, планами местности и составление планов и маршрутов, работы с кластерами, составления биологических презентаций. Расширить кругозор
Развивающие: развивать внимание, критическое мышление,
творческие способности, навыки смыслового чтения. Развивать
способности строить свои мысли и формулировать гипотезы,
аргументировать доказательства и делать выводы, составлять планы и
действовать в соответствии с ними. Устанавливать причинно-
следственные связи. Сопоставлять экспериментальные и
теоретические знания с объективными реалиями жизни. Формировать
опыт творческой деятельности, научное мировоззрение. Развиватьсамостоятельность, способность к самоанализу и самооценке.
Развивать эмоциональную сферу и познавательный интерес,
мотивационную сферу, коммуникативную компетентность. Создать
условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Воспитательные:
Воспитывать активную жизненную позицию, нравственно-
этические принципы. Формировать чувство патриотизма, любовь к
природе и малой Родине. Способствовать формированию
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению; воспитывать бережное внимательное отношение к
природе; воспитание принципов бесконфликтного взаимодействия и
сотрудничества в группе и коллективе.
Основные принципы организации деятельности учащихся:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса,
предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместнойтворческой деятельности.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности
обучающихся.
4. Принцип целостности
5. Принцип непрерывности и преемственности
6. Принцип личностно - деятельностного подхода
7. Принцип детоцентризма (в центре находится личность
ребенка)
8. Принцип комплексного подхода в реализации
интегративных процессов
9. Принцип вариативности, предусматривающий учет
интересов детей.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
мотивация к обучению и познавательной деятельности;
экологическая культура;
патриотизм;
ответственное отношение к природе;
гордость за свой край и Родину;
активная гражданская позиция;
готовность к самостоятельной и творческой деятельности;
ответственное отношение к здоровью своему и окружающих;
Метапредметные:
Универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
общение и взаимодействие с партнерами в процессе совместной
деятельности; соблюдение морально-этических норм общения;
понимание возможности разных точек зрения; организация и
планирование сотрудничества (определение функций участников в
процессе коммуникации); действие с учетом позиции партнера;
работа в группе; использование средств информационных и
коммуникативных технологий для решения информационных и
коммуникативных задач (ИКТ); взаимодействие с природой
(соблюдение правил и норм общения с природными объектами);
Познавательные:
Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме; умение проводить рефлексию; вести поиск и выделять необходимую информацию; соблюдать нормы
информационной безопасности; умение структурировать; составлять
тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста;
проводить знаково-символические действия; проводить поиск и
выделять необходимую информацию (иллюстрации к тексту);
проводить анализ; синтезировать, составляя целое из частей;
достраивать и восстанавливать недостающие компоненты;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
воспринимать тексты научно-публицистического стиля; моделировать)
- Логические (умение обосновывать; выбирать критерии для сравнения и классификации; выводить следствия; устанавливать причинно- следственные связи; - выстраивать логические цепи рассуждений; доказывать; выдвигать гипотезы; обосновывать)
-Постановки и решения проблем (владение навыками проектной деятельности; формулировать проблемы; самостоятельное создание и выбор способа решенияпроблемы)
Регулятивные:
умение ставить цели, задачи, планировать и прогнозировать своих
действий. Оценивать свою работу, вносить поправки (корректировка),
способность преодолевать возникающие трудности и использовать
максимальное количество ресурсов для достижения запланированного
результата.
Предметные:
Применение биологического кругозора и биологической грамотности
для решения практических задач;
Решение эвристических биологических задач;
Владение методами научного познания;
Владение методами работы со справочной литературой, умение
моделировать, составлять биологические загадки и небылицы,
работать с природными материалами, работать с картами, планами
местности и составлять планы и маршруты экологических троп,
работать с кластерами и составлять их самостоятельно, составлять
презентации на биологические темы, выдвигать гипотезы, делать
выводы, вести исследовательскую деятельность и оформлять
результаты исследований, писать и оформлять доклады и презентации,
выступать с докладом и презентацией, вести экологическую работу.
Система реализации программы представляет собой модули,
которые определяется в соответствии с образовательной программой
по биологии раздел «Животные» (7 класс). В каждом модуле при
проведении занятий используются разные виды творческой
деятельности обучающихся (классификация автора).
Содержание программы (7 класс)
Модуль, кол-во часов | Содержание программы | Виды творчества |
Введение (3ч) | Введение. Правила сбора природных материалов для творчества. П/Р №1 «Сбор природных материалов» П/Р №2 «Фотостудия на природе» | |
Царство животные (2ч) Простейшие (2ч.) | «Чем я отличаюсь от растений» рассказ от лица о царстве «Животные»; составляем кластер «Систематика животного мира» Из чего можно смоделировать амебу; создаем модель инфузории- туфельки, евглены зеленой; 1-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение простейших или из чего сделан мел?»; решение познавательных задач | Литературное Графическое Техническое Художественнон- прикладное Информационное Эвристическое |
Тип Губки и кишечнополостные (3ч.) | Придумываем кроссворд «Губки»; создаем презентацию: «Разнообразие кишечнополостных»; создаем наглядное пособие «кишечнополостные» | Техническое Графическое Художественнон- прикладное Информационное |
Птицы (3ч.) | Акция «Подкормите птиц | |
зимой»: конкурс кормушек для птиц; оформление информационного стенда; пишем статью в газету; | Информационное Литературное | |
Черви (2ч.) | Настенная газета «Осторожно! Черви-паразиты»; Эвристические задания и небылицы про червей | Информационное Исследовательское Эвристическое |
Тип Моллюски(2ч.) Тип Членистоногие (4 ч.) | Коллекция своими руками «Раковины моллюсков мира и нашей местности» (Р) ; 2-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение моллюсков» моллюсков» Составление кластера «Членистоногие»; 3-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение членистоногих» Коллекция «Насекомые Поныровского района» (Р); | Исследовательское Информационное Исследовательское Информационное Графическое Эвристическое |
Рыбы(3ч.) | Создание виртуальной экскурсии «Мы живем в реках Курской области» (Р); издаем биологический комикс «Как я был лещем» Эвристические задания и небылицы про рыб | Информационное Литературное Эвристическое |
Земноводные и пресмыкающиеся (2ч.) | Фотоальбом с описанием «земноводные Курской области» (Р) Фотоальбом с описанием «пресмыкающиеся Курской области» (Р); 5-я и 6-я странички информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение Земноводных и пресмыкающихся» Конкурс домик для птиц;); сценка «Птицы - наши друзья»; 4-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение птиц»; как провести исследование «Птицы нашего края»(Р) | |
Птицы (3 ч.) | Конкурс домик для птиц;); сценка «Птицы - наши друзья»; 4-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение птиц»; как провести исследование «Птицы нашего края»(Р) | Информационное Литературное Эвристическое Театральное |
Млекопитающие (3 ч.) | Стенд своими руками «Млекопитающие Орловской области и их следы» (Р); пишем доклады «Редкие виды млекопитающих Орловской области» (Р); Эвристические задания и небылицы; Создание виртуальной экскурсии в весенний лес «Животные Курской области | Информационное Литературное Эвристическое |
Экологический десант (1ч.) | ||
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Биологическое творчество» 7 класс
№ | Тема занятия | Форма работы | Дата |
1 | Введение. Правила сбора природных материалов для творчества. | ||
2 | П/Р №1 «Сбор природных материалов» | ||
3 | П/Р №2 «Фотостудия на природе | ||
Общие сведения о царстве «Животные» (2часа) | |||
4 | «Чем я отличаюсь от растений» составляем рассказ от лица о царстве «Животные» | Индивидуальная работа | |
5 | . Составляем кластер «Систематика животного мира» | Групповая работа | |
Простейшие (2часа) | |||
6 | Из чего можно смоделировать амебу; создаем модель инфузории-туфельки, евглены-зелёной. | Индивидуальная работа | |
7 | 1-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение простейших или из чего сделан мел?»
| Групповая работа | |
Многоклеточные (26 часов) | |||
8 | Придумываем кроссворд «Губки» | Индивидуальная работа | |
9 | Создаем презентацию: «Разнообразие кишечнополостных | Групповая работа | |
10 | . Создаем наглядное пособие «Кишечнополостные» | Индивидуальная работа | |
11 | Пишем статью в газету «Помогите птицам зимой» | Групповая работа | |
12 | Оформление информационного стенда «Помогите птицам зимой!» | Коллективная работа | |
13 | Акция «Подкормите птиц зимой»: конкурс кормушек для птиц | Индивидуально- групповая работа | |
14 | Настенная газета «Осторожно! Черви- паразиты»; | Коллективная | |
15 | Эвристические задания и небылицы про червей | Индивидуальная работа | |
16 | Коллекция своими руками «Раковины моллюсков мира и нашей местности» | Коллективная работа | |
17 | 2-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение моллюсков» | Групповая работа | |
18 | Составление кластера «Членистоногие» | Индивидуальная работа | |
19 | Сочинение, решение эвристических задач и небылиц «Членистоногие» | Индивидуально- групповая работа | |
20 | Коллекции своими руками «Насекомые Поныровского района» |
Коллективная работа | |
21 | 3-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение членистоногих» | Групповая работа | |
22 | Создание виртуальной экскурсии «Мы живём в реках Курской области» | Коллективная работа | |
23 | Издаем биологический комикс «Как я был Лещем» | Коллективная работа | |
24 | Эвристические задания, кроссворды, небылицы про рыб | Индивидуальная работа | |
25 | Фотоальбом с описанием «земноводные Курской области» Фотоальбом с описанием «пресмыкающиеся Курской области» | Групповая работа | |
26 | 4-я и 5-я странички информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение Земноводных и пресмыкающихся» | Групповая работа | |
27 | День птиц: конкурс домик для птиц, сценка «Птицы - наши друзья» | Групповая работа | |
28 | Как провести исследование «Птицы нашего края» | Индивидуальная работа | |
29 | 6-я страничка информ- книги «Значение животных»: мини- проект «Значение птиц» | Коллективная работа | |
30 | Стенд своими руками «Млекопитающие Курской области и их следы» | Коллективная работа | |
31 | Пишем доклады «Редкие виды млекопитающих Курской области» | Индивидуальная работа | |
32 | Эвристические задания и небылицы | Индивидуальная работа | |
33 | Создание виртуальной экскурсии в весенний лес «Птицы Курской области» | Коллективная работа | |
34 | Экологический десант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...