Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko-plyus_mir_vokrug_nas.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный»
Дополнительная образовательная программа
«Мир вокруг нас»
на 2015 – 2016 учебный год
Составил:
педагог дополнительного образования Захаркина Е.С.
Направленность: эколого-биологическая
Уровень реализации: среднее общее
(полное) образование.
Срок реализации: 1 год
Возраст: 12-14 лет
2015-2016
учебный год
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа разработана в 2015 году в соответствии с « Требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей» Мин. РФ от 3.06.03
.Цель занятий по данной программе : познакомить учащихся с экологической обстановкой в п.г.т.Славный и на территории Арсеньевского района, исследовать водные источники, получить у специалистов рекомендации по улучшению качества воды, выяснить причины возникновения различных заболеваний и по возможности вести профилактику по их предупреждению.
Основными задачами являются:
• развитие познавательного интереса.
• привитие любви к родному краю;
• формирование представлений о здоровом образе жизни;
• научить правильно и грамотно использовать знания с целью профилактики различных заболеваний;
• повысить "качество жизни" учащихся объединения.
В практической деятельности эта цель и задачи решаются во взаимосвязи,
комплексно, так как выделить и решить одну из них невозможно. Дополнительная образовательная программа адресована учащимся среднего звена общеобразовательной школы.
Учебно-комплексный план программы рассчитан на 1 год обучения, предполагает знакомство с экологической обстановкой , сбор информацию по загрязнению воды и воздуха в п.г.т.Славный, о заболеваемости в поселке за последние три года. Учащиеся обобщают, систематизируют, обрабатывают накопленные материалы, сведения, выясняют причины возникновения болезней, меры их профилактики.
Учитывая такую особенность построения программы необходимо использовать различные виды учебной деятельности: занятия-экскурсии, занятия-семинары, практические занятия, занятия-конференции. Для нормализации нагрузки, предупреждения утомляемости во время занятий, предусматривается смена видов деятельности: беседы, просмотры видеофильмов, практическая работа по изготовлению различных графиков, схем, таблиц. Данная программа предусматривает также организацию работы с родителями учащихся: приглашение на творческие отчеты, научно-практическую конференцию.
Освоив курс дополнительной образовательной программы "Мир вокруг нас" учащиеся будут иметь представление об экологической обстановке в, п.г.т.Славный, о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, научатся применять полученные знания для профилактики различных заболеваний, выяснят влияние курения, употребления алкоголя, наркотических веществ на организм подростков, разработают тему сообщения. В зависимости от объективных причин, состояния материально-технической базы, желания детей возможно варьирование тем, корректировка часов, отведенных на изучение разделов программы.
Учебный план.
№ | Наименование темы | Всего | Теория | Практика |
1. | Введение. | 1 | 1 | 0 |
2. | Основные тенденции развития современной экологии. | 4 | 2 | 2 |
3. | Святая водица Арсеньевского района. | 21 | 7 | 14 |
4. | Моя малая Родина: природа, культура, этнос. | 17 | 12 | 5 |
5. | Лесохозяйственная экология. | 14 | 7 | 5 |
6. | Флора Арсеньевского района. | 3 | 2 | 1 |
7. | Фауна Арсеньевского района. | 7 | 4 | 3 |
8. | Подведение итогов. | 3 | 0 | 3 |
Итого: | 68 | 35 | 33 |
Учебно-тематический план программы «Мир вокруг нас»
№ | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
1.1 | Знакомство с планом программы. Правила работы над научной статьей. | 1 | 1 | - |
2. | Основные тенденции развития современной экологии. | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Место экологии в формировании общественного самосознания. | 1 | 1 | - |
2.2 | Экологическое мышление человека. | 1 | 1 | - |
2.3 | Адаптация организма человека к экологическим факторам. | 2 | - | 2 |
3. | Святая водица Арсеньевского района. | 21 | 7 | 14 |
3.1 | Расположение на карте родников Арсеньевского района. | 2 | - | 2 |
3.2 | Исследование родника «Малиновая вода», оценка состояния родника, очистка родника. | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Исследование родника, находящегося в с.Тургенево, оценка состояния родника. Изучение истории тургеневской церкви. | 6 | 2 | 4 |
3.4 | Исследование родника «Кудеяров колодец», оценка состояния родника, очистка прилегающей территории родника | 6 | 2 | 4 |
3.5 | Водоохранные мероприятия. | 1 | 1 | |
4. | Моя малая Родина: природа, культура, этнос. | 17 | 12 | 5 |
4.1 | Окружающая человека среда. Воздействие природной среды на человека. Классификация и иерархия потребностей человека. | 2 | 2 | - |
4.2 | Исследование качества воды в п.г.т. Славный. Экскурсия на насосную станцию | 3 | 1 | 2 |
4.3 | Биоэтика и поведение человека. | 2 | 2 | |
4.4 | Скрытые возможности организма человека. | 2 | 2 | |
4.5 | Воздействие загрязнений окружающей среды на здоровье человека. Вредные вещества и их воздействие на человека. Статистические данные о заболеваемости учащихся за три года. | 2 | 2 | |
4.6 | Радиоактивное загрязнение п.г.т. Славный. | 4 | 2 | 2 |
4.7 | Изучение прав и обязанностей человека, связанных с экологией ближайшего окружения. | 2 | 1 | 1 |
5. | Лесохозяйственная экология | 12 | 7 | 5 |
5.1 | Исследование ельника п.г.т.Славный. Очистка территории ельника от мусора. | 4 | 2 | 2 |
5.2 | Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия. Условия существования и продуктивность лесных экосистем. Лесистость территории Арсеньевского района. | 1 | 1 | - |
5.3 | Болезни леса и методы борьбы с ними. Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними. | 1 | 1 | |
5.4 | Лесные пожары и защита леса от пожара. | 1 | 1 | |
5.5 | Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса. | 1 | 1 | |
5.6 | Экскурсия в лесничество | 4 | 1 | 3 |
6. | Флора Арсеньевского района. | 3 | 2 | 1 |
6.1 | Экосистемы, их виды. Иерархия экосистем. Разграничение биоценозов. Свойства биоценозов. | 1 | 1 | - |
6.2 | Виды растений, занесенные в Красную Книгу. | 2 | 1 | 1 |
7. | Фауна Арсеньевского района. | 7 | 4 | 3 |
7.1 | Условия обитания животных на территории Арсеньевского района. | 1 | 1 | - |
7.2 | Влияние человека на животных. Экскурсия в охотохозяйство. | 4 | 1 | 3 |
7.3 | Виды животных, занесенных в Красную Книгу. | 2 | 2 | |
8. | Подведение итогов. | 3 | 0 | 3 |
8.1 | Подготовка научно-практической конференции «Мир вокруг нас». | 1 | 0 | 1 |
8.2 | Научно-практическая конференция «Мир вокруг нас». Награждение лучших учащихся. | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 68 | 35 | 33 |
Предполагаемый результат.
Учащиеся должны иметь представление:
- об основных тенденциях развития современной экологии.
Учащиеся должны знать:
- правила работы с научной литературой;
- историю, культуру, природу родного края;
- назначение сельскохозяйственной экологии;
Учащиеся должны уметь:
- давать оценку биоценозу по преобладающим видам;
- проводить экологический мониторинг водоемов и природных экосистем;
- составлять путеводители по различным экологическим тропам;
- использовать знания об экосистемах при выработке правил поведения на природе;
- анализировать экологическую ситуацию и делать выводы.
Формы и методы диагностики результатов обучения по
программе «Мир вокруг нас».
- повторительно-обобщающие занятия в каждом разделе программы;
- участие в работе по оформлению результатов исследований;
- защита проектов.
Литература для учащихся:
1.Величевский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда». Учебное пособие,
М., Новая школа, 1997.
2. «Гибнущие леса. Последствия обезлесения для человека», М., 1990.
3.Гржимек Б. «Экологические очерки о природе и человеке», М., Прогресс, 1988.
4.Голубева А.В., Мосиенко Н.А. «Сельскохозяйственная экология». Учебное пособие, Саратов, 1997.
5.Демина Т.А. «Экология, природопользование, охрана окружающей среды», М., Аспект-Пресс, 1997.
Литература для педагогов:
1.Дато Р. «Основы экологии», М., 1975.
2.Деткин В.В. «В мире заповедной природы», М., 1984.
3.Дхятковская С.Н. «Экология и здоровье». Учебное пособие в 2 т., Иркутск, ИЧП Аркон, 1994.
4.Зверев А.Т., Зверева Е.Г., Малинников В.А. и др. «Экология Московского региона».
Учебно-методическое пособие для учителей, МШУ геодезии и картографии, 1995.
5.Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание школьников», М., Аркти, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...