Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-plyus_mir_vokrug_nas.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный»

                             

Дополнительная образовательная программа

                        «Мир вокруг нас»

                                на 2015 – 2016 учебный год

                                                                        

                                                

                                                     Составил:

                                                 педагог дополнительного образования                                              Захаркина Е.С.                

                                                        

Направленность: эколого-биологическая

Уровень реализации: среднее общее  

(полное) образование.

Срок реализации: 1 год

                                                        Возраст: 12-14 лет

2015-2016

учебный год

Пояснительная записка.

Данная дополнительная образовательная программа разработана в 2015 году в соответствии с « Требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей» Мин. РФ от 3.06.03

.Цель занятий по данной программе : познакомить учащихся с экологической обстановкой в п.г.т.Славный и на территории Арсеньевского района, исследовать водные источники, получить у специалистов рекомендации по улучшению качества воды, выяснить причины возникновения различных заболеваний и по возможности вести профилактику по их предупреждению.

Основными задачами являются:

• развитие познавательного интереса.

•  привитие любви к родному краю;

•  формирование представлений о здоровом образе жизни;

• научить правильно и грамотно использовать знания с целью профилактики различных заболеваний;

• повысить "качество жизни" учащихся объединения.

В практической деятельности эта цель и задачи решаются во взаимосвязи,

комплексно, так как выделить и решить одну из них невозможно. Дополнительная образовательная программа адресована учащимся среднего звена общеобразовательной школы.

Учебно-комплексный план программы рассчитан на 1 год обучения, предполагает знакомство с экологической обстановкой , сбор информацию по загрязнению воды и воздуха в п.г.т.Славный, о заболеваемости в поселке за последние три года. Учащиеся обобщают, систематизируют, обрабатывают накопленные материалы, сведения, выясняют причины возникновения болезней, меры их профилактики.

Учитывая такую особенность построения программы необходимо использовать различные виды учебной деятельности: занятия-экскурсии, занятия-семинары, практические занятия, занятия-конференции. Для нормализации нагрузки, предупреждения утомляемости во время занятий, предусматривается смена видов деятельности: беседы, просмотры видеофильмов, практическая работа по изготовлению различных графиков, схем, таблиц. Данная программа предусматривает также организацию работы с родителями учащихся: приглашение на творческие отчеты, научно-практическую конференцию.

Освоив курс дополнительной образовательной программы "Мир вокруг нас" учащиеся будут иметь представление об экологической обстановке в, п.г.т.Славный, о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, научатся применять полученные знания для профилактики различных заболеваний, выяснят влияние курения, употребления алкоголя, наркотических веществ на организм подростков, разработают тему сообщения. В зависимости от объективных причин, состояния материально-технической базы, желания детей возможно варьирование тем, корректировка часов, отведенных на изучение разделов программы.

   Учебный план.

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

1

1

0

2.

Основные тенденции развития современной экологии.

4

2

2

3.

Святая водица Арсеньевского района.

21

7

14

4.

Моя малая Родина: природа, культура, этнос.

17

12

5

5.

Лесохозяйственная экология.

14

7

5

6.

Флора Арсеньевского района.

3

2

1

7.

Фауна Арсеньевского района.

7

4

3

8.

Подведение итогов.

3

0

3

Итого:

68

35

33

       Учебно-тематический план программы «Мир вокруг нас»

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

1

1

-

1.1

Знакомство с планом программы. Правила работы над научной статьей.

1

1

-

2.

Основные тенденции развития современной экологии.

4

2

2

2.1

Место экологии в формировании общественного самосознания.

1

1

-

2.2

Экологическое мышление человека.

1

1

-

2.3

Адаптация организма человека к экологическим факторам.

2

-

2

3.

Святая водица Арсеньевского района.

21

7

14

3.1

Расположение на карте родников Арсеньевского района.

2

-

2

3.2

Исследование родника «Малиновая вода», оценка состояния родника, очистка родника.

6

2

4

3.3

Исследование родника, находящегося в с.Тургенево, оценка состояния родника. Изучение истории тургеневской церкви.

6

2

4

3.4

Исследование родника «Кудеяров колодец», оценка состояния родника, очистка прилегающей территории родника

6

2

4

3.5

Водоохранные мероприятия.

1

1

4.

Моя малая Родина: природа, культура, этнос.

17

12

5

4.1

Окружающая человека среда. Воздействие природной среды на человека. Классификация и иерархия потребностей человека.

2

2

-

4.2

Исследование качества воды в п.г.т. Славный. Экскурсия на насосную станцию

3

1

2

4.3

Биоэтика и поведение человека.

2

2

4.4

Скрытые возможности организма человека.

2

2

4.5

Воздействие загрязнений окружающей среды на здоровье человека. Вредные вещества и их воздействие на человека. Статистические данные о заболеваемости учащихся за три года.

2

2

4.6

Радиоактивное загрязнение п.г.т. Славный.

4

2

2

4.7

Изучение прав и обязанностей человека, связанных с экологией ближайшего окружения.

2

1

1

5.

Лесохозяйственная экология

12

7

5

5.1

Исследование ельника п.г.т.Славный. Очистка территории ельника от мусора.

4

2

2

5.2

Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия. Условия существования и продуктивность лесных экосистем. Лесистость территории Арсеньевского района.

1

1

-

5.3

Болезни леса и методы борьбы с ними. Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними.

1

1

5.4

Лесные пожары и защита леса от пожара.

1

1

5.5

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.

1

1

5.6

Экскурсия в лесничество

4

1

3

6.

Флора Арсеньевского района.

3

2

1

6.1

Экосистемы, их виды. Иерархия экосистем. Разграничение биоценозов. Свойства биоценозов.

1

1

-

6.2

Виды растений, занесенные в Красную Книгу.

2

1

1

7.

Фауна Арсеньевского района.

7

4

3

7.1

Условия обитания животных на территории Арсеньевского района.

1

1

-

7.2

Влияние человека на животных. Экскурсия в охотохозяйство.

4

1

3

7.3

Виды животных, занесенных в Красную Книгу.

2

2

8.

Подведение итогов.

3

0

3

8.1

Подготовка научно-практической конференции «Мир вокруг нас».

1

0

1

8.2

 Научно-практическая конференция «Мир вокруг нас». Награждение лучших учащихся.

2

0

2

Итого:

68

35

33

            Предполагаемый результат.

Учащиеся должны иметь представление:

  • об основных тенденциях развития современной экологии.

Учащиеся должны знать:

  • правила работы с научной литературой;

  • историю, культуру, природу родного края;

  • назначение сельскохозяйственной экологии;

Учащиеся должны уметь:

  • давать оценку биоценозу по преобладающим видам;

  • проводить экологический мониторинг водоемов и природных экосистем;

  • составлять путеводители по различным экологическим тропам;

  • использовать знания об экосистемах при выработке правил поведения на природе;

  • анализировать экологическую ситуацию и делать выводы.

             Формы и методы диагностики результатов обучения по

                                программе «Мир вокруг нас».

  • повторительно-обобщающие занятия в каждом разделе программы;

  • участие в работе по оформлению результатов исследований;

  • защита проектов.

Литература для учащихся:

1.Величевский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда». Учебное пособие,

М., Новая школа, 1997.

2. «Гибнущие леса. Последствия обезлесения для человека», М., 1990.

3.Гржимек Б. «Экологические очерки о природе и человеке», М., Прогресс, 1988.

4.Голубева А.В., Мосиенко Н.А. «Сельскохозяйственная экология». Учебное пособие, Саратов, 1997.

5.Демина Т.А. «Экология, природопользование, охрана окружающей среды», М., Аспект-Пресс, 1997.

           

Литература для педагогов:

1.Дато Р. «Основы экологии», М., 1975.

2.Деткин В.В. «В мире заповедной природы», М., 1984.

3.Дхятковская С.Н. «Экология и здоровье». Учебное пособие в 2 т., Иркутск, ИЧП Аркон, 1994.

4.Зверев А.Т., Зверева Е.Г., Малинников В.А. и др. «Экология Московского региона».

Учебно-методическое пособие для учителей, МШУ геодезии и картографии, 1995.

5.Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание школьников», М., Аркти, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...