Статья Воспитание школьников при обучении биологии
статья по биологии
В пароцесее усвоения биологии обучающиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение обучающимися системы биологических знаний и овладение учебнвми умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, плового, экологического , трудового и нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitanie_shkolnikov_pri_obuchenii_biologii.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности - единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования и методов обучения. В процессе усвоения биологии обучающиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение обучающимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. В воспитании обучающихся огромное значение имеет личность учителя биологии. Это должен быть биологически образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания. Учитель биологии прежде всего пропагандист биологических знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию. Успех в работе учителя, в решении стоящих перед ним образовательных и воспитательных задач зависит прежде всего от его понимания содержания педагогической деятельности, основных его функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания подрастающего поколения. Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, т. е. с решением образовательных задач, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. Когда вырабатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются. В этом заключается суть воспитания. К воспитательным задачам учителя биологии относится: возбуждение интереса к изучению биологии, формирование умений и навыков осуществлять профессиональную ориентацию школьников с учётом их склонностей и возможностей, вырабатывать правильное отношение к природе, осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся, переводить знания в убеждения и оказывать, воздействие не только на разум, но и на чувства.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели - всестороннее развитие личности учащихся.
Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:
1 формирование научно - материалистического мировоззрения,
2 нравственное воспитание,
3 эстетическое воспитание,
4 трудовое воспитание,
5 экологическое воспитание,
6 гигиеническое и половое воспитание,
7 воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Все учебно - воспитательные задачи взаимосвязаны и обращены к личности школьника. Их группировка необходима для осознаний и комплексной постановки учителем учебно - воспитательных задач при подготовке и проведении уроков биологии. Учебно - воспитательные задачи определяются спецификой учебного материала, наличием в нём мировоззренческих и практических аспектов и должны быть конкретными и решаемыми в рамках урока. Поэтому важно конкретизировать учебно - воспитательные задачи, связанные с отдельными направлениями воспитания.
Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание
школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Биология занимает одно из ведущих мест в трудовом воспитании школьников. При этом осуществляется ряд учебно - воспитательных задач:
1) политехническое образование на базе усвоения элементарных научных основ биологической промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, здравоохранения;
2) усвоение элементарных знаний о физиологии и гигиене труда;
3) овладение тудовыми умениями и навыками по выращиванию растений и уходу за животными, практическими действиями по охране природы;
4) воспитание любви к сельскохозяйственному труду, потребности в активной трудовой деятельности.
Методологическую основу трудового воспитания школьников в процессе обучения биологии составляет учение о роли труда в возникновении и развитии человеческого общества, о роли трудовой деятельности в нравственном воспитании человека как обязательным социальным условием всестороннего развития личности.
Воспитание нравственности - одна из важнейших задач школы.
Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения.
"Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах".
Так говорил Аристотель. Пройдёт время и другой философ - Гегель сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера". Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.
Человек должен быть достоен этого звания. Он не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врождённые и не передаются из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллегентных и порядочных родителей становились подонками общества. И наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, высоким гражданским мужеством, неутомимой страстью к добрым делам, скромные и строгие к себе. Но это скорей исключение из правил. Ведь именно семья своим отношением к жизни, своей моралью закладывает основы нравственного воспитания детей.
Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.
Каждый год мы с ребятами выходим на экологический субботник по очистке берега ближайшего озера. Но мы с ужасом замечаем, что мусора меньше не стало. С каждым годом его становится всё больше и больше. Не даром есть выражение: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят".
Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.
Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек - это малая часть окружающего мира.
Обучение биологии должно происходить под девизом: "Живи в мире и будь его достойной и полноценной частью".
Самым приоритетным направлением своей работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.
Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.
Необходимо воспитывать экологическую культуру у обучающихся, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Под экологическим воспитанием школьников в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
Валеологическое воспитание школьников на уроках биологии и химии
Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные в лабораториях этого инстит...
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...
Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...
Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание
Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе. Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...
Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприя...